Учет в туризме

Организация шоп-туров

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что современный российский выездной туризм во многом обязан своим становлением и развитием явлению, называемому «челночный бизнес». Однако сейчас значительная часть шоп-туров ориентирована на покупку товаров за рубежом уже не для перепродажи, а для самого туриста. Современные шоп-туры довольно разнообразны. Это поездки за одеждой, за недвижимостью...

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ТУРАХ НУЖНО ПРЕДОСТАВИТЬ КЛИЕНТУ?

Организация шоп-туров подчиняется общим требованиям российского законодательства, регламентирующего деятельность турагентов и туроператоров, и в первую очередь требованиям и правилам, установленным Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Однако специфика подобных туров предполагает ряд дополнительных обязанностей турфирм, которые они должны выполнить по отношению к клиентам.

Прежде всего это более подробное их информирование о таких аспектах поездки, как правила, установленные таможенным и валютным законодательством. При этом речь идет о требованиях не только российских, но и иностранных законов. Хотя большинство стран, популярных с точки зрения шоп-туров, достаточно либеральны в плане законодательства, регламентирующего операции с валютой и приобретением местных товаров. Тем не менее существуют разные нюансы, которые должны быть известны клиенту. Они могут касаться необходимости декларирования иностранной валюты при въезде (выезде) в иностранное государство, ограничениях на вывоз некоторых товаров, иногда даже на вывоз национальной валюты.

Многие страны, заинтересованные в получении доходов от туристов, принимают ряд стимулирующих мер, направленных на то, чтобы сделать экономически выгодным покупку товаров местных производителей. В качестве таких мер можно назвать полное или частичное возмещение иностранному покупателю налогов, включенных в стоимость товара, при его выезде из страны. Данные вопросы также должны быть разъяснены клиенту.

Особенности местной торговли
Турфирма должна информировать клиента о местных особенностях торговли в конкретной стране. Так, для множества стран (особенно восточного региона) хорошим тоном в процессе приобретения того или иного товара является торг с продавцом.

Наконец, очень важно подробно проинформировать клиентов о тех правилах, соблюдение которых необходимо для того, чтобы ввезти покупку в Россию. Эти правила могут касаться соблюдения требований таможенного законодательства, в частности необходимости уплаты пошлин, соблюдения требований санитарного законодательства. Ведь зачастую туристы, совершив за рубежом дорогостоящую покупку, не знают тонкостей ее ввоза в нашу страну и, столкнувшись с законными, но, по их мнению, несправедливыми требованиями таможенных органов, могут рассматривать турфирму в качестве виновника испорченного настроения и дополнительных расходов.

Отдельного внимания заслуживает информирование туристов, предполагающих купить недвижимость. В данном случае турфирма должна быть готова дать четкие ответы на множество вопросов, которые возникнут у ее клиента при покупке квартиры или дома за рубежом. Эти вопросы касаются налогового законодательства, регистрации сделок, контроля за денежными средствами, используемыми для покупки недвижимости, ограничений, существующих для приобретения или использования недвижимости иностранными гражданами, расходов по содержанию недвижимости и т. п.

Часто турфирмы, заинтересованные в получении бонуса от зарубежных партнеров, фокусируют внимание россиян исключительно на выгодах приобретения зарубежной собственности, «забывая» о множестве обязанностей, которые налагает законодательство конкретного государства на иностранного собственника. И в случае дальнейшего возникновения тех или иных конфликтов именно турфирма будет в первую очередь сталкиваться с претензиями покупателей.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КЛИЕНТ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИОБРЕТАТЬ ТОВАР?

Некоторые шоп-туры (скажем, за шубами) довольно дешевы. Объясняется это тем, что при приобретении тура клиент берет на себя обязательство купить в период поездки товар на сумму не менее той, что указана в договоре. При соблюдении данного обязательства турфирма предоставляет тур по крайне низким ценам, компенсируя подобную щедрость получением бонусов от своих иностранных партнеров.

Если по тем или иным причинам турист не исполняет обязательство по приобретению товара, он должен возместить турфирме полную стоимость тура, которая в этом случае уже не будет отличаться от цены, которая складывается по данному направлению на российском туристическом рынке. Однако, несмотря на внешнюю выгоду такого варианта, в случае возникновения конфликтной ситуации с туристом, который не приобрел товар на оговоренную сумму и отказался произвести доплату за тур, турфирма будет вынуждена обращаться в суд.

И хотя российское законодательство, в частности пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, допускает возможность обязательного заключения договора на основании добровольно принятого обязательства, тем не менее в любом случае судебное разбирательство может занять немало времени.

Поэтому для турфирмы выгоднее использовать иную модель отношений с туристом, при которой в случае совершения покупок на определенную сумму ему компенсируется часть стоимости тура.

Разумеется, с точки зрения рекламы и маркетинга такой вариант менее привлекательный в противоположность рекламе о «турах за 5 евро». Однако он страхует турфирму от конфликтов, связанных с отказом туриста приобрести тот или иной товар.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №12, декабрь 2009 г.

Начать дискуссию