Источник: ИКГ Айси Групп
Организация реализовала товары (работы, услуги) покупателю. Не дождавшись денег от покупателя, она продала эту задолженность третьему лицу. Какие обязательства по НДС возникают у организации-продавца в связи с продажей дебиторской задолженности покупателя?
Если первый кредитор (т.е. непосредственно продавец) уступает денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, то такая уступка вообще не является объектом обложения по НДС.
Если уступается требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, тогда налоговая база определяется по правилам п.1 ст.155 НК РФ, согласно которому у первого кредитора (продавца) налоговая база формируется исходя из стоимости реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
Применение п.1 ст.155 НК РФ в настоящее время вызывает определенные вопросы, суть которых заключается в следующем. Раньше (до 1 января 2006 г.), когда у налогоплательщиков было право определять налоговую базу по НДС только по мере оплаты реализованных товаров (работ, услуг), уступка права требования приравнивалась к оплате товаров (работ, услуг). Соответственно, в силу п.1 ст.155 НК РФ, продавец, уступивший денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, был обязан в момент уступки уплатить в бюджет сумму НДС, исчисленную исходя из стоимости реализованных товаров (работ, услуг). Т.е. фактически при уступке налогом облагалась не операция по уступке права требования, а операция по реализации товаров (работ, услуг).
В настоящее время все налогоплательщики уплачивают НДС при реализации товаров (работ, услуг) в момент их отгрузки. Поэтому к моменту уступки денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, соответствующая сумма НДС у всех налогоплательщиков уже исчислена и уплачена в бюджет. Поэтому норма, закрепленная в п.1 ст.155 НК РФ, на наш взгляд, на сегодня лишена всякого смысла.
При этом нужно иметь в виду, что наличие этой нормы в тексте ст.155 НК РФ может обернуться неприятным спором с налоговым органом, который потребует, чтобы первый кредитор, уступивший денежное требование новому кредитору, в момент уступки снова заплатил в бюджет НДС, исчисленный со стоимости реализованных товаров (работ, услуг). По крайней мере, именно такой подход изложен в письмах Минфина России от 16.09.2009 № 03-07-11/227 и от 17.04.2008 № 03-07-11/150.
В этих письмах указано, что в соответствии с подп.1 п.1 ст.146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по НДС. При этом на основании п.1 ст.155 и п.1 ст.167 НК РФ налогоплательщики обязаны определять налоговую базу по НДС как на дату отгрузки товаров, подлежащих налогообложению, так и на дату передачи имущественных прав (уступки денежного требования, вытекающего из договора поставки указанных товаров).
Отметим, что, на наш взгляд, это категорически не правильно. Налогоплательщик, который реализовал товары (работы, услуги) и в момент их отгрузки в полном объеме уплатил НДС в бюджет, а потом уступил дебиторскую задолженность за эти товары (работы, услуги) другому лицу, не должен в момент уступки снова платить НДС со стоимости реализованных им товаров (работ, услуг).
Ведь иначе получится, что он дважды заплатит в бюджет одну и ту же сумму налога. К такому же выводу пришел и ФАС Центрального округа в Постановлении от 08.11.2007 № А48-5635/06-8.
Суд указал на то, что при передаче имущественных прав по договору цессии у кредитора (цедента) подлежат обложению налогом на добавленную стоимость только операции по реализации товаров (работ, услуг) в момент заключения договора цессии. Начисление же налога с операций передачи имущественных прав в том же размере, что и с операций по реализации товаров (работ, услуг), означало бы двойное налогообложение.
Нормы гл.21 НК РФ не предусматривают возможность взыскания налога на добавленную стоимость с операций по передаче имущественных прав у цедента (первого кредитора) после уплаты налога на добавленную стоимость с операций по реализации товаров, исходя из стоимости этого товара. Отметим, что ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (Определение ВАС РФ от 14.03.2008 № 10887/07).
Таким образом, в настоящее время первый кредитор при уступке права требования НДС уплачивать не должен*. Однако спор с налоговой инспекцией по этому вопросу, к сожалению, исключить нельзя.
___________________________________
*Это утверждение справедливо, если цена уступки меньше либо равна сумме долга. Если цена уступки превышает сумму долга, тогда с суммы превышения придется заплатить НДС в силу ст.162 НК РФ. Но такая ситуация на практике встречается крайне редко, если вообще встречается.
По материалам книги «Годовой отчет 2009»
Начать дискуссию