Опубликовано Журнал "Московский бухгалтер" N11/2002г.
Возврат товара - штука неприятная, но нередко московским фирмам (особенно торгующим в розницу) приходится принимать от покупателей брак. Сегодня мы поговорим о том, когда и в какие сроки продавец может принять проданный ранее товар. Также мы расскажем, какими документами оформляется такая операция и как ее следует отразить в учете>>>.
Гражданский кодекс дает право покупателям вернуть продавцу некачественный или разонравившийся товар. Причем сроки, в течение которых это можно сделать, различны. В первую очередь, они зависят от причины возврата. Если товар возвращается из-за "прихоти" покупателя (дома обнаружилось, что обновка не к лицу или великовата), то его можно вернуть в течение 14 дней, не считая дня покупки. В этом случае взамен разонравившегося товара продавец обязан выдать аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки. Причем если его цена будет отличаться от стоимости возвращаемого товара, нужно произвести перерасчет. Потребовать возврата денег покупатель вправе только, если в магазине нет аналогичного товара. На это указывает статья 502 ГК РФ. Отметим, что такой порядок касается только непродовольственных товаров.
Как правило, для того, чтобы принять товар обратно, продавец требует кассовый чек. А как же иначе, ведь этот документ подтверждает, что покупатель не обманывает и товар приобретен именно в этом магазине. Однако статья 18 Федерального закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" говорит, что "отсутствие у покупателя кассового чека не может служить основанием для отказа в расторжении договора купли-продажи и возврате денег". Правда, потребитель обязан доказать факт покупки у данного продавца. Доказательством могут служить товарные чеки, гарантийные талоны и другие аналогичные документы. Кроме того, факт покупки может быть подтвержден свидетельскими показаниями.
Другая причина, по которой покупатель может вернуть товар - его ненадлежащее качество. То есть, если был продан бракованный или испорченный товар. В такой ситуации нужно учитывать, имеет ли продукция гарантийный срок. Если да, то в течение этого срока можно произвести возврат. При отсутствии гарантийного срока потребовать возврата можно при условии, что "недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю…" (ст. 447 ГК РФ). В свою очередь покупатель, которому был продан такой товар, может потребовать:
- заменить недоброкачественный товар на качественный;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Об этом сказано в статье 503 ГК РФ. То же самое говориться и в Законе "О защите прав потребителей".
Верните деньги…
Как показывает практика, недовольные покупкой лица обычно требуют либо возврата денег, либо замены товара. Вначале рассмотрим первый вариант. Порядок оформления возврата организациями розничной торговли регламентирован Типовыми правилами эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Эти правила утверждены письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104.
Если покупатель вернул товар в тот же день, то есть до закрытия смены и снятия Z- отчета, то возврат осуществляется в следующем порядке. Кассовый чек, который предъявляет покупатель, подписывается директором магазина или его заместителем. Для того, чтобы оформить прием товара составляется накладная в двух экземплярах. Первый прикладывается к товарному отчету, второй - выдается покупателю и является основанием для замены товара или получения денег.
На основании этих документов из операционной кассы магазина выдаются деньги. На выданную сумму оформляется акт о возврате денежных средств по форме № КМ-3 (ее утвердил Госкомстат постановлением от 25 декабря 1998 г. № 132). В этом акте указываются номера предъявленных чеков ККМ и их суммы. Далее чеки приклеиваются на отдельный лист бумаги и вместе с актом передаются в бухгалтерию.
Возврат товара в другой день оформляется несколько иначе. Во-первых, для того, чтобы вернуть свои деньги, покупатель пишет заявление, на основании которого предприятие принимает товар и выдает денежные средства. В этом случае также необходим подписанный руководителем кассовый чек. Во-вторых, деньги возвращаются не из операционной, а из главной кассы торговой фирмы. На эту сумму бухгалтер выписывает расходный кассовый ордер.
Теперь покажем, как бухгалтер должен отразить в учете операции по возврату товара и выдачи денег. Сразу отметим, что в первом описанном случае сложности не возникает. Дело в том, что записи в учете производятся на основании кассового отчета продавца. А раз покупатель успел вернуть товар в этот же день, бухгалтер еще не отразил в учете операцию по реализации. Другое дело, когда отчет сдан и на счетах бухгалтерского учета уже показана "продажная" операция. Как быть бухгалтеру в этой ситуации? Для этого можно руководствоваться Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций в организациях торговли . В них сказано, что возвращенный товар необходимо оприходовать обратно на счет 41 по продажной стоимости. Одновременно нужно откорректировать выручку и исчисленные с нее налоги (с продаж, на добавленную стоимость, на пользователей автодорог). Заметим, что Минфин в письме от 12 ноября 1996 г. № 96 также подтверждает, что "в случае возврата покупателем продукции (без ее замены) данные, ранее отраженные на счетах бухгалтерского учета операций по реализации продукции и сумм НДС, должны быть уточнены путем внесения исправительных записей на соответствующие счета".
П Р И М Е Р 1
В ноябре магазин "Уют" продал кухонную плиту по цене 12 285 руб., в том числе налог с продаж - 585 руб. и НДС - 1950 руб. Покупная стоимость данного товара составила 9000 руб. с учетом НДС. В этом же месяце товар был возвращен по причине брака. Причем покупатель отказался заменить плиту и потребовал вернуть деньги. Учет товаров ведется по продажным ценам.
В бухгалтерском учете "Уюта" данные операции отражаются следующим образом (налог на пользователей автодорог не рассматриваем).
1. При продаже:
Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка"
- 12 285 руб. - отражена реализация кухонной плиты;
Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41
- 12 285 руб. - списана продажная стоимость плиты;
Дебет 90 субсчет "Налог с продаж" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу с продаж"
- 585 руб. - начислен налог с продаж;
Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС".
- 1950 руб. - начислен налог на добавленную стоимость.
Утверждены письмом Роскомторга от 10 июля 1996 года № 1-794/32-5.
2. При возврате:
Дебет 41 Кредит 76
- 12 285 руб. - оприходована возвращенная кухонная плита;
Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж"
Кредит 90 субсчет "Выручка"
- 12 285 руб. - скорректирована розничная выручка от продажи плиты;
Дебет 90 субсчет "Налог с продаж" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу с продаж"
- 585 руб. - сторнирован начисленный с выручки налог с продаж;
Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
1950 руб. - сторнирован начисленный с выручки НДС;
Дебет 90 субсчет "Выручка" Кредит 42
- 3285 руб. (12 285 - 9000) - восстановлена торговая наценка на возвращенный товар;
Дебет 76 Кредит 50
- 12 285 руб. - выплачены покупателю деньги за возвращенный товар.
Отметим, что все сторнировочные операции бухгалтер должен показать в справке . Ведь, как следует из статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", любая хозяйственная операция оформляется оправдательными документами. Что касается отраженной в книге продаж выручки и начисленного НДС, то, по нашему мнению, бухгалтеру нужно произвести в ней корректировочные записи в сторону уменьшения.
А если НДС с реализации организация уже показала в декларации и заплатила в бюджет? В этом случае ответ надо искать в главе 21 НК РФ. В пункте 5 статьи 171 НК РФ говорится, что вычетам подлежит налог, предъявленный покупателю и уплаченный в бюджет при реализации товаров в случае их возврата. Причем в пункте 4 статьи 172 НК РФ сказано, что обязательным условием для этого является отражение в учете корректировочных записей.
Так как согласно статье 169 НК РФ вычет предоставляется на основании счета-фактуры, то бухгалтер должен его выписать. В нем нужно показать сумму возврата и НДС. Затем этот документ регистрируется в книге покупок, и данные этого регистра переносятся в декларацию. В форме декларации в подразделе "Налоговый вычет" есть специальная строка 10, где как раз и показывается эта сумма. Код строки - 420.
Что касается налога с продаж и налога на пользователей автодорог, то "природа" их расчета не предусматривает вычета. Поэтому эти суммы уменьшат налог, рассчитанный бухгалтером за текущий налоговый период. Это и понятно, ведь сторнируя выручку, бухгалтер уменьшает и сумму исчисленных ранее налогов.
… или замените товар
Теперь рассмотрим ситуацию, когда покупатель согласен на замену на аналогичный товар. Если его цена такая же, то бухгалтеру не нужно делать корректировку. На это указывает Минфин в вышеуказанном письме № 96, где сказано, что исправительные записи бухгалтер должен внести в том случае, если не было замены товара. Таким образом, достаточно сделать проводку:
Дебет 41 субсчет "Товары ненадлежащего качества" Кредит 41.
Принять к вычету НДС по возвращенной покупке предприятие не вправе.
Ведь, как мы уже упоминали выше, корректировочные записи являются обязательным условием для применения вычета.
2 Подробнее о составлении бухгалтерской справки читайте в этой же рубрике.
Когда стоимость обмениваемого товара отличается от цены возвращенного, без корректировок не обойтись. Так, если цена товара, который возвращает покупатель, ниже цены товара, который он хочет получить взамен, покупатель обязан доплатить продавцу разницу в ценах. Если же, наоборот, цена возвращаемого товара выше цены товара, получаемого взамен, разница в ценах выплачивается торговой организацией.
В бухгалтерском учете такую замену можно отразить следующим способом. Сначала сторнировать ранее отраженную выручку. Затем, после того, как товар заменен, вновь показать реализацию. Для того чтобы "не загромождать" учет бесчисленными проводками, мы предлагаем корректировать выручку и налоги лишь на разницу между стоимостью товаров. Для наглядности рассмотрим пример.
П Р И М Е Р 2
Изменим условия примера 1. Предположим, что покупатель согласился заменить бракованный товар. Но так как в магазине не было кухонный плиты такой же марки и стоимости, то продавец передал плиту другой модели по цене 11 500 руб., в том числе налог с продаж - 548 руб. и НДС - 1825 руб. Покупная стоимость этой плиты составила 7800 руб. с учетом НДС. Следовательно, торговая наценка - 3700 руб. (11 500 - 7800). Так как цена обмениваемого товара ниже возвращаемого, то покупателю была выплачена разница в ценах - 785 руб. (12 285 - 11 500).
В бухгалтерском учете при возврате и замене товара должны быть сделаны следующие проводки:
Дебет 41 Кредит 76
- 12 285 руб. - оприходована возвращенная кухонная плита;
Дебет 76 Кредит 41
- 11 500 руб. - произведена замена плиты;
Дебет 76 Кредит 50
- 785 руб. - возвращена покупателю разница в ценах;
Дебет 90 Кредит 42
- 415 руб. (3700 - 3285) - восстановлена торговая наценка с разницы между возвращенным и выданным взамен товаром;
Дебет 50 Кредит 90
- 785 руб. - сторнирована выручка от реализации плиты на разницу в стоимости между возвращенным и выданным взамен товаром.
Дебет 90 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу с продаж"
- 37 руб. (785 руб. х 5% : 105%) - сторнирована сумма налога с продаж в части превышения стоимости товара, возвращенного покупателем, над стоимостью товара, выданного взамен;
Дебет 90 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 125 руб. ((785 руб. - 37 руб.) х 20% : 120%) - сторнирован НДС в части превышения стоимости товара, возвращенного покупателем, над стоимостью товара, выданного взамен.>>>
Начать дискуссию