Налоги, взносы, пошлины

О поправках в часть 1 НК РФ

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара «Налоги и сборы: версия 2010» (лектор – М.Н.Ахтанина), который был проведен издательством «Главная книга».

Этот материал – отрывок литературно обработанной стенограммы семинара «Налоги и сборы: версия 2010» (лектор – М.Н.Ахтанина), который был проведен издательством «Главная книга».

Расскажу о поправках в статьи 54 и 76 Налогового кодекса. Они были внесены еще в 2008 году, но вступают в силу только с 01.01.2010.

Итак, абзац третий пункта 1 статьи 54 НК с нового года дополнен еще одним предложением. Его норма прямо позволяет налогоплательщикам, обнаружившим ошибки в декларациях прошедших периодов, приведшие к излишней уплате налога, не подавать уточненки за эти периоды. Эти ошибки могут быть исправлены при расчете налоговой базы того отчетного периода, в котором они выявлены, даже если период их совершения известен. То есть если мы не учли в 2008 году какие-либо расходы и обнаружили это только в мае 2010-го, мы можем не подавать уточненную декларацию но налогу на прибыль за 2008 год, а отразить эти расходы в декларации за полугодие 2010 года.

А еще в 2009 году при обнаружении таких неучтенных расходов нам пришлось бы подавать уточненную декларацию за 2008 год.
Но этим дело не ограничивается. У налогоплательщиков, если читать новую норму буквально, появилась еще одна очень интересная возможность.

Смотрите: излишне уплаченный налог может быть возвращен налоговым органом или зачтен в счет предстоящих платежей по налогу по заявлению налогоплательщика, только если со дня его уплаты не прошло 3 лет. Это ограничение установлено пунктом 7 статьи 78 НК.
Как известно, в подавляющем большинстве случаев возврат или зачет переплаты связан с необходимостью подачи уточненной декларации.

Потому что обычно переплата появляется, когда мы не отразили в декларации какие-то расходы, которые должны были учитываться при исчислении налоговой базы, или завысили доходы.

Если с момента уплаты налога прошло больше 3 лет, то вернуть налог можно только через суд. Но исковое заявление о возврате переплаты должно быть подано в течение общего срока исковой давности, то есть в течение 3 лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о возникшей переплате. Эта позиция была высказана Конституционным судом РФ в Определении от 21.06.2001 N 173-О.

Естественно, возник вопрос, с какого момента начинает течь срок исковой давности. Суды отвечали на него по-разному, иногда признавая точкой отсчета и дату подачи уточненки. Но в феврале этого года Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, дата подачи уточненки признаваться не может. Более того, ВАС указал, что срок на подачу заявления в суд в некоторых случаях может быть равен сроку подачи заявления на возврат налога в налоговые органы.

Из-за этой позиции ВАС многие налогоплательщики, заявляющие о переплате по налогу путем подачи уточненной декларации по истечении 3 лет с момента уплаты налога по первоначальной декларации, утратили возможность возврата переплаты даже в судебном порядке.

А исходя из новой нормы пункта 1 статьи 54 НК, такие налогоплательщики могут как бы зачесть переплату, возможность возврата которой утрачена, просто отразив расходы, не учтенные в периоде, к которому они относились, в декларации за текущий период.

Конечно, такой подход можно применять, только если вы готовы к спору с налоговиками. Хотя вряд ли они смогут выявить такие старые расходы при проведении камеральной проверки декларации. Тем более если вы не дадите им повода для истребования у вас дополнительных документов и объяснений по декларации, в которой они отражены.

Выявить такие расходы однозначно можно только в ходе выездной проверки. Однако неизвестно, будет проведена в отношении вас выездная или нет. А даже если выездная и будет, то будет ли она проводиться по тому периоду, за который вы подали декларацию со старыми расходами, тоже неизвестно. Например, в 2010 году к вам поступили документы, подтверждающие затраты 2007 года. Если вы учтете их в расходах 2010 года, то реально проверить правомерность учета этих затрат в расходах налоговики смогут только при выездной проверке по налогу на прибыль за 2010 год.

Но в любом случае, заявляя расходы, относящиеся к прошедшим периодам, в декларации текущего периода, вы должны быть готовы документально подтвердить, что эти расходы в принципе могут быть учтены для целей налогообложения и что вы не учли их в прошедших периодах.

А в статье 76 НК с 2010 года появится пункт 9.2. Он обяжет налоговые органы начислять проценты на сумму денег, в отношении которой были приостановлены операции по банковским счетам налогоплательщика при нарушении сроков:
- отмены решения о приостановлении операций по счетам;
- направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам.

Проценты будут начисляться исходя из ставки рефинансирования, действовавшей в дни нарушения налоговым органом этих сроков.
Надеюсь, эта поправка позволит дисциплинировать должностных лиц налоговых органов, ответственных как за принятие таких решений, так и за их передачу в банки. Но даже если этого не произойдет, то проценты хотя бы минимально компенсируют убытки налогоплательщиков, причиняемые безалаберностью налоговиков.

С нового года вступит в силу еще одна древняя поправка - пункт 5 статьи 93 НК, который внесен в Кодекс еще в 2006 году Законом N 137-ФЗ. Этот пункт запрещает налоговикам истребовать при проверках у налогоплательщика документы, ранее представлявшиеся им в ходе выездных и налоговых проверок. Ограничение не распространяется на случаи, когда документы представлялись в виде подлинников, которые были возвращены налогоплательщику, или когда они были утрачены налоговым органом вследствие непреодолимой силы. Так и видятся бесконечные потопы, пожары, ураганы и цунами, преследующие наши налоговые инспекции.

Глобального значения поправка не имеет, ведь суды и так признавали недействительными требования о представлении документов, уже имеющихся у налогового органа, а равно решения о привлечении к ответственности по статье 126 НК за их непредставление.

Но законодатель, тем не менее, счел необходимым уточнить, что применяться она должна только в отношении документов, которые будут представляться в инспекции после 01.01.2010. То есть если у вас в 2010 году затребуют копии каких-нибудь бумажек, которые вы уже относили в инспекцию при проведении проверок в 2009 году, то на пункт 5 статьи 93 НК ссылаться вам бессмысленно.

Впервые опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал"  2010, № 01

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию