НК РФ

Какое решение может принять вышестоящий налоговый орган по жалобе на решение инспекции

Несмотря на то что жалобы на решения налоговых органов, подаваемые налогоплательщиками в вышестоящий налоговый орган (далее - Управление), могут быть разными (апелляционными или обычными), по итогам рассмотрения любой жалобы Управление, по сути, может принять только одно их трех видов решений

Несмотря на то что жалобы на решения налоговых органов, подаваемые налогоплательщиками в вышестоящий налоговый орган (далее - Управление), могут быть разными (апелляционными или обычными), по итогам рассмотрения любой жалобы Управление, по сути, может принять только одно их трех видов решений <1>:
<или> оставить жалобу без удовлетворения;
<или> отменить решение налогового органа;
<или> изменить решение и (или) вынести новое решение.

Но иногда Управления, рассмотрев жалобу, принимают другие решения, не предусмотренные НК РФ <1>, например:
- отменяют решение налоговой инспекции и обязывают ее вынести новое <2>;
- доначисляют налогоплательщику налоги, не начисленные оспариваемым решением налоговой инспекции <3>.

Встречаются и совсем анекдотичные решения. Так, Управление ФНС России по г. Москве, не отменив обжалуемое в апелляционном порядке решение налоговой инспекции, прекратило производство по жалобе из-за ее несоответствия требованиям ГОСТ Р 6.30-2003 <4> и ГОСТ Р 51141-98 <5>, заключавшегося в том, что подпись руководителя организации на апелляционной жалобе не была заверена печатью организации <6>.

Естественно, подобные решения суды признают недействительными. Причем признание полностью недействительным решения Управления, принятого по апелляционной жалобе, означает, что обжалованное решение инспекции просто не будет иметь юридической силы.

Ведь вступление в силу решения налогового органа, обжалованного в апелляционном порядке, обусловлено вынесением решения Управлением <7>.

Недействительность же решения Управления означает, что этого документа юридически просто не существует, а несуществующий документ не может порождать правовых последствий.

Следует учитывать и то, что решение, принятое по жалобе, является окончательным и не может быть исправлено или дополнено Управлением впоследствии. Так как НК РФ не предоставляет налоговым органам права вносить исправления или дополнения в свои решения. Если же это произойдет, то решение Управления в исправленной или дополненной части также может быть признано недействительным в суде <8>.

Внимание! Налоговый орган не вправе вносить исправления или дополнения в свое решение.

Кстати, недействительными могут быть признаны и дополнения или исправления, внесенные в свое решение налоговой инспекцией <9>.

* * *
Внимательно изучив решение вышестоящего налогового органа, принятое по вашей жалобе, можно найти основания для признания его недействительным если не по существу, то по формальным основаниям.

-------------------------------
<1> п. 2 ст. 140 НК РФ
<2> Постановления ФАС Московского округа от 04.06.2009 N КА-А40/4841-09, от 18.02.2009 N КА-А40/566-09, от 30.06.2008 N КА-А40/5503-08; Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2009 N 09АП-13187/2009-АК
<3> Постановления Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 N 5172/09; ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2009 N А13-4227/2008
<4> утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст
<5> утв. Постановлением Госстандарта России от 27.02.98 N 28
<6> Постановление ФАС Московского округа от 05.08.2009 N КА-А40/7264-09
<7> п. 9 ст. 101 НК РФ
<8> Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2009 N Ф04-4682/2009(12213-А46-26); ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2009 N Ф03-5967/2008
<9> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2009 N Ф04-5490/2009(19421-А45-26)

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 21, 2009

Начать дискуссию