Напомним, что данные Правила приняты во исполнение положений статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, согласно которой государственные или муниципальные контракты (далее - госконтракты) заключают на условиях, указанных в заявке.
Данные Правила определяют не только порядок оценки заявок, но и содержание и значимость критериев оценки в зависимости от видов товаров, работ, услуг для выявления лучших условий исполнения того или иного госконтракта.
Итак, установлено, что заявки оцениваются исходя из следующих критериев:
- цена контракта;
- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
- качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;
- расходы на эксплуатацию товара;
- расходы на техническое обслуживание товара;
- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг.
При оценке заявок должно использоваться как минимум два критерия, из которых цена контракта (цена за единицу товара, работы, услуги) - обязательный.
По каждому из критериев определяется рейтинг - оценка в баллах. Причем дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
По каждой конкурсной заявке рассчитывается итоговый рейтинг. Для этого суммируются рейтинги по всем критериям оценки заявки, умноженные на их значимость. Ее определяют в процентах (применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100).
Обратите внимание: сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов. При этом значимость критерия «цена контракта» не может быть менее 35 процентов.
Каждой заявке присуждается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности (исходя из расчета итогового рейтинга по каждой заявке) содержащихся в ней условий исполнения госконтракта. Таким образом, заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивают первый номер.
В конкурсной документации может быть прописано, что если заявка не содержит предложений об обеспечении исполнения условий контракта (назовем их условно гарантийными обязательствами), то рейтинг заявки по соответствующему критерию равен нулю. Это правило можно предусмотреть для определения рейтинга заявки в случае применения критериев оценки заявок «объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг» или «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг».
Если в заявке есть предложение о таком обеспечении, ее рейтинг по соответствующему критерию рассчитывается только исходя из обеспеченной части предложения участника конкурса.
Размер гарантийных обязательств по соответствующему критерию, превышающий минимальные показатели, установленные в конкурсной документации (минимальный объем гарантии, минимальный срок гарантии), не входит в размер обеспечения исполнения госконтракта (п. 15.2 ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ).
Способ обеспечения исполнения условий контракта по соответствующему критерию выбирается участником конкурса самостоятельно из перечня, приведенного в части 4 статьи 29 Закона № 94-ФЗ.
Госконтракт заключается после представления участником-исполнителем указанного обеспечения по соответствующему критерию (если заявка содержит предложение об обеспечении исполнения условий контракта по данному критерию).
В случае когда участником конкурса является бюджетное учреждение, рейтинг по соответствующему критерию присваивается его заявке независимо от наличия такого обеспечения по данному критерию.
К такому выводу пришли специалисты Минэкономразвития России (письмо от 8 сентября 2009 г. № Д05-4387). То есть, даже если вовремя бюджет не утвердят, учреждениям можно заниматься процедурами по размещению заказов. Однако, в связи с тем что принимать на себя обязательства без утвержденных показателей финансирования на следующий год нельзя, с заключением госконтрактов до этого момента придется повременить. Значит, заказчик вправе заниматься размещением госзаказа таким образом, чтобы к моменту подписания контракта не были нарушены положения части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей, что контракты заключают и оплачивают в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
Также чиновники отметили, что отсутствие принятого бюджета - это не действия непреодолимой силы, когда разрешается размещать заказ у единственного поставщика. В такой ситуации торги надо проводить по общим правилам.
Особенности оценки заявок по критериям
Рейтинги по каждому из критериев определяют по формулам, приведенным в Правилах. Уточним основные требования по характеристике заявок.
В конкурсной документации может применяться критерий «цена контракта за единицу товара, работы, услуги». В этом случае следует помнить о таком моменте. При оценке по критерию «цена контракта» использование подкритериев не допускается.
Для расчета рейтинга заявки по данному критерию в конкурсной документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (сумма начальных (максимальных) цен за единицу товара, работы, услуги).
Оценка заявок по критерию «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» может производиться в случае, если предметом конкурса является поставка товаров. Либо в ситуации, когда предмет конкурса - выполнение работ, оказание услуг, в результате которых создается товар.
Критерий фиксируется в конкурсной документации в отношении товара, являющегося предметом конкурса, или товара, который должен быть создан в результате выполнения работ, оказания услуг.
Обратите внимание: при рассмотрении данного критерия нельзя определять его содержание через квалификацию участника конкурса (в том числе через опыт работы, деловую репутацию, производственные мощности, наличие у участника конкурса технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов).
При использовании одного показателя критерия (одной функциональной характеристики (потребительского свойства) или качественной характеристики товара) для него устанавливается максимальное значение, равное 100 баллам.
РАСХОДЫ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОВАРА
Оценка заявок по критерию «расходы на техническое обслуживание товара» тоже может производиться при размещении заказа на поставку товаров, а также на выполнение работ (оказание услуг), результатом выполнения (оказания) которых является создание товаров. При оценке заявок по указанному критерию подкритерии не применяются.
Оценка заявок осуществляется по одному сроку (периоду) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг либо по нескольким таким срокам (периодам). При оценке заявок по данному критерию использовать подкритерии нельзя.
Здесь анализируется срок (период) поставки либо несколько сроков (периодов) поставки, в течение которых участник конкурса в случае заключения с ним государственного (муниципального) контракта должен поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).
СРОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ТОВАРА, РАБОТ, УСЛУГ
В рамках этого критерия оценивается срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, на который участник конкурса в случае заключения с ним государственного (муниципального) контракта принимает на себя обязательство по гарантии их качества.
Причем такой срок должен превышать минимальный срок гарантии качества товара, работ, услуг, установленный в конкурсной документации.
Заметим также, что при оценке заявок по критерию «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг» использование подкритериев не допускается.
В данном случае оценивается уже объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, на который участник конкурса (при заключении с ним госконтракта) принимает на себя обязательство по предоставлению гарантий качества товара, работ, услуг, превышающее минимальный объем гарантий качества по ним, установленный в конкурсной документации.
Отметим, что под объемом предоставления гарантий качества товара, работ, услуг понимается совокупный объем расходов участника конкурса, с которым заключается государственный (муниципальный) контракт, осуществляемых в случае наступления гарантийных обязательств.
Кроме того, как и во многих предыдущих случаях, при оценке заявок по указанному критерию не допустимо использование подкритериев.
Специалисты Минэкономразвития России считают такое возможным (см. письмо от 29 июля 2009 г. № Д05-3784). Но лишь в одном случае - при сокращении ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Чиновники полагают, что в подобной ситуации бюджетное учреждение вправе изменить и сроки, и другие условия государственного (муниципального) контракта. Основание - статья 161 Бюджетного кодекса РФ. Ее положения позволяют учреждениям в указанном случае и при невозможности исполнить принятые обязательства обеспечить согласование новых сроков и других условий государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Цена же контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта (ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №12, декабрь 2009 г.
Начать дискуссию