Порядок применения льготы
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ, если учреждение использует труд инвалидов, то оно может воспользоваться следующей льготой — не начислять ЕСН с сумм выплат и вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы.
Данная льгота распространяется как на выплаты, начисленные в соответствии с трудовым договором, так и гражданско-правовым и авторским договором.
Нередко возникают случаи, когда в течение налогового периода работник получает или с него снимается инвалидность. В такой ситуации необходимо учитывать, что право применения данной льготы возникает с 1-го числа месяца, в котором работник был признан инвалидом. При потере статуса инвалида право применения льготы пропадает с 1-го числа месяца, в котором была утрачена инвалидность (см. письмо Минфина России от 5 апреля 2006 г. № 03-05-02-04/33).
Отметим, что налоговые льготы учреждение применяет только в отношении начисленных им выплат. Это значит, что если в течение налогового периода работник-инвалид перешел на работу из одного учреждения в другое, то для определения единого социального налога с учетом льготы выплаты на предыдущем месте работы не учитываются.
Применение регрессивной ставки
Если в течение налогового периода доход работника-инвалида превышает значение 280 000 руб., возникает необходимость применения регрессивных ставок единого социального налога. При применении регресса из базы льготная сумма не исключается, и налог рассчитывается аналогично, как и для остальных работников (см. постановление ФАС Уральского округа от 20 июня 2005 г. № Ф09-2533/05-С2, письмо Минфина России от 28 июня 2004 г. № 03-04-04/81).
Такой вывод соответствует нормам налогового законодательства. Ведь в пункте 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ сказано, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, за исключением перечисленных в статье 238 Налогового кодекса РФ. А льгота для работников-инвалидов предусмотрена статьей 239 главного налогового документа.
Документы, необходимые для подтверждения льготы
Для правомерности применения льготы необходимо иметь документальное подтверждение наличия у физического лица инвалидности. А именно копию справки, выданную учреждением медико-социальной экспертизы и заверенную в установленном законодательством порядке.
Кроме того, налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию совместно с налоговой декларацией (расчетом) по ЕСН список инвалидов, в котором указываются номера и даты выдачи этих справок, подтверждающих факт установления инвалидности на каждого инвалида.
Имейте в виду, копии справок, а также трудовых договоров, формы учета по труду, расчетно-платежные ведомости могут быть запрошены у учреждения налоговым органом при проведении камеральных и выездных проверок по вопросам, связанным с начислением и уплатой единого соцналога.
Алгоритм расчета налога
Итак, для расчета суммы ЕСН, подлежащего уплате в бюджет, бухгалтер учреждения, использующего труд инвалидов, выполняет следующие действия.
1. Определяет величину налоговой базы. Это сумма выплат и вознаграждений, начисленных налогоплательщиком в пользу физического лица, определяемая нарастающим итогом с начала налогового периода.
2. Рассчитывает сумму начисленных платежей, подлежащих уплате в федеральный бюджет, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС исходя из величины налоговой базы и ставок налога.
3. Вычисляет величину налогового вычета в части ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет (п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ).
4. Определяет размер платежей, не подлежащих уплате в связи с применением налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса РФ.
5. Рассчитывает сумму начисленных платежей, подлежащих уплате в бюджет с учетом льготы и налогового вычета, в части уплаты налога в федеральный бюджет.
А как быть, если работник представил документы, подтверждающие инвалидность несвоевременно? В таком случае следует сделать пересчет.
Рассмотрим ситуацию на примере.
Пример. Работник бюджетного учреждения Петров И.П. является инвалидом II группы с 5 сентября 2009 года. Соответствующие документы он представил только в конце года.
В течение года Петров И.П. получал:
— ежемесячную зарплату — 25 000 руб. (за все месяцы кроме августа);
— отпускные — 28 000 руб. за август 2009 года.
Рассчитаем сумму налога за год с выплат, начисленных данному работнику.
1. Налоговая база за налоговый период составит:
25 000 руб/мес. х 11 мес. + 28 000 руб. = 303 000 руб.
2. Сумма исчисленных платежей за год рассчитывается следующим образом (без учета льготы):
Наименование фонда | Сумма |
Федеральный бюджет | 57 817 руб. (56 000 руб. + (303 000 руб. – 280 000 руб.) х 7,9%) |
ФСС России | 8350 руб. (8120 руб. + (303 000 руб. – 280 000 руб.) х 1%) |
ФФОМС | 3218 руб. (3080 руб. + (303 000 руб. – 280 000 руб.) х 0,6%) |
ТФОМС | 5715 руб. (5600 руб. + (303 000 руб. – 280 000 руб.) х 0,5%) |
3. Величина налогового вычета в федеральный бюджет определяется как сумма платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и равна:
39 200 руб. + (303 000 руб. – 280 000 руб.) х 5,5% = 40 465 руб.
4. При наличии подтверждающих документов бухгалтер определит размер платежей, освобожденных от уплаты единого социального налога в соответствии с льготой. Здесь важно обратить внимание на несколько моментов.
Во-первых, поскольку инвалидность получена 5 сентября, значит, льгота будет применяться к выплатам с 1 сентября 2009 года. Общая сумма выплат с сентября по декабрь составила 100 000 руб. (25 000 руб/мес. х 4 мес.).
Во-вторых, для определения льготируемой суммы ЕСН по всем фондам необходимо сумму льготы умножить на ставку ЕСН в доле каждого фонда. Однако алгоритм расчета льготируемой суммы в федеральный бюджет будет отличаться. Это обусловлено тем, что льгота в размере 100 000 руб. учитывается только для расчета ЕСН, а не страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. письма УФНС России по г. Москве от 30 октября 2008 г. № 21-11/101993@, Минфина России от 16 апреля 2007 г. № 03-04-06-02/73). Расчет суммы льготы по фондам приведем в таблице:
Наименование фонда | Сумма |
Федеральный бюджет | 6000 руб. (100 000 руб. х 20% – 100 000 х 14%) |
ФСС России | 2900 руб. (100 000 руб. х 2,9%) |
ФФОМС | 1100 руб. (100 000 руб. х 1,1%) |
ТФОМС | 2000 руб. (100 000 руб. х 2%) |
5. Теперь рассчитаем окончательный размер исчисленного налога за год с учетом льготы и налогового вычета (в части уплаты налога в федеральный бюджет):
Наименование фонда | Сумма |
Федеральный бюджет | 11 352 руб. (57 817 – 40 465 – 6000) |
ФСС России | 5450 руб. (8350 – 2900) |
ФФОМС | 2118 руб. (3218 – 1100) |
ТФОМС | 3715 руб. (5715 – 2000) |
Общая сумма единого социального налога за 2009 год с выплат, начисленных Петрову И.П., составит 22 635 руб. (11 352 + 5450 + + 2118 + 3715).
Учет налоговых санкций по ЕСН в 2010 году
В связи с вступлением в силу федеральных законов от 24 июля 2008 г. № 212-ФЗ и № 213-ФЗ, которыми ЕСН заменен страховыми взносами во внебюджетные фонды, поменялась система администрирования данного вида платежей. Теперь они не относятся к налоговым.
Однако вполне вероятно, что в ходе проверки полноты и правильности исчисления и уплаты учреждением единого социального налога в 2009 году будут выявлены налоговые нарушения. А значит, учреждению уже в этом году придется доплатить суммы налога, а также перечислить соответствующие финансовые санкции.
В этих условиях может возникнуть вопрос: куда и в каком порядке подлежит перечислению выявленная сумма нарушения в связи с отменой уплаты ЕСН?
Анализ действующих норм
Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к нормам Закона № 213-ФЗ. Так, в статье 39 специально оговорено, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам во внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2010 года, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 года).
А в статье 38 Закона № 213-ФЗ сказано следующее. Права и обязанности участников отношений по поводу исчисления и уплаты ЕСН за налоговые периоды до 1 января 2010 года также регулируются Налоговым кодексом РФ с учетом утратившей силу главы 24 «Единый социальный налог».
Как поступить на практике
В случае доначисления налога суммы подлежат перечислению в бюджет в том же порядке и по тем же кодам бюджетной классификации, что и в 2009 году (с отнесением расходов на подстатью 213).
Напомним, что расходы бюджетов бюджетной системы РФ по уплате ЕСН по договорам гражданско-правового характера подлежат отражению по тем подстатьям классификации операций сектора государственного управления, по которым отражаются расходы за оплату услуг по соответствующим договорам. То есть в случае, если недоплата налога выявлена по указанным договорам, дебетоваться будет счет бюджетного учета, на котором формируется себестоимость соответствующего вида работ или услуг.
Что касается оплаты штрафов и пеней, то в соответствии с Методическими рекомендациями по применению Классификации операций сектора государственного управления, доведенными письмом Минфина России от 21 июля 2009 г. № 02-05-10/2931, их следует учитывать по статье 290 (рекомендуется вводить дополнительный код 290.1). Таким образом, при начислении штрафов нужно дебетовать счет 401 01 290 «Прочие расходы».
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №1, январь 2010 г.
Начать дискуссию