Право

Президент послал депутатов исправлять избирательную систему

Послание Президента России Д.А. Медведева, произнесённое им 12 ноября 2009 г., отличалось от предшествующих большей конкретикой в постановке перед парламентариями практических задач. Не вдаваясь в оценку иных заданий, обратимся к тому, что автору настоящих строк ближе - состояние и реформа избирательного законодательства страны.
Президент послал депутатов исправлять избирательную систему
На фото Юрий Дмитриев

Послание Президента России Д.А.  Медведева,  произнесённое им 12 ноября 2009  г.,  отличалось  от  предшествующих  большей конкретикой в постановке перед парламентариями практических задач.  Не вдаваясь в оценку иных заданий,  обратимся к тому, что автору  настоящих строк ближе - состояние и реформа избирательного законодательства страны.

Оценивать предложенные Президентом новеллы, на наш взгляд, следует исходя из общего постулата, что по инициативе снизу в истории нашей страны происходили только восстания, крестьянские войны и революции.  Что же касается реформ,  то подавляющее их число происходило по инициативе власти, то есть сверху.

Первое заявление,  сделанное в этом ключе Президентом, сводилось к тому, что по его мнению многопартийная система в нашей стране «в целом сложилась».  Обратимся к фактам. Старейшая парламентская партия - КПРФ, организационно (без учёта перемен названий) образовалась в 1898 г.  ЛДПР - образована после ревизии печально знаменитой ст. 6 Конституции СССР (не без участия Кремля) в 1989 г.  «Единая Россия» - четвёртая за последние 20 лет правящая партия - чуть более 2-х лет назад. Самая молодая – «Справедливая Россия» - также создана при активном  участии власти. Что же касается непарламенских партий (Яблоко, СПС, Правое дело и пр.), то броуновское движение в их среде продолжается. 

Самое интересное состоит в том, что из четвёрки высших правящих лиц страны только Дмитрий Медведев не имеет «своей» политической  партии.  Возникает вопрос:  кто же будет представлять его интересы на выборах 2012 года? И как в такой ситуации можно говорить  о  сложившейся  многопартийной системе?  И почему она должна быть «сложившейся»?  Даже в устоявшихся веками партийных системах Запада происходят постоянные перемены.

Как величайшее достижение представлено в Послании фактическое снижение до 5% барьера прохождения партий в Государственную Думу. Во-первых, если этот барьер представляется завышенным, его надо снижать не фактически,  а юридически.  Во-вторых, партия, преодолевшая 5 % барьер, получает в Думе 1 мандат, а 7%  - более 30. А это уже грубейшее нарушение принадлежащего гражданам принципа равного избирательного права. Это происходит на фоне призыва «продолжить совместную работу по улучшению качества народного представительства и созданию дополнительных условий для справедливой и цивилизованной конкуренции между партиями» (Д.А. Медведев).

Также в качестве достижения представлено полученное партиями, победившими на выборах в законодательное собрание субъекта Федерации, право выдвигать кандидатов на должности  руководителей субъектов Федерации, а также «гарантии равного освещения их деятельности в государственных СМИ». Характерно, что эти заявления прозвучали после того,  как в подавляющем большинстве региональных парламентов большинство депутатских мест заняли единоросы. Таким образом,  единоличная ответственность Президента, предлагавшего единственного кандидата в губернаторы, переложена на региональное партийное большинство, которое уже официально в печати и в самом Послании именуется «правящей партией». А на ком лежит персональная ответственность за неудачный кадровый выбор?

Что же касается государственных СМИ, то их процент в общем числе печатных изданий в нашей стране давно уже составляет менее 10%, как по числу названий, так и по тиражам, и существенно не влияет на «равное освещение деятельности политических партий».

Далее в Послании Федеральному Собранию Президент перечисляет десять  направлений  укрепления демократических институтов на региональном уровне, сформулированных им «по итогам консультаций с представителями общественных организаций и политических партий». Рассмотрим их в порядке, изложенном в этом документе.

Первое - необходимость установления равной численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. В качестве примера существующего неравенства приведены Московская городская  дума и Народный Хурал Республики Тыва (35 и 162 депутата соответственно). Возникает подозрение, что в Администрации  Президента только и ломают голову: в каких бы ещё самостоятельных правах ограничить субъекты Федерации? В качестве  подтверждения  процитируем  Федеральный  закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта  Российской Федерации (часть 3 ст. 4). Видимо, имелось в виду обеспечение более широкого представительства политических партий в региональных парламентах. А в действительности это число зависит (как наглядно показали выборы 11 октября с.г.) не от числа депутатских мест, а от величины заградительного барьера.

Второе - предложение обеспечить всем партиям возможность формировать в региональных парламентах фракции. Во-первых, это очередное покушение  на  самостоятельность  этих   парламентов. Во-вторых, в  большинстве  заксобраний это бесполезно. Пример: Московская городская дума, где соотношение единоросов и коммунистов составляет 32 к 3. А в тех парламентах, где в депутатский состав  прошли более 2-х партий, необходимо формировать не только фракции, но и партийные блоки, запрещённые сегодня законодательно.

Вот третье предложение действительно направлено на укрепление демократических  институтов на региональном уровне. Речь идёт о снижении заградительного барьера на выборах этого уровня до 5%. Сегодня, к сожалению, в большинстве субъектов Федерации этот барьер выше. Это же можно сказать и о четвёртом предложении – освободить официально зарегистрированные политические партии от сбора подписей для участия в выборах всех уровней. Другое дело, что юридическое оформление этого решения поставит членов списка кандидатов от политических партии в неравное положение с единоличными кандидатами одномандатниками (в том числе - и выдвинутыми политическими партиями), что также нарушает конституционное  право граждан на равное участие в выборах. Но кто же обращает внимание на такие «мелочи»!

Пятое предложение посвящено обеспечению  участия  непарламенских партий в политической жизни региона. А именно, обязательному обсуждению их предложений в законодательных собраниях и участию их в работе избирательных комиссий. На мой взгляд, реализация подобных предложений лишает политические партии стимула к участию в выборах. Зачем, если их мнение всё равно будет выслушано? Но ведь борьба за власть легальным путём - основная, если не единственная цель политических партий!

Шестое – «пора наконец навести порядок с досрочным голосованием на местных выборах». К этому предложению Президента подтолкнули представители политических партий, избранных в Государственную Думу, на встрече 21 октября 2009 г. Речь  идёт о том, что  именно на досрочных голосованиях сегодня допускается наиболее массовая фальсификация итогов выборов. Но причина – в недобросовестности  членов  избирательных  комиссий и нежелании политических партий работать с избирателями. На самом деле, политические партии должны направлять своих наблюдателей не только на избирательные участки в день официального голосования, но и в комиссии на всём протяжении избирательной кампании. Всё остальное зависит от настойчивости и порядочности этих представителей. В противном случае, запрет досрочного голосования поставит  избирателя в положение ложного выбора. Либо нарушить свои должностные обязанности и находиться в день голосования по месту регистрации,  или отказать от важнейшего политического права - права участия в выборах. Тем более, что на региональных выборах открепительный талон практического значения не имеет.

Седьмое предложение содержит рекомендацию «во всех субъектах Российской Федерации принять законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации  деятельности  партий». Может быть, это и дельное предложение, но оно нарушает конституционную норму, гарантирующую свободу массовой информации (часть 5 ст. 29).

Нельзя не поддержать восьмое предложение Президента о  необходимости законодательно  закрепить  обязательность ежегодных отчётов руководителей исполнительной власти перед местным  парламентом. Но при этом не следует забывать,  что его кандидатуры выдвигалась как раз большинством депутатов этого парламента.

В девятом пункте Президент  фактически  предлагает  ввести исключительно  пропорциональную  систему  выборов  региональных парламентов. Несмотря на завуалированность этого предложения, очевидно, что власть не желает прохождения в представительные органы власти независимых депутатов. Удачный опыт  управляемой демократии,  полученный на федеральном уровне, когда уход всех депутатов оппозиционных фракций  с  заседания,  существенно  не влияет на работу Государственной Думы, правящая партия стремится перенести на региональный уровень. Этот шаг, на наш взгляд, сделает окончательно бесполезным сам институт выборов в нашей стране.

Как бы в насмешку в десятом, завершающем предложении Президент без комментария приводит прямо противоположный вывод, якобы полученный им от  журналиста из Ставропольского края: «Современное  обустройство  избирательного процесса - это часть национальной инфраструктуры России... Нет такого элемента  - проседает целое направление жизни человека в России».

Как говорится, комментарии излишни.

Комментарии

1
  • babaika
    Казалось бы, связаны и задушены уже субъекты РФ... Ан нет, мало. У них и осталось то самостоятельности - органы свои формировать по своему усмотрению. Более важных задач, я вижу, у Президента нет, кроме как всё отобрать - у кого лампочки, у кого полномочия.

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.