При подведении годовых итогов мы порой упускаем мелочи, которые непосредственно влияют на суммы уплачиваемых налогов. Попробуем разобраться, на что нужно обратить внимание.
Как показывает практика, наиболее часто встречающаяся ошибка - предоставление стандартных вычетов по НДФЛ происходит без заявлений от сотрудников и необходимых подтверждающих документов (копий свидетельств о рождении детей, справками из учебного заведения и т.д.). Своевременно проведенная ревизия поможет вам выявить и устранить эти недочеты.
Организациям, в штате которых есть иностранцы, а также российские граждане, часто выезжающие на длительный срок за рубеж, нужно проверить правильность применения ставки НДФЛ. Важно помнить, что для целей исчисления этого налога все лица, получающие доход от источников в Российской Федерации, делятся на резидентов и на нерезидентов по критерию длительности нахождения на территории Российской Федерации, а не по гражданской принадлежности (п. 2 ст. 11 НК РФ). Может оказаться, что ваш сотрудник – гражданин РФ, пребывал на родине меньше 183 дней по причине частых загранкомандировок, и его доходы облагаются по ставке 30 %. Права на стандартные вычеты, предусмотренные ст. 218 НК РФ (3000 руб. – пострадавшим при аварии на Чернобыльской АЭС, 500 руб. – героям СССР и РФ, 400 руб. – на работника и 300 руб. на каждого ребенка (до достижения размера совокупного годового дохода 20000 руб.)) нерезидент тоже не имеет. В таком случае бухгалтеру необходимо пересчитать сумму налога с начала года и удержать полученную разницу при последующих выплатах сотруднику.
Особо хотелось бы отметить недопустимость уплаты за сотрудника подоходного налога из средств организации в случае, если с сотрудника сумму налога по какой-то причине удержать невозможно, например, в случае его увольнения. Данные перечисления в соответствии с п. 9 ст. 226 НК РФ признаются налоговыми органами выплатами в пользу физического лица и облагаются НДФЛ еще раз.
Если у вас нет возможности удержать налог с выплат сотруднику, поданная в УФНС в течение месяца с момента перерасчета справка 2-НДФЛ с письмом о невозможности удержать указанную сумму налога освободит вас от ответственности и возложит обязанность расчета с уволившимся сотрудником на УФНС. На это прямо указывает п. 5 ст. 226 НК РФ.
В рамках подготовки годового отчета необходимо уделить особое внимание персонифицированному учету, регулируемому Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. в ред. Федеральных законов № 138-ФЗ от 25.10.2001 г. и № 198-ФЗ от 31.12.2002 г. Формы персонифицированного учета - это особый вид отчетности. За правильность их заполнения бухгалтер несет ответственность не только перед государством. В первую очередь возникает моральная ответственность перед сотрудниками организации, поскольку данные о начисленных страховых взносах окажут влияние на размер их пенсии в будущем. По большинству вопросов, касающихся сведений для занесения на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, консультацию можно получить в территориальном отделении Пенсионного фонда.
Сложность для бухгалтера обычно представляет статус иностранных работников в российской системе государственного пенсионного страхования. До недавнего времени путаница возникала с отнесением иностранцев к категории временно пребывающих (не имеющих права на пенсионное страхование), временно проживающих или постоянно проживающих не территории Российской Федерации (такое право имеющих). Хотим обратить ваше внимание на Федеральный закон от 20.07. 2004 г . № 70 –ФЗ, вступающий в силу 1 января 2005 г ., в соответствии с которым обязательное пенсионное страхование распространяется на всех граждан Российской Федерации, постоянно и временно проживающих иностранных граждан, а также лиц без гражданства (п. 1 ст. 7 указанного закона). Таким образом, возникает необходимость оформить для всех иностранных сотрудников страховые свидетельства. При этом устанавливается одинаковый порядок расчета и уплаты сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ для всех сотрудников . Граждане и не граждане РФ уравниваются в пенсионных правах.
Любой бухгалтер знает, что грамотно подготовить отчет – только половина дела. Зачастую, мы сталкиваемся с ситуацией, когда без предварительной сверки платежей с Пенсионным Фондом формы по персонифицированному учету не принимают. Сверка, по своей сути, не является законодательно обязательной процедурой, но в большинстве случаев она проводится в интересах самого налогоплательщика. Ведь, не секрет, что примерно половина платежей на лицевой счет налогоплательщика не попадает. Основная рекомендация в данном случае – не идти на конфликт, а провести сверку в самом начале года, когда очереди в фондах невелики. Экономия времени и трудозатрат налицо, да и пени на «временно потерянные» платежи не начисляются.
Кстати, именно желанием сэкономить наше время аргументируется одностороннее назначение Пенсионным фондом даты и времени приема нашей отчетности, а также, отказ принимать отчет в другое время. Излишне говорить о незаконности подобного «вызова». Более приятный и приемлемый сценарий – предоставление возможности записаться на прием в удобное для налогоплательщика время. Но, к сожалению, в ряде фондов есть «добрая традиция» существенно сокращать приемные часы в предпраздничные дни. Советуем заранее узнать телефон и имя руководителя фонда, а также координаты вышестоящей организации. Практика показывает, что звонка по одному из этих номеров оказывается достаточно для возобновления нормального функционирования приемных кабинетов. В ряде случаев бывает достаточно вмешательства начальника менее высокого ранга или ссылки на ст. 11 Федерального Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», устанавливающего срок представления сведений «один раз в год, но не позднее 1 марта», а не дату, назначенную Пенсионным фондом.
Хотелось бы предупредить о возможности следующей конфликтной ситуации, реально встречающейся на практике. В последние дни отчетного периода налогоплательщикам, томящимся в очереди, предлагается получить бумажку с указанием даты в марте, когда можно будет сдать отчет «в спокойной обстановке». Обрадованный бухгалтер с чувством выполненного долга (успел отметиться до отчетной даты) покидает стены Пенсионного фонда, а через неделю-другую получает решение о привлечении к ответственности за несданную отчетность. И не сможет доказать свою правоту, т.к. факты против него – отчетность действительно не сдана до 1 марта. Статья 17 Федеральный закона от 20.07. 2004 г . № 70 –ФЗ предусматривает финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Если вы понимаете, что опаздываете с отчетом, отправьте по почте бумажную версию отчета , оформив надлежащим образом опись. А с дискеткой в Фонд можно пойти и позже, если штамп на описи подтверждает своевременную сдачу.
К вашему сведению, Пенсионный фонд Российской Федерации открыл горячую линию консультаций. В случае возникновения спорных вопросов и разногласий с сотрудниками фонда можно звонить по телефону 8-800-200-0-122 и в справочную службу – (095) 959-8011.
За отчетной суетой можно пропустить некоторые нововведения или не найти времени проанализировать их в разрезе своего предприятия. Попробуем обозначить для вас основное.
Наиболее обсуждаемым и, на первый взгляд, приятным для работодателя изменения введены в действие Федеральным законом от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ, который снижает с 2005 г . ставки единого социального налога с 36,5 % до 26% (п. 1 ст. 241 НК РФ), а также отменяет действие п. 2 ст. 241 НК РФ об ограничении доступа к регрессивной шкале. Целью уменьшения ставки налога объявлено выведение из «тени» доходов трудящихся. Однако, если провести сравнительный анализ сумм отчислений на социальные нужды, приходящихся на одну и ту же налогооблагаемую базу в 2004 г . и в 2005 г ., наблюдается интересная закономерность. При размере ежемесячного дохода сотрудника 1000-5000 руб. экономия от применения новой ставки составит 27 %. При росте доходов до 10000 руб. в месяц наблюдается экономия в размере 21 %. Доход в размере 20000 руб., по-прежнему, дает экономию, однако незначительную – около 2 %. Отчисления с оклада в 50000-100000 руб. снова образуют разницу, но уже не в пользу налогоплательщика. Расходы на социальные нужды увеличиваются. Причина такой динамики в изменении градации шкалы регресса. Напомним, что привычные пороги 100000 руб. - 300000 руб. – 600000 руб. заменены на 280000 руб. – 600000 руб.
Таким образом, данное изменение скорее меняет технику расчета ЕСН, чем влияет на его собираемость.
Бухгалтеру теперь нужно быть готовым к обращению сотрудников за предоставлением имущественного вычета. Федеральный закон от 20.08.2004 № 112-ФЗ дополнил статью 220 Налогового Кодекса пунктом 3, который предусматривает возможность получения имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры, не в УФНС, а у работодателя – налогового агента. К нашей с вами радости, решение о предоставлении вычета теперь принимает (и, несет ответственность, соответственно) налоговая инспекция, а не главный бухгалтер организации - налогового агента. Вычет начинает применяться на основании справки из налогового органа с момента получения этого документа бухгалтерией и действует до конца текущего года. С 1 января года, следующего за годом обращения, вычет по данному основанию налогоплательщик может получать только в налоговом органе. Впрочем, сотрудник имеет право не обращаться к работодателю, а, представив в соответствии с п. 2 ст. 220 НК РФ декларацию и подтверждающие документы в УФНС, получить вычет привычным способом – вернуть налог из бюджета по окончании года.
Надеемся, наши рекомендации и комментарии помогут вам оптимизировать процесс подготовки и сдачи отчетности, а также быстрее сориентироваться в изменениях, количество которых традиционно возрастает в начале каждого года.
Онищенко Ольга
Эксперт отдела бухучета
ЗАО «Алинга Консалтинг Груп»
(095) 783-76-18
Начать дискуссию