Бюджетный учет

Получаем отсрочку от уплаты налога

Ввиду задержки финансирования в учреждении отсутствуют денежные средства для уплаты налогов. При этом в силу прямых запретов законодательства бюджетники лишены возможности привлечения займов и кредитов. Во многом поэтому, сталкиваясь с проблемами бюджетного финансирования, учреждения зачастую вынуждены искать другие способы отсрочки исполнения своих налоговых обязательств. Избежать сложностей поможет наш материал.

Сроки отсрочки (рассрочки)

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 64 Налогового кодекса РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены на срок, не превышающий один год. Вместе с тем из этого правила предусмотрены некоторые исключения, а именно:

— отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, могут быть предоставлены по решению Правительства РФ;

— в случае, предусмотренном статьей 64.1 Налогового кодекса РФ, отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, могут быть предоставлены по решению министра финансов РФ. Речь идет о ситуации, когда размер задолженности на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Следует отметить, что рассматриваемая статья 64.1 была включена в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ. При этом установлено, что решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов в случае, предусмотренном статьей 64.1, могут быть приняты до 1 января 2010 года. Таким образом, начиная с 2010 года вопрос о возможности использования положений данной статьи Налогового кодекса РФ в настоящее время остается открытым.

 

Отсрочка и рассрочка. В чем разница?

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляют собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных главой 9 Налогового кодекса РФ, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Налогового кодекса РФ. Таким образом, принципиальное отличие между отсрочкой и рассрочкой состоит в том, каким образом налогоплательщик предполагает уплачивать налог: единовременно или же по частям.

 

Основания для получения отсрочки (рассрочки)

Оценивая возможность получения бюджетным учреждением отсрочки или рассрочки по уплате налога, следует помнить и о том, что законодатель исчерпывающим образом определил основания, при которых они допустимы. В частности, согласно пункту 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены учреждению при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения учреждению ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. Так, к примеру, бюджетные учреждения могут пострадать в результате наводнений, пожаров, грязевых потоков и оползней, в результате чего может быть в принципе парализована их деятельность, не говоря уже о возможностях для уплаты налогов;

2) задержки финансирования из бюджета или оплаты выполнения государственного заказа. Следует отметить, что, несмотря на значительную нормализацию финансового состояния государства, до настоящего времени нередки ситуации, когда федеральные, региональные или муниципальные бюджетные учреждения сталкиваются с задержкой финансирования или несвоевременной оплатой госзаказа. Немало способствуют этому и кризисные явления в российской экономике, неизбежно влекущие за собой снижение поступлений в бюджеты разных уровней;

3) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг учреждения носят сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382;

4) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных Таможенным кодексом РФ.

Основание, при наличии которого бюджетное учреждение претендует на получение отсрочки или рассрочки, имеет большое значение при начислении процентов на неуплаченную сумму налога. Дело в том, что если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставляется по первому или второму основаниям, то проценты не начисляются вообще. При наличии иных обстоятельств они равны одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (если иное не предусмотрено таможенным законодательством в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России).

 

Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога

В силу пункта 1 статьи 62 Налогового кодекса РФ срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении учреждения:

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

3) имеются достаточные основания полагать, что учреждение воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению.

Кроме того, подчеркивается, что при наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога указанных обстоятельств в просьбе об изменении срока уплаты налога учреждению откажут. А если данные обстоятельства выявлены позже — положительное решение подлежит отмене.

 

Куда обращаться за получением отсрочки (рассрочки)?

Это следующий вопрос, который возникает, если учреждение имеет основания для получения отсрочки или рассрочки и при этом отсутствуют обстоятельства, мешающие претендовать на изменение срока уплаты. А ответ на него дает статья 63 Налогового кодекса РФ. Итак, органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:

1) ФТС России или уполномоченные им таможенные органы (по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России);

2) органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина (по государственной пошлине*);

 

* Налоговое законодательство устанавливает определенную специфику изменения срока уплаты государственой пошлины, в частности, при обращении в суд.

3) ФНС России (по иным федеральным налогам и сборам). При этом необходимо отметить, что если федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, то сроки в отношении сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты изменяются на основании решения ФНС России по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов, муниципальных образований;

4) по региональным и местным налогам — налоговые органы по местонахождению учреждения.

Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Следует отметить, что приказом ФНС России от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798@ применительно к региональным и местным налогам конкретизировано, что соответствующие решения принимаются управлением ФНС России по местонахождению налогоплательщика.

А если региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по местонахождению учреждения в части сумм, подлежащих зачислению:
— в бюджеты субъектов — по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов;
— в местные бюджеты — по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

В исключительных случаях решение принимает Правительство РФ либо министр финансов РФ.

 

Какие документы необходимо представить в уполномоченный орган? Прежде всего это соответствующее заявление. Рекомендуе-мая форма приведена в приложении к приказу ФНС России от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798@. К нему прилагаются следующие документы:

1) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;

2) справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;

3) обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки, рассрочки, соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора. Рекомендуемая форма такого обязательства также приведена в приложении к приказу № САЭ-3-19/798@;

4) копия устава и внесенных в него изменений;

5) баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;

6) документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки, рассрочки.

При этом в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки в связи с причинением ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы следует представить документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований. А также справку о сумме нанесенного ущерба, заверенную уполномоченным на это органом.

Если же речь идет о таких основаниях, как задержка финансирования из бюджета или задержка оплаты выполненного госзаказа, налогоплательщик должен представить документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований. В настоящее время сложилась практика того, что таким подтверждением (применительно, в частности, к федеральным бюджетным учреждениям) могут служить гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.  Налоговое законодательство устанавливает определенную специфику изменения срока уплаты государственной пошлины, в частности, при обращении в суд. 
 Когда уполномоченные органы не вправе отказать учреждению
 
Обратите внимание, что при отсутствии обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога (п. 1 ст. 62 Налогового кодекса РФ), уполномоченный орган не вправе отказать учреждению в отсрочке или рассрочке по уплате налога по таким основаниям, как:

— причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

— задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного госзаказа. Правда, пределы ограничены и равны соответственно сумме причиненного учреждению ущерба либо сумме недофинансирования или неоплаты выполненного этим учреждением государственного заказа (п. 7 ст. 64 Налогового кодекса РФ).

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №2, февраль 2010 г.

 

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию