Бухгалтерия

Обзор важнейших законодательных изменений за 2009 год

Подходящий к своему логическому завершению календарный год без всякого преувеличения можно охарактеризовать как антикризисный. Начинался и заканчивался он в пылу борьбы отечественных реформаторов с кризисом и его негативными проявлениями.

Подходящий к своему логическому завершению календарный год без всякого преувеличения можно охарактеризовать как антикризисный. Начинался и заканчивался он в пылу борьбы отечественных реформаторов с кризисом и его негативными проявлениями. В соответствии с этим и большинство законодательных поправок, затрагивающих права и обязанности налогоплательщиков, так или иначе были обусловлены именно антикризисной политикой государства. В результате, как того и следовало ожидать, больших и приятных сюрпризов для плательщиков налогов и бухгалтеров текущий год не принес.

Главное, что произошло за год

Наиболее важным событием уходящего года в сфере законодательного регулирования вопросов налогообложения можно считать снижение уровня налоговой нагрузки на российские предприятия в части уменьшения размера федерального налога на прибыль и создания условий для уменьшения ставок налога по УСН на уровне субъектов РФ.

Так, ставка налога на прибыль была изменена в сторону ее уменьшения с 1 января текущего года в соответствии с Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ. Ставка  снизилась с 24 до 20 процентов.

Кроме того, согласно указанному выше закону, с начала текущего года федеральный центр предоставил субъектам РФ право снижать ставку по единому налогу, уплачиваемому при УСН для налогоплательщиков с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Ставки могли быть снижены региональными законами в размере от 15 до 5 процентов. С тем, как субъекты РФ воспользовались данным правом можно ознакомиться, воспользовавшись специальным поиском по российским регионам на сайте Клерк.Ру.

Другое не менее важное нововведение было связано с изменением субъектного состава хозяйствующих субъектов, обязанных применять в своей экономической деятельности контрольно-кассовую технику. Смысл нововведения состоял в отмене  обязанности по применению контрольно-кассовой техники для плательщиков ЕНВД. Принятый в этом году Федеральный закон № 162-ФЗ от 17.07.2009 устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

При этом по требованию покупателя предприниматели ему обязаны выдать документ, подтверждающего прием денежных средств. Форма такого документа является произвольной. Указанный документ выдается в момент оплаты товара и должен содержать наименование документа, порядковый номер документа, дату его выдачи, наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика, наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров, сумму оплаты, должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Что касается налога на добавленную стоимость, каких-либо существенных изменений в данной области не произошло и на этот раз. С 1 апреля 2009 года был изменен порядок уплаты НДС при операциях с автотранспортными средствами по системе “trade-in”. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2008 № 251-ФЗ НДС стал взиматься исключительно с разницы в стоимости между ценой покупки и ценой новой продажи. Существовавшая до этого система позволяла дважды взимать налог при продаже одного и того же автомобиля – в первый раз, когда он сошел с конвейера, второй раз при его последующей перепродаже. В результате подобная практика приводила к тому, что в стоимость автомобилей с пробегом включались дополнительные 18% НДС.

Говоря о перспективах будущих шагов государства по пути налогового реформирования, стоит отметить изменения, произошедшие в бюджетном законодательстве. В частности, были приняты антикризисные поправки в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты РФ, которые призваны обеспечить сбалансированность государственного бюджета в условиях финансово-экономической нестабильности. Согласно антикризисным поправкам, до 1 января 2013 года отменяется действие правил о предельном размере общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в размере 1% прогнозируемого валового внутреннего продукта. 

Таким образом, средства Резервного фонда в 2010 - 2012 годах могут использоваться для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в объемах, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете. Данные средства могут тратиться, в том числе, и для предоставления налоговых льгот отдельным хозяйствующим субъектам, нуждающимся в поддержке государства. В текущем году к таким субъектам относились малый и средний бизнес, сельхозпроизводители и ряд других. В наступающем году перечень налогоплательщиков-льготников будет увеличен. 

Специальные налоговые режимы

Как мы уже говорили ранее, основное нововведение в указанной области касается наделения региональных властей правом уменьшать налоговые ставки по УСН. Помимо этого, за текущий год законодателями был существенно расширен перечень видов деятельности, по которым можно применять УСН на основе патента.

Предпринимателям, работающим на основе патента, теперь можно нанимать сотрудников, но не более 5 человек, в том числе по договорам гражданско-правового характера. В свою очередь лишились права применять ЕНВД организации, у которых среднесписочная численность сотрудников более 100 человек, а также те, которые имеют долю участия других фирм более 25%. Если эти лимиты будут превышены, налогоплательщик будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения с начала того налогового периода, в котором произошло превышение.

Федеральный закон т 22.07.2008 № 155 предоставил организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, право не подавать налоговые декларации по итогам отчетных периодов. Данное право распространили также на организации и индивидуальных предпринимателей, которые являются плательщиками единого сельскохозяйственного налога. При этом сроки подачи годовых деклараций не изменились: по ЕСХН - 31 марта, по УСН - 31 марта для организаций и 30 апреля для индивидуальных предпринимателей.

Рыбохозяйственным организациям предоставили право применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. При применении новой системы обязанность уплачивать целый ряд налогов, в том числе, налог на добавленную стоимость, заменяется обязанностью уплатить единый сельскохозяйственный налог. Налог уплачивается по ставке 6%. Кроме того, освобождаются от уплаты таможенных пошлин организации, которые ввозят на таможенную территорию РФ суда рыбопромыслового флота, ранее вывезенные за ее пределы для капитального ремонта, при условии, что эти работы были завершены до 1 сентября 2008 года.

Изменения в правовом статусе налогоплательщиков - физических лиц

Кардинальных поправок избежала и данная сфера налогового регулирования. При этом отдельные категории граждан все же получили от государства определенные налоговые льготы. Так, закон “О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” дополнил перечень лиц, на которых распространяется социальный налоговый вычет, связанный с расходами на обучение. Теперь список налоговых льготников пополнился лицами, которые приходятся братом и сестрой обучающегося в случаях оплаты ими обучения своего брата или сестры в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Закон “О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освободил от уплаты НДФЛ отдельные доходы, получаемые работниками. В частности, от НДФЛ освобождаются доходы, полученные работниками в натуральной форме в качестве оплаты труда от сельхозтоваропроизводителей и доходы в натуральной форме в виде обеспечения питанием работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ.

От налога освободили также доходы в денежной и натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Кроме того, не стали облагать доходы в натуральной форме, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории РФ, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, в виде оказанных в их интересах услуг по обучению налогоплательщиков по основным и дополнительным общеобразовательным программам.

Федеральный закон № 220-ФЗ от 27.08.2009 “О внесении изменения в статью 217 части второй НК РФ” предоставил гражданам очередные льготы по налогу на доходы физических лиц в части пенсионных накоплений.  Приведенный закон освобождает от обложения НДФЛ доходы в виде сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемых правопреемникам умершего застрахованного лица.

Предоставлены также налоговые льготы родителям дошкольников. В частности, были освобождены от налогообложения часть родительской платы за содержание ребенка в детском саду, которая компенсируется государством.

Изменения в социально-экономической сфере

Если не вдаваться в подробности и буквально толковать положения законодательных актов, принятых в данной области, российские граждане в этом году действительно стали жить куда достойнее и обеспеченнее. Например, в стране почти вдвое увеличился минимальный размер оплаты труда. Общероссийский МРОТ вырос с 2300 до 4330 рублей.  Больше всего показатель подрос, разумеется, в столице.  Здесь величина МРОТ составила 8300 рублей. С 1 мая МРОТ в Москве составил 8500 рублей, а с 1 сентября уже 8700 рублей.

Наряду с размером оплаты труда, значительно, с государственной, разумеется, точки зрения повысилась и величина прожиточного минимума. Постановление Правительства РФ № 925 от 14 ноября 2009 г. определило размер прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за II квартал 2009 года. Документ установил, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2009 г. на душу населения составляет 5 187 рублей, для трудоспособного населения – 5 607 рублей, для пенсионеров - 4 129 рублей, для детей – 4 963 рубля.

Одновременно с этим изменился порядок исчисления средней заработной платы. Согласно Постановлению Правительства РФ № 916 от 11.11.2009, в случае если при повышении в организации тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения изменяются перечень ежемесячных выплат и их размеры, средний заработок повышается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок и окладов, на ранее установленные тарифные ставки и оклады.

Кроме указанных поправок, законодателями был скорректирован и порядок перерасчета страховой части трудовой пенсии. Теперь пересчет страховой части трудовой пенсии можно производить автоматически на основании данных, имеющихся у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, без истребования у работающих пенсионеров заявления. Размер этой части трудовой пенсии подлежит корректировке ежегодно, с 1 августа. Одновременно с этим был сохранен заявительный порядок перерасчета страховой части трудовой пенсии для федеральных государственных гражданских служащих, а также по желанию пенсионера.

Сборы, пошлины и прочие поборы

Прежде всего, укажем на положительные моменты. Так, в текущем году произошло снижение размера государственной пошлины, взимаемой за регистрацию прав на земельные участки. В частности до 100 рублей снизился размер государственной пошлины, взимаемой с физических лиц и организаций за государственную регистрацию прав, ограничений прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также сделок, на основании которых ограничиваются права на них. До 50 рублей снизилась госпошлина за регистрацию доли в праве общей собственности на указанные участки. Помимо этого отменена пошлина за государственную регистрацию ограничений прав на земельные участки, используемые для животноводства в северных местностях.

С другой стороны значительно выросла стоимость “услуг” судебных приставов-исполнителей. Дело в том, что в текущем году на федеральном уровне был установлен минимальный размер исполнительского сбора, налагаемого на должника. Согласно принятым поправкам, минимальный размер сбора, налагаемого на должника в случае неисполнения им требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должен составлять не менее пятисот рублей с должника – гражданина и пяти тысяч рублей с должника – организации.

В части регламентации уплаты таможенных пошлин следует отметить, что  вывозные пошлины стали уплачиваться одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия декларации. Закон № 232-ФЗ от 13.10.2009 устанавливает, что если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается, доплата сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются.  При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом указанной декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Правовые гарантии, предоставленные хозяйствующим субъектам

Перечень гарантий, полученных в текущем году субъектами предпринимательской деятельности, по большей части ограничивается предоставлением различных административных отсрочек и установлением системы обязательного согласования с прокуратурой проверок, проводимых контролирующими органами.

Относительно согласования проверок с 1 мая текущего года вступили в силу принятые ранее поправки в закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля. В соответствии с Законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 контролирующий орган имеет право проверять предпринимателя не чаще, чем один раз в три года. При этом предусматривается обязательное согласование с прокуратурой всех проверок малого и среднего предпринимательства, которые проводятся органами государственного и муниципального контроля. Теперь органы контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Начал действовать новый порядок перехода прав по закладным, предполагающий ведение депозитарного учета прав на закладные. Согласно новому порядку, при передаче бумаги на депозитарный учет, все операции с ней осуществляются исключительно в форме записей по счету депо в депозитарии. При этом права на обездвиженную закладную переходят с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя, а право залога на закладную возникает с момента фиксации этого факта депозитарием.

Была упрощена процедура регистрации некоммерческих организаций. Согласно Закону № 170-ФЗ от 17.07.2009 уполномоченный орган или его территориальный орган не вправе требовать представления для регистрации других документов, кроме документов, предусмотренных законодательством. В случае, если представленные для государственной регистрации документы, оформлены в ненадлежащем порядке, регистрирующий орган вправе принять решение не об отказе, а только о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

Небольшую отсрочку для внедрения в свою практику обязательного использования контрольно-кассовой техники получили от государства платежные терминалы. Так, Федеральный закон № 289 от 28.11.2009 до 1 апреля 2010 года продлевает срок, необходимый для оснащения терминалов и банкоматов ККМ. Также закон дает право применять до 1 января 2014 г любую ККТ, включенную в Государственный реестр до дня вступления в силу законов о деятельности платежных агентов, которая имеется на рынке в достаточном количестве, в случае ее регистрации в налоговых органах до 1 января 2011 года.  ККТ, которая включена в Государственный реестр после дня вступления законов о деятельности платежных агентов в силу, правомерно применять только в случае ее соответствия требованиям данных законов.

Продлевается также срок, который был установлен для перерегистрации фермерских хозяйств. Напомним, до внесения поправок в законодательство крестьянские хозяйства, созданные в форме юридические лица, имели вправе сохранить статус юридического лица только до 1 января 2010 года. Теперь же Закон № 239-ФЗ от 30.10.2009 продлевает срок обязательной перерегистрации до 1 января 2013 года.

Пожалуй, наиболее значимый резонанс среди бухгалтеров и юристов вызвали вступившие в силу с 1 июля поправки в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которым всем обществам с ограниченной ответственностью рекомендовали переоформить свои уставы согласно новым требованиям.  Напомним, что в соответствии с законом общества обязали переоформить свои уставы в срок до 1 января 2010 года. В противном случае предприятиям грозили так называемые “негативные последствия” в виде всевозможных штрафов, разрывов деловых отношений с контрагентами. В ряде российских регионов организациям, просрочившим перерегистрацию уставов, грозили даже принудительной ликвидацией.

Разумеется, в столь сжатые сроки пройти регистрацию учредительных документов смогли бы лишь единицы. В соответствии с этим уже сейчас одобрены поправки в закон, направленные на перенос сроков переоформления уставных документов обществ с ограниченной ответственностью. Согласно долгожданному документу, обязательную процедуру перерегистрации предприятия, образованные в форме обществ с ограниченной ответственностью, должны пройти исключительно только при первом изменении своих уставных документов

Итого

Как видно, налогоплательщики в уходящем году не получили от государства и десятой части того, на что имели право рассчитывать, исходя из многочисленных обещаний чиновников в части снижения налогового бремени и упразднения отдельных, никому не нужных стандартов. Даже такие важные изменения, как уменьшение налога на прибыль и отмена обязательного использования ККТ для хозяйствующих субъектов, применяющих систему ЕНВД, вызвали у налогоплательщиков больше раздражения, нежели восторга по поводу грамотных и своевременных действий законодателей.

К экономическому чуду скудные нововведения законотворцев не привели, зато спровоцировали массу негодования по поводу своей практической реализации и применения на уровне рядовой бухгалтерии. Как бы то ни было, при всей незначительности вышеуказанных законодательных поправок здесь стоит отметить, что минимализм законодателей отчасти был компенсирован инициативой субъектов правоприменительной деятельности.

Так, например Высший Арбитражный Суд РФ признал несостоятельной позицию Минэкономразвития, согласно которой плательщики могут индексировать сумму предельного дохода, при котором компании вправе применять УСН, на дефлятор лишь за последний год. Фактически Президиум ВАС РФ создал условия для реализации налогоплательщиками возможности по увеличению предельного размера доходов при УСН. Буквально же суд разрешил плательщикам единого налога при УСН ежегодно индексировать сумму предельного дохода, при котором компании вправе применять УСН, на дефляторы за все предшествующие годы с момента установления суммы лимита.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

5
  • ditl

    Цитата:
    обязательную процедуру перерегистрации предприятия, образованные в форме обществ с ограниченной ответственностью, должны пройти исключительно только при первом изменении своих уставных документов.
    Интресен вот этот пункт, если я правильно понимаю, то перерегистрацию продлят для тех, кто не вносит (-ил) изменения в уставные документы после 01.01.2010.

    А как эта поправка будет распространяться на те ООО, у которых вносились изменения ранее 01.01.2010? Будут ли “негативные последствия”? Или мы попадаем под поправку?

    П.С. Мы два раза вносили изменения в уставные документы в 2009 году - продажа долей.
  • Urban
    Речь идет о приведение уставных документов в соответствие с требованиями обновленного закона. Поэтому если вы привели все в соответствие до 2010 года, то ничего вам не будет, да и тем кто не привел тоже особо ничего не будет.
  • Альтернатива
    Да еще забыли что горяче любимая партия увеличила в 2 раза размеры госпошлин.