Речь в данном материале пойдет о некоторых типичных трудностях, с которыми сталкиваются предприниматели, желающие участвовать в госзакупках, а также о некоторых случаях из нашей практики.
В настоящее время государственные закупки осуществляются в основном через сеть Интернет путем размещения условий о закупках на электронных площадках. Казалось бы, такая система позволяет делать госзакупки прозрачными и приносить наибольшую экономическую выгоду государству. Но, в то же время, электронная система размещения госзаказа выявила ряд проблем, причем часть из них связаны непосредственно с самим способом размещения госзаказа через сеть Интернет, а часть с тем, что заказчики закупок, несмотря на всю прозрачность системы, умудрятся размещать заказы под конкретных производителей товаров и услуг и не допускать к участию в закупках других поставщиков.
Проблема первая
Размещение информации о госзаказе с орфографическими ошибками (или написание информации латинскими буквами) делает заказ невидимым для всех заинтересованных лиц, кроме одного или нескольких избранных участников.
По подобным нарушениям Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации в июле 2009г. провела проверку по семи государственным заказам на общую сумму более ста двадцати миллионов рублей и выдала предписание аннулировать торги.
Проблема вторая
Очень часто при размещении госзаказа на негосударственных интернет-площадках заинтересованные лица не могут зарегистрироваться в торгах якобы из-за технических ошибок.
Недавно к нам обратился клиент, сотрудники которого несколько часов с разных компьютеров не могли зарегистрироваться на одной из интернет-площадок. Несмотря на то обстоятельство, что они также направили свою заявку и необходимые документы на бумажном носителе и организатор торгов им сообщил, что они будут зарегистрированы, их регистрация в торгах так и не была проведена.
Проблема третья
Формально правильно подготовленные госзаказы, в условиях которых кроются невыполнимые обязательства, составлены под определенных заказчиков. Мы столкнулись с ситуацией, когда внешне абсолютно правильно подготовленный аукцион на размещение госзаказа в действительности не допускает какой-либо конкуренции, так как одно из основных его условий является практически невыполнимым.
Например, для нужд одного из министерств должны быть поставлены телефонные аппараты в количестве нескольких десятков тысяч штук, все они он должны быть разных моделей, разных характеристик и разного цвета. Кроме того, телефонные аппараты должны были пройти специальную проверку в организациях, имеющих лицензию на проведение подобной проверки. Проблема заключалась в сроке поставки, который составлял чуть более недели, а за нарушение сроков в проекте самого контракта были установлены очень жесткие экономические санкции. В России подобные телефонные аппараты не производились и импортировались из Китая и других стран, либо собирались из импортных комплектующих. В результате, реальный срок поставки подобных телефонных аппаратов из-за границы, либо их сборки из импортных комплектующих, а также их проверки специализированными организациями составлял не менее 2-3 месяцев.
В этом заказе победила та организация, о победе которой и предсказывал наш доверитель, причем, скорее всего, у нее на складе не было такого количества телефонных аппаратов, так как это привело бы ее к серьезным экономическим потерям из-за затоваривания склада. Просто в процессе исполнения данного госзаказа по договоренности сторон сроки поставки не будут соблюдены и санкции в отношении победителя аукциона не будут приняты.
Проблема четвертая
Назовем эту проблему отказом в допуске к участию в госзаказе по формальным причинам. Наш клиент столкнулся с такой ситуацией: размещался госзаказ на строительство автодорог. Нашим клиентом была предложена наилучшая цена, которая позволяла бы бюджету сэкономить более ста миллионов рублей. Однако он не был допущен к участию в госзаказе по причине того, что в его заявке был указан срок окончания работ на месяц ранее, чем указано в условиях аукциона.
В результате контракт был заключен с компанией, которая побеждала практически во всех аукционах, размещаемых этим госзаказчиком. Причем была предложена максимально высокая цена. Российский бюджет потерял более ста миллионов рублей.
Это только несколько проблем, с которыми сталкиваются организации, желающие принять участие в размещении госзаказа. Хотелось бы обратить внимание заинтересованных лиц – участников госзаказа – на то, что нарушения, которые были допущены в процессе размещения госзаказа, могут быть обжалованы вами в Федеральную антимонопольную службу РФ и в суд. Кроме того, если нарушение носит вопиющий характер, вы также можете обратиться в правоохранительные органы.
Начать дискуссию