Постановление ФАС Московского округа от 12.11.09 № КА-А40/11969-09
Суть спора. Организация при приобретении плакатов, наклеек, услуг по размещению товаров принимала к вычету НДС в полном объеме, который был указан продавцами в счетах-фактурах. Все эти затраты компания учитывала как расходы на рекламу.
Инспекция решила, что налогоплательщик завысил налоговые вычеты по НДС. По мнению налоговиков, правило о нормировании рекламных расходов для налога на прибыль* распространяется и на суммы НДС, которые были предъявлены налогоплательщику по таким затратам (п. 7 ст. 171 НК РФ).
* В комментируемом споре речь идет о расходах на рекламу, которые учитываются при исчислении налога на прибыль в размере, не превышающем 1% суммы выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Позиция суда. Компания правильно заявила вычет входного НДС в отношении рекламных расходов на основании общих норм, предусмотренных статьей 171 НК РФ.
В указанной статье действительно содержится ограничение вычетов. Но оно предусмотрено только для командировочных и представительских расходов. Дело в том, что они формально не направлены на приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. То есть здесь не соблюдается одно из требований, обязательных для применения вычета (подп. 2 п. 2 ст. 171 НК РФ). Тем не менее данные затраты косвенно способствуют осуществлению деятельности предприятия в целом и включаются в состав расходов при исчислении налога на прибыль (подп. 12, 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому законодатель разрешил включать суммы НДС по ним в состав налоговых вычетов.
Вычеты же НДС по расходам на рекламу не требуют специального регулирования. Такие затраты в отличие от представительских и командировочных в полной мере являются расходами на приобретение товаров (работ, услуг) для выполнения операций, признаваемых объектом налогообложения.
Примечание «ДК». Споры вокруг формулировки пункта 7 статьи 171 НК РФ ведутся давно. Связаны они с тем, к каким расходам нужно применять данную норму: к любым нормируемым при исчислении налога на прибыль либо только к командировочным и представительским.
В главном финансовом ведомстве настаивают, что по всем нормируемым расходам НДС предъявляют к вычету в ограниченном размере (см. письма Минфина России от 10.10.08 № 03-07-07/105, от 09.04.08 № 03-07-11/134).
Но недавно, в письме Минфина России от 06.11.09 № 03-07-11/285 (комментарий см. в «ДК» № 23, 2009), сделан шаг навстречу налогоплательщикам. Специалисты министерства заявили: если в данном отчетном периоде нормируемые расходы превышают лимиты, установленные для исчисления налога на прибыль, то НДС принимают к вычету исходя из ограничений. В следующих периодах, когда расходы придут в соответствие, при налогообложении можно учесть дополнительные суммы затрат и НДС.
Отметим, что право организаций заявлять вычеты НДС по рекламным расходам в полном объеме подтверждено определением ВАС РФ от 08.05.07 № 5366/07. Этот подход стали применять и другие арбитражные суды. Так, кроме комментируемого дела, аналогичные решения были приняты постановлениями ФАС Московского от 13.07.09 № КА-А40/6444-09 и Поволжского от 22.01.08 № А55-5349/2007 округов.
По мнению Александры Ильиной, юриста компании «Арбитражные споры», комментируемое постановление суда заслуживает внимания компаний:
На мой взгляд, судьи проанализировали спорные положения исходя не только из их буквального толкования, но и из действительного смысла.
Они совершенно справедливо указали на особый экономический статус представительских и командировочных расходов, из-за которого вычеты НДС по ним применяются на основании специальной нормы и в особом порядке. Для вычетов по иным расходам ограничений налоговым законодательством не установлено.
Приведенные аргументы станут серьезным подспорьем для налогоплательщиков, отстаивающих свою правоту. Причем в Московском округе выиграть спор с налоговиками будет гораздо проще.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №24, декабрь 2009 г.
Начать дискуссию