Учет в туризме

Проверки Роспотребнадзора

Деятельность турфирм является объектом пристального внимания со стороны различных государственных структур, осуществляющих контрольные и надзорные полномочия. Это и налоговые органы, и органы государственного пожарного надзора, и правоохранительные органы, и Роспотребнадзор. О проверках последнего мы поговорим далее.

ЧТО КОНТРОЛИРУЕТ РОСПОТРЕБНАДЗОР?
Роспотребнадзор действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322. В соответствии с ним Роспотребнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Иначе говоря, внимание Роспотребнадзора отнюдь не ограничивается контролем за тем, как турфирмы соблюдают законодательство о защите прав потребителей, а также положения специальных актов, которыми регламентирована туристская деятельность.

Отдельное направление контрольно-надзорных полномочий Роспотребнадзора – это проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, основу которого составляет Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Это обусловлено тем, что Роспотребнадзор был сформирован на основе государственной санитарно-эпидемиологической службы, а его руководитель одновременно является Главным государственным санитарным врачом РФ.

КАКИЕ ПРОВЕРКИ МОГУТ ПРОВОДИТЬСЯ?
Основные правила, регламентирующие порядок проведения проверок Роспотребнадзора, закреплены Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вместе с тем, если проверки связаны с расследованием причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, они осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Проверки Роспотребнадзора носят плановый и внеплановый характер. В последнем случае поводом для проверки могут послужить, к примеру, жалобы недовольных туристов, факты заболеваний или несчастных случаев с путешественниками.

Кроме того, причиной внеплановых проверок может стать ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, скажем угроза распространения опасных инфекционных заболеваний. Так, недавние факты заболеваний вирусом гриппа A (H1N1) российских туристов, в частности несовершеннолетних, вернувшихся из зарубежных поездок, обусловили ряд внеплановых проверок турфирм со стороны Роспотребнадзора.

Немного статистики
В 2008 году Роспотребнадзор проверил 2149 субъектов туристской деятельности, среди которых было выявлено 1551 нарушитель (более половины!). Такие данные приведены в письме Роспотребнадзора от 7 августа 2009 г. № 01/11347-9-32. В нем также отмечено, что по обращениям граждан проверки проводились в каждом четвертом случае от общего числа проверок. При этом доводы заявителей подтвердились в 69 процентах случаев.

КАКИЕ НАРУШЕНИЯ ВЫЯВЛЯЮТСЯ?
Надо сказать, что помимо осуществления контрольно-надзорных мероприятий Роспотребнадзор ведет активную информационную работу, направленную на разъяснение позиции данного ведомства по тем или иным вопросам. Как правило, такая позиция фиксируется в его письмах.

Говоря о специфике деятельности турфирм, помимо уже названного письма Роспотребнадзора № 01/11347-9-32 следует также выделить письмо от 31 августа 2007 г. № 0100/8935-07-32. В нем описаны наиболее частые нарушения, допускаемые турфирмами.

Несомненно, одна из особенностей туристического бизнеса – то, что во многих случаях турфирма является своеобразным «заложником» своих контрагентов, оказывающих услуги туристам (это транспортные компании, отели и санатории, экскурсионные бюро). Если контрагенты турфирмы не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязательства, ответ перед туристами и контролирующими органами все равно предстоит держать турфирме. Вместе с тем возможности воздействия турфирмы на своих недобросовестных партнеров зачастую очень ограничены, особенно если речь идет о выездном туризме.

Однако из писем Роспотребнадзора следует, что основная масса нарушений относится к тем обстоятельствам, которые зависят от самой турфирмы. Проанализируем их.

Условия договоров с туристами
Роспотребнадзор обращает внимание на то, что договоры, заключаемые турагентами от своего имени, должны содержать дополнительные положения, отнесенные к существенным условиям статьей 10.1 закона о туризме и пунктом 14 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта. Отсутствие хотя бы одного из существенных условий договора, к примеру реестрового номера туроператора, является нарушением права потребителя на получение необходимой информации. А это административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф за него составляет: для руководителей – 500 – 1000 руб., для турфирмы – 5000 – 10 000 руб.

Заключая договор с турфирмой, клиенту обычно приходится подписывать тот вариант договора, который разработан в фирме. Изменить или дополнить этот шаблон договора клиент не может. Причем, как отмечает Роспотребнадзор, довольно часто турфирма включает в договор условия, ущемляющие права потребителей. Типичный пример: в договоре предусмотрено, что в случае его расторжения туроператор удерживает с клиента фиксированную сумму, в том числе в процентном отношении к цене услуги. Однако, по мнению Роспотребнадзора, такие условия договоров следует рассматривать как ущемляющие установленные законом права потребителя и соответственно подпадающие под нарушения, предусмотренные частью 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф по данной статье составит: для руководителей – 1000 – 2000 руб., для турфирмы – 10 000 – 20 000 руб.

Цена турпродукта
Если в договоре не указана общая цена турпродукта, это еще не является нарушением. Ведь неотъемлемой частью договора является туристская путевка, которая должна содержать такую цену. А вот если в договоре не указана цена турпродукта и при этом отсутствует туристская путевка, то это уже может быть квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вообще, как напоминает Роспотребнадзор, согласно статьям 1 и 10 закона о туризме, туристская путевка является неотъемлемой частью договора, подтверждающей факт оплаты туристского продукта. Поэтому реализация турпродукта обязательно должна оформляться туристской путевкой. Иначе виновника могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кого могут наказать, если нет путевки
По мнению Роспотребнадзора, к административной ответственности за реализацию гражданам туристского продукта без оформления туристской путевки могут быть привлечены только туроператоры, которые в силу статьи 9 закона о туризме обязаны обеспечить надлежащее исполнение всех составляющих комплексной услуги по туристскому обслуживанию, в том числе реализацию туристского продукта. Турагенты под данное наказание не подпадают, поскольку реализация туристского продукта не является для них самостоятельной услугой, оказываемой потребителям.

Предоставление туристу информации
Статья 10 закона о туризме и пункт 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта требуют, чтобы потребителю предоставили полную и достоверную информацию о потребительских свойствах турпродукта. Это информация о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, условиях проживания (местонахождении средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.

При этом, как указывает Роспотребнадзор, в определенных случаях и с учетом последствий заблуждения потребителя непредоставление данной информации или предоставление недостоверной информации об указанных потребительских свойствах туристского продукта может повлечь привлечение турфирмы к ответственности по статье 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф составит: для руководителей – 1000 – 2000 руб., для турфирмы – 10 000 – 20 000 руб.

Кроме того, с учетом участившихся несчастных случаев с туристами, связанных с экстремальными видами спорта и путешествия, Роспотребнадзор обращает внимание на следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 закона о защите прав потребителей и пунктом 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора, в том числе и о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя.

Другими словами, потребитель, совершающий тур, связанный с экстремальными видами спорта и туризма, как в России, так и за ее пределами, если они являются целью путешествия, должен пройти соответствующий инструктаж и обладать полной информацией о том, с какими трудностями и опасностями ему предстоит столкнуться. Данная информация доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме путем ее размещения в каталогах, справочниках, описаниях туристского продукта, а также иными способами.

Если турист не был проинформирован, турфирму могут привлечь к ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правильность оформления документов
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» ставит право на выезд из Российской Федерации в зависимость от достоверности сведений о личности туриста. Поэтому Роспотребнадзор отмечает, что именно туроператор обязан проверять правильность оформления выездных документов, в том числе срок действия общегражданских заграничных паспортов, правильность оформления документов на ребенка и т. п.

Также туроператор должен информировать клиента об обстоятельствах, которые могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания некоторых услуг. Нарушение этого правила может повлечь административную ответственность виновного лица, установленную частью 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наличие книги отзывов и предложений
В соответствии с пунктом 6 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по требованию. Отсутствие такой книги или отказ в ее предоставлении потребителю может рассматриваться как нарушение права потребителя на информацию об исполнителе (туроператоре или турагенте).

Специальное обучение работников турфирмы
До сих пор мы рассматривали примеры нарушений, которые относятся к нарушениям закона о защите прав потребителей и закона о туризме. Однако существуют и примеры нарушений турфирмами законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Скажем, одной из обязанностей туроператоров и турагентов является информирование туристов (иных заказчиков) об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может столкнуться при совершении путешествия. Так, туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями. Такие требования закреплены в статье 14 закона о туризме. Кроме того, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны, в частности, осуществлять гигиеническое обучение работников.

По мнению Роспотребнадзора, работники туристических фирм, не обладающие специальными познаниями (не прошедшие специального обучения), не могут проинформировать туристов надлежащим образом. Иначе говоря, в штате турагентов и туроператоров должны быть работники, специально подготовленные и по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.

Ответственность
В противном случае контролеры могут оштрафовать турфирму по статье 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Штраф составляет: для руководителей – 500 – 1000 руб., для турфирмы – 10 000 – 20 000 руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Отметим, что уже имеется практика привлечения к административной ответственности турфирм, у которых не было в штате работников, прошедших специальное гигиеническое обучение, в том числе по вопросам профилактики заболеваний. Более того, позиция Роспотребнадзора, привлекающего турфирмы к ответственности, находит поддержку и у арбитражных судов, логика которых сводится к тому, что обеспечить туриста необходимой информацией может только специально подготовленный работник турфирмы.

В качестве примера можно привести постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 декабря 2008 г. № А78-3724/08-Ф02-5990/08. В данном судебном акте, в частности, указано, что отсутствие гигиенического обучения у работников турфирм препятствует осуществлению обязанности туроператоров (турагентов) по информированию туристов, так как предоставление данной информации работниками, не обладающими специальными познаниями, невозможно без специальной подготовки.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №1, январь 2009 г.

 

Начать дискуссию