В преддверии Нового года практически все торговые компании проводят различные праздничные акции. Цель одна - привлечь как можно больше покупателей, благо время самое подходящее. Но при многообразии маркетинговых уловок каждая из них имеет свои нюансы налогообложения.
С.В. Князева, эксперт "УНП"
Методы привлечения потенциальных покупателей у всех различны. Кто-то идет по проторенной дорожке и организует новогодние распродажи. А кто-то изобретает совершенно новые подходы завоевания сердец покупателей, такие как продажа подарочных сертификатов. С чем же могут столкнуться бухгалтеры, оформляя новогодние акции?
Деньги сейчас, подарок потом
Новомодной акцией по привлечению покупателей, ищущих подарки для своих близких, является продажа так называемых подарочных сертификатов. Объясним, что это такое. Например, муж решил сделать своей жене новогодний подарок, купив стиральную машину. Но не знает, какая именно ей придется по душе. В таком случае он может прийти в магазин, внести в кассу определенную денежную сумму и получить сертификат. В дальнейшем жена может прийти сама в магазин и, предъявив сертификат, выбрать понравившуюся ей стиральную машину, разумеется в пределах оплаченных средств.
А как бухгалтеру магазина учесть выдачу подарочного сертификата? На сегодня нет никаких официальных разъяснений по этому вопросу. На наш взгляд, при получении денег за сертификат у организации возникает не что иное, как аванс. Расценивать выдачу сертификата как реализацию нельзя. Ведь товары не отгружены. Сам же сертификат товаром не является, так как не имеет никаких полезных свойств.
Поэтому на данном этапе налога на прибыль не возникает, ведь организация не получила выручку от реализации товаров. Этот подход нам подтвердили и в управлении налогообложения прибыли (доходов) ФНС России. Специалисты этого ведомства также считают, что поступление денежных средств при выдаче сертификата будет являться не чем иным, как полученным авансом. Следовательно, налог на прибыль в момент получения аванса начислять не надо.
А вот НДС с полученного аванса придется заплатить в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ).
Цены ниже, еще ниже
Самый распространенный вид привлечения покупателей - праздничная распродажа, или, иначе говоря, предоставление на определенные товары скидок. Если организация выбрала этот путь, то ей необходимо помнить о статье 40 НК РФ. Ведь, согласно ей, у налоговиков есть право проверить правильность применения цен, если скидка составит более 20 процентов от уровня применяемых обычно цен.
Для того чтобы не дать повода налоговикам для проверки цен, предоставление новогодних скидок нужно закрепить в маркетинговой политике*.
В этом случае начнет работать пункт 3 статьи 40 НК РФ, согласно которому рыночная цена рассчитывается с учетом скидок.
Таким образом, если предоставление новогодних скидок на товары правильно оформить, то проблем с налогами не будет.
Сюрприз в нагрузку
Еще одна акция, к которой прибегают торговые фирмы, - это выдача клиентам при покупке товаров подарка. Условия получения подарков могут быть разными. Например, при покупке товаров на 1000 рублей делается подарок на 100 рублей. Или же при покупке двух пар обуви третья выдается бесплатно.
С какими подводными камнями может в этой ситуации столкнуться бухгалтер?
Прежде всего с проблемой начисления НДС со стоимости выданных в нагрузку товаров. Летом этого года Минфин страны высказал свое мнение по вопросу обложения НДС товаров при их бесплатной раздаче (письмо Минфина России от 05.07.04 № 03-1-08/1484/18)**. Специалисты этого ведомства считают, что при бесплатной раздаче товаров надо начислить на их стоимость НДС. Аргумент - безвозмездная передача товаров облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Да, никто не спорит, что передача товаров безвозмездно облагается НДС. Однако в рассматриваемой ситуации нельзя говорить о безвозмездной передаче товаров. Ведь стоимость товара, выданного в нагрузку, включена в себестоимость проданных товаров. По сути, покупатель оплатил и основной товар, и подарок. Поэтому НДС уже начислен на стоимость проданного товара и начислять его второй раз не надо.
Обратите внимание: аналогичной точки зрения придерживаются и суды. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 19.08.03 по делу № КА-А40/5796-03П отметил, что при вручении подарка тем покупателям, кто уже что-то приобрел у этой организации, НДС не возникает.
Начать дискуссию