Налоги, взносы, пошлины

Условия признания маркетинговых расходов в бухгалтерском и налоговом учете

Согласно письму Департамента налоговой политики Минфина России от 02.04.2002 N 04-02-06/5/4 "маркетинговые услуги - это услуги по организации процесса выявления, максимизации и удовлетворения потребительского спроса на продукцию организации". При этом в письме Департамента подчеркивается, что понятие "маркетинг" предусматривает также наряду с оказанием информационных услуг, носящих, как правило, краткосрочный характер, оказание услуг по изучению текущего рынка сбыта и созданию новых структурных подразделений для расширения рынка сбыта продукции.

Маркетинг (англ. marketing, от "market" - рынок) - это экономический термин, определение которого не содержится ни в гражданском, ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве.

На практике это означает, что для целей правового регулирования маркетинга необходимо в каждом случае анализировать содержание, которое вкладывается в это понятие.

В классическом понимании маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая не только управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю, но и деятельность, которая связана с выявлением, изучением потребности производителей и потребителей на рынке для удовлетворения их интересов.

Обычно под маркетингом подразумевается деятельность по изучению сложившегося состояния рынка и определению тенденций к его изменению, позволяющая выработать наиболее оптимальную стратегию бизнеса.

Согласно письму Департамента налоговой политики Минфина России от 02.04.2002 N 04-02-06/5/4 "маркетинговые услуги - это услуги по организации процесса выявления, максимизации и удовлетворения потребительского спроса на продукцию организации". При этом в письме Департамента подчеркивается, что понятие "маркетинг" предусматривает также наряду с оказанием информационных услуг, носящих, как правило, краткосрочный характер, оказание услуг по изучению текущего рынка сбыта и созданию новых структурных подразделений для расширения рынка сбыта продукции.

При расчете налогооблагаемой прибыли организации относят "маркетинговые" расходы в состав прочих расходов, исходя из п/п 27 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в том числе расходы на текущее (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Однако налоговые службы признают это правомерным, только если:

  • осуществленные затраты экономически оправданны;
  • проводимые исследования непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение дохода;
  • произведенные затраты документально подтверждены.

    Подтвердить экономическую обоснованность затрат можно по-разному. Все зависит от того, с какой целью предприятие проводит маркетинговые исследования.

    Допустим:

  • организация собирается выпускать новую продукцию и поэтому изучает рынок ее сбыта;
  • предприятие намерено приобрести объект недвижимости (иное имущество) и, чтобы не ошибиться с ценой, заказывает маркетинговое исследование предложений по продаже таких объектов.

    Если организация, имея собственный маркетинговый отдел, заказывает маркетинговое исследование специализированной консультационной фирме, то потребуется обосновать причины, почему организация поручила проведение исследований третьим лицам. Для обоснования можно привести следующие доводы:

  • наличие у специализированной фирмы опыта проведения исследований, а также специалистов необходимой квалификации, особенно если применяются сложные методы проведения маркетинга и обработки полученных результатов;
  • объективность исследования (сотрудники специализированных фирм обычно более объективны в своих оценках);
  • наличие у специализированных фирм необходимого технического и программного обеспечения.

    Необходимо учесть, что такие расходы признать в налоговом учете предприятие вправе, только если исследования непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Важным условием списания маркетинговых затрат на расходы является их документальное подтверждение. В первую очередь, это касается самого договора на проведение маркетинговых исследований, а также документов, которые оформляются по результатам исследований:

  • Правильное и полное оформление договора на проведение маркетингового исследования. Договор следует рассматривать как один из видов договоров о возмездном оказании услуг, которым посвящена глава 39 ГК РФ. А это значит, что к договору на проведение маркетингового исследования применяются нормы указанной главы. Предмет договора необходимо сформулировать так, чтобы были четко определены рамки исследования. А именно: цели и объект исследования, а также территория, на которой оно проводится.
  • На стадии заключения договора следует оговорить методы, которые будут использоваться для решения задач исследования, а в связи с этим составляется Программа исследований или Заявка на исследования. Эти документы в обязательном порядке прилагаются к договору и составляет его неотъемлемую часть.
  • Особое внимание следует уделить тем положениям договора, которые содержат основные требования к Отчету о проведенном исследовании, который должен представить исполнитель работ. Отчет является результатом проведенной работы, и исполнитель обязан передать его организации, заказавшей маркетинговое исследование.
  • При этом составляется Акт сдачи-приемки выполненных работ, который подписывают представители обеих сторон - исполнителя и заказчика. Если организация-заказчик посчитает, что исследование выполнено некачественно, она имеет право не подписывать Акт и отдать Отчет на доработку исполнителю. Например, если исполнитель не в полном объеме провел исследование или же применил не те методы, которые указаны в Программе исследования. В таких случаях, как правило, составляется двусторонний Акт с перечнем мер по доработке и сроков их выполнения.
  • Порядок расчетов может быть различным.

    Иногда в договоре уже на стадии его заключения определяют фиксированную цену. Но, учитывая специфику маркетинговых исследований, зачастую бывает трудно сразу рассчитать их полную стоимость. Поэтому оплату производят в два этапа: аванс и полная оплата работ по их завершении. Окончательная стоимость рассчитывается на основании составляемого исполнителем документа о расценках на работы, связанные с проведением прикладных маркетинговых исследований. В связи с этим стоимость договора может быть предполагаемой.

    Учитывая маркетинговые расходы, предприятие - заказчик должен иметь комплект всех названных выше документов. Иначе доказать обоснованность затрат на проведение маркетинговых исследований при документальной проверке налоговой службой будет довольно сложно.

    Порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на маркетинговые исследования зависит от того, какова поставленная цель:

  • предприятие стремится повысить спрос на свою продукцию (работы, услуги);
  • предприятие исследует рынок для выпуска новой продукции и последующей продажи продукции;
  • предприятие решило приобрести товары (имущество).

    Как уже отмечалось, средства, истраченные на маркетинговые исследования, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции.

    Согласно статье 318 НК РФ все прочие расходы являются косвенными и в полном объеме относятся к расходам текущего периода в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

    Маркетинговые расходы признаются:

  • при методе начисления - в том периоде, когда исследования были завершены (подписан Акт приемки-передачи выполненных работ);
  • при кассовом методе - в том периоде, когда предприятие оплатило выполненные исследования. В бухгалтерском учете затраты на маркетинговые исследования, осуществленные:
  • с целью повышения сбыта продукции, отражаются на счете 44 "Расходы на продажу" и по окончании месяца списываются в дебет субсчета "Себестоимость продаж" счета 90 "Продажи";
  • с целью производства нового вида продукции с отражением на счете 97 "Расходы будущих периодов" с последующим включением в себестоимость продукции (счет 20);
  • с целью приобретения товаров (имущества), включаются в фактическую (первоначальную) себестоимость (стоимость) приобретенных товаров (имущества) и учитываются на счетах 41 "Товары", 10 "Материалы", 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы" (с использованием счета 08).

    Зачастую предприятия проводят маркетинг, планируя выпуск новой продукции. По правилам бухгалтерского учета расходы на маркетинговые исследования списывают на себестоимость в том периоде, в котором новая продукция запущена в производство и начата ее продажа. До этого расходы, связанные с подготовкой нового производства, учитываются на счете 97 "Расходы будущих периодов". В Налоговом кодексе такого требования нет, поэтому в налоговом учете расходы на маркетинговые исследования при подготовке к выпуску новой продукции можно признать в том периоде, в котором имеется их выполнение. В связи с этим будут возникать разницы, уменьшающие налоговую прибыль в текущем периоде по сравнению с бухгалтерской прибылью. Следовательно, образуются налогооблагаемые временные разницы, появившиеся в текущем периоде., которые приводят к образованию отложенного налогового обязательства.

    Момент применения налогового вычета по "входному" НДС не зависит от выбранного организацией метода налогового учета маркетинговых расходов. Заказчик исследований вправе возместить НДС в том периоде, когда маркетинговые расходы были фактически произведены, оплачены и отражены в бухгалтерском учете.

    Пример:

    ООО в рамках своей деятельности планирует выпуск новой продукции с января 2005 года. Чтобы узнать о перспективах ее продаж, общество осуществило заказ ОАО на проведение маркетингового исследования. Акт сдачи-приема выполненных работ, Отчет по результатам исследования подписан организациями в марте 2004 года.

    Стоимость исследований составила 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб.

    ООО начало производить и продавать новую продукцию в январе 2005 года.

    Для целей налогообложения оно применяет метод начисления.

    ООО в марте признало средства, истраченные на маркетинг в качестве прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

    В бухгалтерском учете сделаны записи:

    В марте 2004 года:

    Дебет 97 Кредит 60 - 50 000 руб. (59 000 руб. - 9 000 руб.) - отнесены на расходы будущих периодов средства, израсходованные на маркетинг по Акту сдачи-приема выполненных работ;

    Дебет 19 Кредит 76 - 9000 руб. - отражен НДС на основании счета-фактуры ОАО;

    Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 77 - 12 000 руб. (50 000 руб. х 24%) - отражено отложенное налоговое обязательство (ОНО) по расходам на маркетинговые исследования;

    Дебет 76 Кредит 51 - 59 000 руб. - оплачены ОАО маркетинговые исследования;

    Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - 9000 руб. - принят к вычету НДС по маркетинговым исследованиям.

    С января 2005 года ООО начнет списывать расходы по маркетинговым исследованиям на себестоимость продаж, в связи с продажей продукции. Списание будет производиться равномерно в течение срока, установленного распоряжением руководителя. Одновременно начнется погашение ОНО в суммах, исчисленных исходя из доли списанных маркетинговых расходов. Эта операция отражается записями:

    Дебет 44 Кредит 97 - списана на себестоимость продаж часть расходов на маркетинговые исследования;

    Дебет 77 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" - частично погашено ОНО.

    Нередко предприятие проводит маркетинговые исследования с целью приобретения товарно-материальных ценностей или иного имущества. В бухгалтерском учете данное требование установлено:

  • п.6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов",
  • п.8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств",
  • п.6 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов".

    Что касается налогового учета, то прямого указания о включении маркетинговых расходов в первоначальную стоимость основных средств, нематериальных активов, материалов и товаров не содержится (п. 2 ст. 254; п. 1 ст. 257; ст. 320 НК РФ), но есть указание на суммы расходов, связанных с их приобретением. Проанализировав статьи НК РФ, можно предположить, что стоимость имущества будет определяться одинаково, как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

  • Декабрь, 2004г.

    Начать дискуссию

    Власти определились с приложениями, которые должны быть предустановлены в смартфонах

    С 2025 года смартфоны будут продаваться с 19 предустановленными приложениями. На компьютерах обязательно должен быть браузер, офисный софт и антивирус.

    НДФЛ

    Введут правила налогообложения при покупке долей в российских ООО по номинальной стоимости

    При покупке доли в ООО по номинальной стоимости, которая отличается от стоимости чистых активов, расчет налогового бремени покупателя будет происходить по данным бухгалтерской отчетности ООО.

    Минфин: инвестиционный вычет будут предоставлять по единым правилам

    Федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ) не будет ограничен конкретными проектами или компаниями. Его налогоплательщики смогут получить по единым правилам. Их установят после утверждения объемов финансирования.

    Курсы повышения
    квалификации

    18
    Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

    Основные изменения по УСН в 2024 году уже в обновленном курсе «Главный бухгалтер на УСН». Записывайтесь — старт потока 1 августа!

    Мы следим за тем, как меняется законодательство и оперативно обновляем информацию в наших курсах. В 2024 году появились новые лимиты по УСН, новая декларация, новая КУДиР, из обихода вышли платежки со статусом 02 — вместо них бухгалтеры сдают уведомления по ЕНП.

    Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

    В личных кабинетах ФНС перестала обновляться информация и не формируются электронные подписи + опрос

    Пользователи не могут увидеть актуальную информацию о своем сальдо ЕНС.

    УСН

    Что будет, если недоплатить аванс по УСН: последствия

    При объекте УСН «доходы» все поступления на счет налоговикам видны. При объекте «доходы минус расходы» расчет налоговой базы более сложный: ИФНС не может сама детализировать расходы упрощенца, поэтому не видит недоплату аванса.

    Опытом делятся эксперты-практики, без воды

    ФНС считается с позицией судов по дроблению бизнеса

    К участию в предпринимательской деятельности можно привлекать родственников, но нельзя их вовлекать в бизнес ради налоговой оптимизации.

    1

    Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 7

    Проверьте свои знания в области бухгалтерской терминологии. Сегодня тест посвящен налогоплательщикам и элементам налогообложения.

    Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 7

    Еще восемь категорий товаров с нарушениями маркировки будут блокировать на кассах

    Систему маркировки «Честный ЗНАК» интегрируют с кассами. Это не позволит продать покупателям нелегальные корма для животных, красную и черную икру, велосипеды, безалкогольное пиво и другие товары.

    Что ест бухгалтер. Рыбка моя.

    — Что ты делаешь, чтоб такой умной быть? — Книжки читаю.— Ааа... А я рыбу ем. (с) Полежайкин

    Что ест бухгалтер. Рыбка моя.

    Суд не понял, кто такой бенефициарный владелец

    Из обвинения следовало, что уклонение от уплаты налогов совершено бенефициарными владельцами, то есть фактическими собственниками, прямо владеющими ООО.

    Банки

    Банки отказывают в ипотеке клиентам с рассрочками

    Сотрудники банков считают рискованным выдавать займы клиентам, которые не могут сразу оплатить покупку, а вынуждены брать товары в рассрочку.

    ☀️ Новая бодрящая акция на «Клерке»! Горячий август — охлаждаем скидками на курсы повышения квалификации и профпереподготовки. Старт потока 1 августа

    Успейте купить курсы повышения квалификации по учету на маркетплейсах и ФСБУ, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН, финансовому менеджменту и зарплате со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

    Одностороннее прекращение трудового договора: в каких случаях возможно и как не нарушить процедуру увольнения

    Работник может расторгнуть трудовой договор в одностороннем порядке когда угодно, заблаговременно предупредив об этом. Работодатель -- лишь в строго определенных случаях, прямо упомянутых в ТК и федеральных законах. Увольнение в одностороннем порядке по желанию работодателя недопустимо.

    Одностороннее прекращение трудового договора: в каких случаях возможно и как не нарушить процедуру увольнения

    Повышение пошлины за лицензирование в области связи в 133 раза — итоги первого полугодия 2024 года

    01 января 2024 года вступил в силу закон от 28.09.2023 № 497-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333-33 и 333-40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». 

    Инвестиции бизнеса в цифровые технологии выросли на 80%

    Объем финансирования передовых отечественных программ превысил 180 млрд рублей.

    🧊 Горячий август — охлаждаем скидками на курсы повышения квалификации и профпереподготовки! Старт обучения — 1 августа

    Новая акция на «Клерке»! Успейте приобрести курсы по работе на УСН, зарплате, применению ФСБУ, финменеджменту и учету на маркетплейсах со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

    🧊 Горячий август — охлаждаем скидками на курсы повышения квалификации и профпереподготовки! Старт обучения — 1 августа

    ЦБ обнародовал свежие данные по фальшивой наличке

    Специалисты нашли больше одной тысячи поддельных 5-тысячных купюр.

    Стало известно, сколько стоит одна акция Яндекса на Мосбирже

    Объем торгов ценными бумагами МКПАО «Яндекс» уже превысили 6 млрд рублей. Стоимость акций растет на 11,6%.

    Интересные материалы

    Инвестиции

    ИТ-ипотека Шрёдингера. Конец льгот. Москва и Сочи продолжают дорожать. Что произошло с ценами на недвижку за месяц?

    Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи — самых дорогих городах России. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел май–июнь. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

    ИТ-ипотека Шрёдингера. Конец льгот. Москва и Сочи продолжают дорожать. Что произошло с ценами на недвижку за месяц?