Как из простого помощника сделать хорошего

Вал первички и мелких забот «накрыл» вас с головой... Нужно брать помощника – пусть он занимается документами, ведет Книги покупок и продаж, тормошит контрагентов, забывающих прислать счета-фактуры. И чем правильнее будет организована его работа, тем больше будет от него пользы

Вал первички и мелких забот «накрыл» вас с головой... Нужно брать помощника – пусть он занимается документами, ведет Книги покупок и продаж, тормошит контрагентов, забывающих прислать счета-фактуры. И чем правильнее будет организована его работа, тем больше будет от него пользы

В начале будут документы

Как правило, на должность помощника бухгалтера идут совсем «молодые да зеленые» люди, и скорее всего вам придется объяснять им весь процесс работы с нуля. Сначала стоит составить для прибывшего должностную инструкцию и инструкцию по делопроизводству. Первая определит его обязанности, вторая поможет с ними справиться.

Помощник растеряется среди вороха поступающей в бухгалтерию первички, если не научить его отличать бухгалтерские документы от всех остальных. Объясните ему, что, скажем, приказ о назначении Иванова с завтрашнего дня дворником относится к кадровым документам, а вот накладная – самый что ни на есть бухгалтерский документ.

Если человек вам нужен для работы с первичкой, он должен осознавать, что эти бумаги – первое, к чему придираются налоговики. То, что от качества оформления документа и информации, которую он содержит, зависит и бухгалтерский, и налоговый учет, новичок должен усвоить в первую очередь.

После этого можно приступить к объяснению, как проверить документ по существу, форме и правильности арифметических подсчетов. Для того чтобы помощник понял, что проверка по существу ведется, прежде всего, с точки зрения законности проведенной операции и ее хозяйственной целесообразности, приведите какой-либо пример.

В инструкции он может выглядеть так: «Если вы видите счет на оплату юридической консультации, а в графе “Стоимость” указана сумма в несколько сотен тысяч рублей и при этом не оформлен договор, то логично предположить, что в счет закралась ошибка. Скорее всего в счет необходимо внести изменения, предварительно созвонившись с поставщиком услуги – юрфирмой».

Следующий этап – проверка документов по форме. Она означает, что документы проверяют на полноту и правильность заполнения всех реквизитов, наличие подписей и отсутствие неоговоренных исправлений. Подчеркните, что к реквизитам нужно относиться особенно трепетно. Здесь тоже нужно привести «говорящий» пример: «Если в счете-фактуре будут допущены нарушения по оформлению, на возмещение налога на добавленную стоимость можно не рассчитывать. Фирма потеряет почти пятую часть от перечисленной поставщику суммы».

Наконец, в полученном документе нужно проверить правильность арифметических расчетов. Даже если накладную или счет заполняла программа, нужно просчитать итоговые суммы и суммы НДС еще раз, не говоря уже о тех документах, которые заполнены от руки. И требуйте, чтобы помощник не «филонил», подбивая суммы на калькуляторе.

Накладные – к накладным, платежки – к платежкам

Большое количество разнообразных документов, которые на вашей фирме составляют ежедневно, в конечном итоге стекается в бухгалтерию. Пусть ваш помощник займется их группировкой по однородным признакам. Причем не только по принципу «накладные к накладным», но и по определенному периоду (документы за месяц, квартал).

На последнем особенно заострите внимание. Ваш помощник может и не догадываться, что разделители с указанием месяцев (кварталов) облегчат работу при поиске нужной первички. Он может не знать также и о том, что, если документы одного размера (например, платежки), их нужно подшивать уголок к уголку, а на всех папках надписи делать одним шрифтом. Аккуратно подшитые документы внушают проверяющим доверие к бухгалтеру, а надписи в одном формате помогают при поиске нужных папок. О всех этих мелочах помощник должен узнать до того, как приступит к работе.

Если на вашей фирме до сих пор не создана база регистрации первичных документов, поручите это дело помощнику. Такая база – это не роскошь, это способ экономить время при поиске необходимой информации. Правда, перед ее созданием нужно продумать уникальные номера первичных документов и кодировку журналов, в которых они будут регистрироваться.

Как правило, уникальные номера выдает автоматически любая бухгалтерская программа. Попросите программиста изменить настройки так, чтобы в номере еще присутствовала и кодировка журнала регистрации. Иначе рано или поздно помощник, которому вы доверите разноску документов по счетам бухгалтерского учета, спишет услуги подрядчика в материалы или товары, перепутав акт с накладной.

Раз проводка, два проводка

Итак, вы настолько доверяете своему помощнику, что решились, наконец, избавить себя от рутинной работы и поручить ему «вбивать» документы в программу. Идеальный вариант – если на вашей фирме не только документы закоди-

рованы, но и хозяйственные операции. Это поможет вашему помощнику не запутаться при разноске документов по счетам бухгалтерского учета.

Конечно, разработать самостоятельно кодировку, скажем, для трех тысяч операций непросто. Если времени катастрофически не хватает, вам остается одно: писать проводки на банковских выписках и счетах (чтобы не портить накладные лишними надписями). Для того чтобы избавить себя от вороха накладных и актов, этого будет достаточно.

Можно призвать на помощь знакомого программиста и попросить его помочь нарисовать «дерево» хозяйственных операций (если этой схемы нет в руководстве по пользованию вашей бухгалтерской программой). Ветви «дерева» детально описывают хозяйственные операции шаг за шагом. Когда детализация окончена, создается лист «деpева», то есть пpоводки по счетам бухгалтерского учета.

Например, у вас есть деньги на pасчетном счете. Они имеют свойство «пpиходить» и «уходить». Помощник должен, глядя на «дерево», уяснить, что безналичные деньги расходуются на оплату поставщикам, выплаты через кассу, налоги и т. д.

Отлично, если название поставщика помощник безошибочно определит по вашей базе. Чаще всего это довольно сложно, так как даже опытные бухгалтеры не слишком задумываются об удобствах, когда вносят реквизиты в компьютерную программу. Чтобы избежать вполне вероятных ошибок, обозначайте своих партнеров номерами, которые в точности соответствуют их ИНН. Помощнику не понадобится вчитываться в название фирмы. Набрав всего несколько последних цифр номера, он никогда не ошибется.

Предположим, что вы придерживаетесь стандартных способов учета, и в случае «Банк-расход-поставщик» детализация закончена. Пеpвым в листе деpева указывается дебетуемый счет (здесь счет 60), следующим – кpедитуемый счет (здесь – 51). Подобное «дерево» с множеством ветвей избавит вас от постоянного общения с помощником.

Останется только со всей строгостью потребовать от своего подчиненного соблюдения порядка обработки документов. Он обязан заносить записи о первичке в регистры сразу же после того, как она поступила. Разноска документов в конце недели и тем более месяца может привести к конфликту с директором, когда тот обнаружит, что данные по дебиторке-кредиторке, мягко говоря, не соответствуют действительности.

График – это ваше все

Для облегчения жизни себе и помощнику составьте график выполнения учетных работ. В нем нужно указать сроки выполнения конкретных работ. Например, платежные поручения помощник должен вбивать не по выписке из банка (как это обычно бывает), а сразу же, как привезет их из банка. Остаток по расчетному счету бухгалтерия должна знать без подсказки банковских клерков. Иначе опять же могут возникнуть проблемы с директором (все руководители больше всего на свете ценят оперативность).

Благодаря составленному графику вы сможете контролировать документооборот, то есть движение первички от момента ее появления до сдачи в архив. А это крайне важно, ведь своевременное получение документов и их сохранность позволит вам в будущем избежать проблем с налоговой. Обратите внимание вашего помощника на то, что все первичные документы после записей в учетных регистрах должны быть переплетены в папки и в установленный срок сданы на хранение в архив. И чтобы не заваливать бухгалтерию папками со старыми документами, поручите помощнику составить еще один график – документооборота. Другими словами – определить порядок создания, оформления и передачи первички на хранение.

Ксения БАТАНОВА

Источник материала: «Расчет»

Начать дискуссию

Расчетный счет

Расчетно-кассовое обслуживание для ООО: как выбрать оптимальный банк и тариф

Расчетный счет — важный инструмент для любой компании. Через него проходят все безналичные финансовые потоки: поступления от клиентов, переводы контрагентам, платежи в бюджет. Банки предлагают множество различных условий и тарифов на РКО, среди которых непросто выбрать оптимальный вариант. Разберем, на что обратить внимание при выборе банка и тарифа для РКО.

Расчетно-кассовое обслуживание для ООО: как выбрать оптимальный банк и тариф
Бухгалтеры

🔥Новые онлайн-курсы, разборы законов и консультации: что еще мы добавили в подписку Клерк.Премиум на этой неделе

Законопроект по налоговой реформе был принят в третьем чтении, и поэтому мы стали готовить все больше материалов, чтобы вы были в курсе всех изменений. Рассказываем, какой актуальный контент появился в подписке Клерк.Премиум за эту неделю.

🔥Новые онлайн-курсы, разборы законов и консультации: что еще мы добавили в подписку Клерк.Премиум на этой неделе
Отпуска

Роструд: как оплачивать день отзыва из отпуска — как отпуск или работу?

День непосредственного отзыва с отпуска или отдыха относится к рабочему времени независимо от того, в какое время суток сотрудник был вызван на работу.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Пенсии

Социальный фонд: размер накопительных пенсий вырастет с 1 августа

Накопительные пенсии увеличат на 7%. По программе софинансирования пенсионных накоплений выплаты вырастут на 6,92%.

Бесплатно с Налоговые требования

Ответ на требования ФНС: сроки, документы и ответственность. Конспект вебинара с видео и тестированием

В последнее время бухгалтеров заваливают требованиями по НДФЛ, а также вопросами, касающимися работы индивидуальных предпринимателей. Несмотря на сезон отпусков, лето становится активной порой для общения с налоговой и составления ответов на требования.

Ответ на требования ФНС: сроки, документы и ответственность. Конспект вебинара с видео и тестированием

Как в 2025 году без рисков работать с самозанятыми

Сотрудничество с самозанятыми находится под пристальным вниманием ФНС и Минтруда. Они следят за тем, чтобы работодатели не скрывали под договорами ГПХ фактически трудовые отношения.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как логистика повлияет на цены в конце 2024 года

Зима близко… А значит, скоро наступит «жаркий» сезон в ритейле. Что нас ждет зимой 2024/2025 и стоит ли покупать зеленый горошек уже сегодня, рассказал Юрий Коробейников, директор по продажам федеральной транспортной компании «Скиф-Карго».

Зарплата

Долги по заработной плате за год сократились на 42%

Работодатели не выплатили сотрудникам больше 326 млн рублей. Чаще всего зарплату задерживают из-за отсутствия собственных средств у компании.

Минфин хочет пересмотреть соглашения об избежании двойного налогообложения с другими странами

Власти принимают предложения от бизнеса по пересмотру СИДН.

НДФЛ

Платит ли работодатель НДФЛ при погашении кредита за работника

Минфин разъяснил вопрос с НДФЛ при погашении работодателем в качестве поручителя за работника суммы долга и процентов по потребительскому кредиту.

Первичные документы

Как исправлять ошибки в первичных документах, чтобы не было проблем с контрагентами и ФНС

Работу с документами регламентирует закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» — отдельная 9 статья. Кроме того, приказом Минфина от 16.04.2021 № 62н утвержден отдельный стандарт — ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Рассмотрим, что относится к ошибкам в первичных документах, зачем и как их корректно исправлять, учитывая стандарты нормативно-правовых актов.

Как исправлять ошибки в первичных документах, чтобы не было проблем с контрагентами и ФНС

ФНС объяснила нюансы, как сформировать корректировочный счет-фактуру

Если из-за корректировки цены и сокращения числа отгруженных товаров меняется их стоимость, нужно составить корректировочный счет-фактуру.

🧠Мозгонапрягатель. Литературный

Давайте вспомним литературную классику.

🧠Мозгонапрягатель. Литературный
Проверки

Роспотребнадзору разрешат проводить выездные проверки общепита

Компании общепита и ретейла не смогут вести деятельность, если не уведомят Роспотребнадзор о начале своей работы. Отменят мораторий на выездные проверки службы.

Власти определились с приложениями, которые должны быть предустановлены в смартфонах

С 2025 года смартфоны будут продаваться с 19 предустановленными приложениями. На компьютерах обязательно должен быть браузер, офисный софт и антивирус.

НДФЛ

Введут правила налогообложения при покупке долей в российских ООО по номинальной стоимости

При покупке доли в ООО по номинальной стоимости, которая отличается от стоимости чистых активов, расчет налогового бремени покупателя будет происходить по данным бухгалтерской отчетности ООО.

Минфин: инвестиционный вычет будут предоставлять по единым правилам

Федеральный инвестиционный налоговый вычет (ФИНВ) не будет ограничен конкретными проектами или компаниями. Его налогоплательщики смогут получить по единым правилам. Их установят после утверждения объемов финансирования.

Основные изменения по УСН в 2024 году уже в обновленном курсе «Главный бухгалтер на УСН». Записывайтесь — старт потока 1 августа!

Мы следим за тем, как меняется законодательство и оперативно обновляем информацию в наших курсах. В 2024 году появились новые лимиты по УСН, новая декларация, новая КУДиР, из обихода вышли платежки со статусом 02 — вместо них бухгалтеры сдают уведомления по ЕНП.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

В личных кабинетах ФНС перестала обновляться информация и не формируются электронные подписи + опрос

Пользователи не могут увидеть актуальную информацию о своем сальдо ЕНС.

2

Интересные материалы

УСН

Что будет, если недоплатить аванс по УСН: последствия

При объекте УСН «доходы» все поступления на счет налоговикам видны. При объекте «доходы минус расходы» расчет налоговой базы более сложный: ИФНС не может сама детализировать расходы упрощенца, поэтому не видит недоплату аванса.