Несмотря на то что жалобы на решения налоговых органов, подаваемые налогоплательщиками в вышестоящий налоговый орган (далее - Управление), могут быть разными (апелляционными или обычными), по итогам рассмотрения любой жалобы Управление, по сути, может принять только одно их трех видов решений <1>:
<или> оставить жалобу без удовлетворения;
<или> отменить решение налогового органа;
<или> изменить решение и (или) вынести новое решение.
Но иногда Управления, рассмотрев жалобу, принимают другие решения, не предусмотренные НК РФ <1>, например:
- отменяют решение налоговой инспекции и обязывают ее вынести новое <2>;
- доначисляют налогоплательщику налоги, не начисленные оспариваемым решением налоговой инспекции <3>.
Встречаются и совсем анекдотичные решения. Так, Управление ФНС России по г. Москве, не отменив обжалуемое в апелляционном порядке решение налоговой инспекции, прекратило производство по жалобе из-за ее несоответствия требованиям ГОСТ Р 6.30-2003 <4> и ГОСТ Р 51141-98 <5>, заключавшегося в том, что подпись руководителя организации на апелляционной жалобе не была заверена печатью организации <6>.
Естественно, подобные решения суды признают недействительными. Причем признание полностью недействительным решения Управления, принятого по апелляционной жалобе, означает, что обжалованное решение инспекции просто не будет иметь юридической силы.
Ведь вступление в силу решения налогового органа, обжалованного в апелляционном порядке, обусловлено вынесением решения Управлением <7>.
Недействительность же решения Управления означает, что этого документа юридически просто не существует, а несуществующий документ не может порождать правовых последствий.
Следует учитывать и то, что решение, принятое по жалобе, является окончательным и не может быть исправлено или дополнено Управлением впоследствии. Так как НК РФ не предоставляет налоговым органам права вносить исправления или дополнения в свои решения. Если же это произойдет, то решение Управления в исправленной или дополненной части также может быть признано недействительным в суде <8>.
Внимание! Налоговый орган не вправе вносить исправления или дополнения в свое решение.
Кстати, недействительными могут быть признаны и дополнения или исправления, внесенные в свое решение налоговой инспекцией <9>.
* * *
Внимательно изучив решение вышестоящего налогового органа, принятое по вашей жалобе, можно найти основания для признания его недействительным если не по существу, то по формальным основаниям.
-------------------------------
<1> п. 2 ст. 140 НК РФ
<2> Постановления ФАС Московского округа от 04.06.2009 N КА-А40/4841-09, от 18.02.2009 N КА-А40/566-09, от 30.06.2008 N КА-А40/5503-08; Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2009 N 09АП-13187/2009-АК
<3> Постановления Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 N 5172/09; ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2009 N А13-4227/2008
<4> утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст
<5> утв. Постановлением Госстандарта России от 27.02.98 N 28
<6> Постановление ФАС Московского округа от 05.08.2009 N КА-А40/7264-09
<7> п. 9 ст. 101 НК РФ
<8> Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.08.2009 N Ф04-4682/2009(12213-А46-26); ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2009 N Ф03-5967/2008
<9> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2009 N Ф04-5490/2009(19421-А45-26)
Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 21, 2009
Начать дискуссию