Учет в торговле

Хитросплетения новогодней распродажи

Рождество и Новый год – самое время для распродаж. Они позволяют не только привлечь покупателей, но и избавиться от залежалого товара. Однако, прежде чем снизить цену, просчитайте все налоговые последствия такого маркетингового «хода».

Рождество и Новый год – самое время для распродаж. Они позволяют не только привлечь покупателей, но и избавиться от залежалого товара. Однако, прежде чем снизить цену, просчитайте все налоговые последствия такого маркетингового «хода».

Ю. Духно, эксперт ПБ

Канун Нового года ознаменован повальной распродажей: практически на каждом шагу витрины магазинов пестрят заманчивой вывеской – «скидки». Оно и понятно – тотальная «ликвидация» товара приносит компании колоссальные прибыли. Кроме того, скидки позволяют привлечь новых покупателей. И еще одно преимущество распродажи: она помогает избавиться от «старой», уже немодной и залежавшейся продукции, чтобы в новом году закупить более актуальный товар.

Однако значительные скидки, скажем, в размере 30–70 процентов, несомненно, выгодные покупателям, сулят порой трагические налоговые последствия для фирмы-продавца. Давайте разберемся, как их избежать.

Искусство маркетинговой «дипломатии»

Начнем с того, что работники налоговой службы могут усомниться в «распродажной» стоимости товара. Если вдруг они выявят, что цена отклоняется от рыночной более чем на 20 процентов, компании неминуемо грозит доначисление налогов. Не избежать ей и пеней. Основной аргумент инспекторов – пункт 2 статьи 40 Налогового кодекса.

Однако уйти от нападок работников ФНС можно, воспользовавшись их же «оружием». Пункт 3 указанной статьи устанавливать цены значительно ниже 20-процентного лимита все же позволяет. Единственное условие, которое при этом нужно соблюсти, – предусмотреть такие действия внутренним документом. К примеру, новогодние скидки, как, впрочем, и любые другие «специальные предложения», можно оформить как маркетинговую политику компании. Для этого нужно составить приказ о ее проведении, в котором четко пропишите, кому, на каких условиях и в каком размере предоставляются «поблажки».

Правда, ограничиться только этим документом не получится. Обратите внимание: столичное УМНС требует также предусмотреть распродажу в отдельном приказе руководителя (письмо от 22 ноября 2001 г. № 03-12/53959). При этом «новые» цены, то есть рассчитанные с учетом скидок, нужно указать в прайс-листе.

И это еще не все. Если вы устанавливаете «поблажки» вашим партнерам, этот факт должен найти отражение в договоре. В противном случае налоговые работники расценят ваши действия как «прощение долга» (ст. 415 ГК РФ). Это приведет к тому, что с суммы скидки покупателю придется заплатить налог на прибыль. Ведь, по мнению налоговой службы, он получит «экономическую выгоду». В свою очередь, уйти от негативных последствий такой операции не удастся и продавцу. Дело в том, что он «раскошелится» на НДС со всей выручки (без учета скидки). Поскольку скорректировать ее на сумму такой «поблажки» он права не имеет. Следует это из письма МНС России от 25 июля 2002 г. № 02-3-08/84-Ю216.

Скидки «по факту»

Перейдем непосредственно к учету скидок. Несмотря на то что в практике их огромное количество, условно (для целей учета) их можно разделить на два вида:

  • предоставляемые непосредственно в момент реализации товара;
  • накопительные, например по итогам года.

Наиболее простой – первый вариант. С него и начнем. Предоставив покупателю такую «поблажку», компания отражает выручку уже без скидки. Напомним, в бухучете такой порядок предусмотрен пунктом 6.5 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Аналогичная ситуация и с налоговым учетом (п. 6 ст. 274 НК РФ). Что касается НДС, то его нужно рассчитать уже исходя из «новой» выручки. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 166 Налогового кодекса. Как это сделать, покажем на примере.

Пример

ЗАО «Актив» в соответствии с маркетинговой политикой и условиями договора предоставляет всем покупателям своей продукции (бытовой техники) новогодние скидки в размере 10 процентов с 1 по 31 декабря 2004 года. 5 декабря ООО «Пассив» приобрело партию телевизоров на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.). Товар был оплачен в тот же день.

Так как в течение декабря действует «специальное» новогоднее предложение, «Пассив» получает скидку в размере 11 800 руб. (118 000 руб. x 10%).

Таким образом, стоимость партии телевизоров с учетом скидки составит 106 200 руб. (118 000 – 11 800).

Бухгалтер «Актива» в учете сделал следующие проводки:

Дебет 62   Кредит 90 субсчет «Выручка»

– 106 200 руб. – отражена выручка от продажи партии телевизоров с учетом скидки;

Дебет 90 субсчет «НДС»   Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 16 200 руб. (106 200 руб. x 18% : 118) – начислен НДС с выручки.

Скидки «постфактум»

Ситуация с накопительными скидками выглядит не столь радужно. Ведь такие «поблажки» компания предоставляет, как правило, либо на будущие поставки, либо когда товар уже отгружен и оплачен покупателем. В первом случае их учет аналогичен примеру, приведенному выше. Во втором – учесть скидку будет проблематичнее.

Дело в том, что продавец должен скорректировать выручку на сумму предоставленной «поблажки». Сделать это можно двумя способами: обратной записью или методом «сторно». Кроме того, придется внести исправления в уже выставленные накладные и счета-фактуры или попросту заменить их на новые.

Есть еще один пикантный момент. Предположим, вы предоставили скидку покупателю по товару, который был продан в прошлом налоговом периоде.

Во-первых, вы должны уменьшить свои доходы на сумму скидки.

Во-вторых, скорректировать НДС. Сами понимаете, пересчитав налоги, вам придется подать уточненные декларации. Заметим, такого мнения придерживаются также столичные налоговики (письмо УМНС по г. Москве от 19 сентября 2003 г. № 26-12/51755)

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию