В последние месяцы о реформе милиции говорят все. Бунтарь Дымовский со своими последователями, гневные речи политиков и правозащитников, оправдания министра Нургалиева, шокирующие новости об очередном преступнике в погонах: вся эта информационная каша в итоге вылилась в президентский указ о реформировании МВД. И каша продолжила кипеть, но уже по-иному.
Один из самых свежих ее всплесков – заседание Комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов. Интересно оно тем, что на нем присутствовали люди «изнутри системы», то есть высказанные на заседании мнения – не просто чей-то политический пиар, а предвестие возможных реальных изменений.
По указу Медведева, до 1 января 2012 года личного состава милиции должно стать меньше на 20%. Уже известно, что будут сокращены два департамента: обеспечения правопорядка на транспорте и обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах.
Оставшимся милиционерам добавят денег и постараются обеспечить жильем. До 1 января 2011 года Медведев ждет от Нургалиева соответствующих предложений. Кроме того, президент поручил министру в трехмесячный срок разработать антикоррупционные меры и пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы в органах внутренних дел.
Ясно, что надо что-то менять. Одни, как Сергей Миронов, предлагают разделить правоохранительные органы на два класса, закрепив различия прямо в названиях: федеральная полиция и муниципальная милиция. Первым – деньги из госбюджета, расширенные полномочия, более сложный уровень задач. Вторым – местное подчинение (а то и вовсе выборность), и, соответственно, более скромные задачи по поддержанию общественного порядка.
Другие клеймят такой подход, заявляя, что он развалит всю систему. «Только благодаря существующей вертикали управления мы избежали криминального кризиса!» -заявил на заседании Общественной палаты генерал милиции, бывший начальник российского бюро Интерпола Владимир Овчинский. Децентрализация, по его словам, просто невозможна. Лидер правозащитного движения Ольга Костина с ним солидарна: «Поезжайте на места, увидите там непроходимую тройку – главный милиционер, прокурор и судья. Их можно сломать только сверху».
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Алексей Александров считает, что ничего страшного в децентрализации нет – она, мол, только укрепит и усилит федеральную милицию. А замминистра внутренних дел Александр Смирный возражает: местные бюджеты все равно не смогут прокормить «своих» милиционеров.
Поспорили и о том, должна ли вся армада МВД (включая, к примеру, тех же бухгалтеров) носить погоны, или лучше перевести тыловых специалистов в гражданский статус. Овчинский считает, надо это сделать как можно скорее, но Смирный заявил, что «распогонивания не будет». В общем, согласья нет даже в милицейских товарищах.
Не обошлись на заседании Общественной палаты и без темы о черном пиаре против милиции. Председатель комитета Госдумы по безопасности (и тоже милицейский генерал) Владимир Васильев с негодованием объявил, что СМИ создали искаженное представление об органах и зомбировали людей тем, что все плохо. «Не доводите милицию до состояния психоза!» - призвал депутат и честно признался: «У нас сложный бюджет, на реформу все равно денег нет в стране». Правозащитник, председатель Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин с ним согласен. О майоре Евсюкове, по статистике Интернета, писали больше в 200 раз, чем, к примеру, о старшине-бессеребреннике, погибшем в Химках при задержании группы бандитов. «Надо внести поправки в закон о СМИ, – предложил Бабушкин. – Если газета написала о преступлении, то обязана сообщить и о ходе и результатах его расследования».
В Общественной палате звучало немало действительно толковых предложений. Владимир Овчинский заговорил о смене системы показателей: установлении европейских стандартов, когда формализованное заявление от гражданина сразу вводится в компьютер и ложится в основу единой статистики. Член Совета Федерации, бывший замминистра МВД Александр Чекалин предложил «довести до автоматизма причинно-следственную связь между преступлением подчиненного и отстранением от должности его непосредственного начальника».
Но главная тема, на которой сходились все, была одна: платить милиционерам надо больше. «Опер не должен получать в десять раз меньше, чем судья», - заявил Владимир Овчинский. «Давайте сократим худших и из бюджета добавим лучшим», - предложил Владимир Васильев. «От нищей милиции требовать нечего», - резюмировал Александр Смирный.
«Вот ввели либеральный закон о проверках малого бизнеса. Например, в Тверской области милиция теперь ведет проверки предприятий только в присутствии представителей «ОПОРЫ России». Но мы не платим системе за честность!» - воскликнул депутат Васильев, видимо, намекая, что неудобно как-то получается.
«Все всё знают, все всё понимают, - приоткрыл завесу тайны Алексей Александров. - В спецслужбах даже знают, кто, где и сколько берет. Поэтому надо коррупцию просто уменьшить».
Но ведь если разобраться, вопрос не в зарплате опера или постового, хотя, разумеется, служитель закона мало получать не должен. Дело в самоощущении этого самого служителя. Всего-то и нужны две простые вещи: милиционер должен уважать себя (чего с нынешней зарплатой он делать не может по определению), сполна реализовать свою тягу к власти (только честной власти), но одновременно с этим всегда чувствовать, что его жестко контролируют, даже прессингуют. Смогут сделать это наши власть имущие, не закончится ли все очередной громкой, но пустой реформаторской кампанией – может, и обретет российский милиционер начала 21 века (не взяточник, не убийца, не маньяк) свой смысл существования. Конкретное решение о том, как реализовывать указ президента, обещано принять до конца февраля, так что ждать осталось недолго.
А обвинять, как обычно, беспогонный народ в том, что мы сами даем взятки гаишникам, откупаемся от ОБЭПа и так далее, не надо. Не в народе тут дело.
Комментарии
7Бред это - про "нищих"!!!
А что требовать от нищего слесаря или нищего бухгалтера? А ведь нищий слесарь произведет плохую продукцию, которую нельзя продать, учесть налоги и заплатить милиционеру. И получается замкнутый круг.
А наверное 50% милиционеров с особо опасными правонарушителями и никогда не встречаются. И риска у них не больше, чем у того же слесаря, возвращающегося после смены домой.