Не стесняйтесь задавать налоговикам неудобные вопросы!

Для предпринимателей уже давно не секрет, что в стремлении «выжать» из российского бизнеса как можно больше налогов, ФНС использует множество «сравнительно честных» способов. Но о том, насколько соблюдаются в этой связи права налогоплательщиков на доступ к информации о правильности исчисления тех или иных налогов и сборов, налоговики предпочитают не распространяться.
Не стесняйтесь задавать налоговикам неудобные вопросы!
На фото Эдуард Савуляк, директор московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U.K.

Для предпринимателей уже давно не секрет, что в стремлении «выжать» из российского бизнеса как можно больше налогов, ФНС использует множество «сравнительно честных» способов. Но о том, насколько соблюдаются в этой связи права налогоплательщиков на доступ к информации о правильности исчисления тех или иных налогов и сборов, налоговики предпочитают не распространяться.

На прошлой неделе на страницах ведущих деловых газет обсуждалась весьма деликатная, но показательная история: Федеральная налоговая служба обратилась в «Консультант» и «Гарант» с просьбой исключить из баз данных два собственных письма, выгодных для налогоплательщиков (так как они «угрожают госбезопасности» - объяснение было именно такое!).

Один документ (№ 3-1-07/674) разрешал получать вычет по НДС, если счета-фактуры оформлены в условных единицах, во втором (№ 3-5-01/1289) ФНС устанавливала процедуру возврата излишне уплаченного подоходного налога — для этого предписывалось подать декларацию.

В налоговой службе от комментариев отказались, но в кулуарах отметили, что письма, якобы, не согласованы с позицией Минфина, поэтому эти рекомендации не следует расценивать как разъяснительные.

К сожалению, из всей этой истории вывод напрашивается один: информации о том, как можно легитимно сэкономить на налогах (на основе выигранных дел налогоплательщиков у ФНС), в отрытых источниках будет появляться все меньше. Ну, а почему это происходит ясно и так – кризис на дворе, а бюджет – дефицитный. Новость эта, конечно, безрадостная, но… есть нюансы!

Если по интересующей налогоплательщика ситуации есть противоречивые разъяснения Минфина и ФНС России, то можно обратиться с личным запросом именно в то ведомство, которое придерживается более выгодной позиции. Такой ответ обезопасит компанию от начисления штрафов и пеней (подп. 3 п. 1 ст. 111, п. 8 ст. 75 НК РФ).

Так, например, Минфин России обязан давать письменные разъяснения налогоплательщикам (ст. 34.2 НК РФ). Обращения могут поступать в письменной форме, по сети интернет или устно во время приема граждан (п. 11 Регламента, утв. приказом Минфина России от 23.03.05 №45н). В первых двух случаях ответ должен быть дан по почте в течение 30 дней.

Кроме этого, посетитель может прийти на прием в секретариат Минфина, либо непосредственно к министру, директору департамента или их заместителям. Если во время приема гражданин озвучивает устный запрос, его содержание заносится в специальную карточку посетителя. На несложные обращения ответ дается устно лицом, проводящим прием, при этом текст ответа заносится в ту же карточку. На сложный вопрос ответ также присылается по почте.

Необходимое разъяснение можно получить и в налоговом органе по месту регистрации компании (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Хотя следует отметить, что здесь обязанность отвечать письменно установлена только для письменных запросов. На это также отведено 30 дней (п. 39 Административного регламента ФНС России, утв. приказом Минфина России от 18.01.08 №9н).

Очевидно, именно такому «взаимодействию» с ФНС и стоит отдавать предпочтение. Ведь, обращение по телефону справочной службы налогового органа, хотя и фиксируется в книге входящих звонков, но не отражает сути данных консультаций. Звукозапись же такого общения с инспектором суд может не принять к рассмотрению. То же самое касается и устной консультации на приеме у налоговиков. А на запросы по электронной почте в большинстве инспекций могут просто не ответить.

Кроме всего прочего следует не забывать, что базовым документом по налоговым вопросам для налогоплательщика является Налоговый кодекс РФ. Поэтому предприниматели вправе игнорировать любое письмо Минфина России и поступать так, как считают правильным в соответствии с Налоговым кодексом. Соответственно, для налогоплательщиков все разъяснения финансового ведомства носят исключительно информационный, но никак не обязательный характер.

Вместе с тем, это вовсе не повод отказываться от рекомендаций сотрудников этого ведомства, особенно если они в пользу налогоплательщика. В сложившейся ситуации видимо будет не лишним заранее оговорить со своим инспектором вправе ли, по его мнению, компания следовать рекомендациям Минфина по тому или иному вопросу. Даже если ответ будет отрицательным, компания по крайней мере сможет заранее готовиться к тому, что свою правоту придется доказывать в суде.

Не следует забывать также, что письма Минфина, которыми руководствовался налогоплательщик, могут освободить его от штрафов и пеней даже в том случае, если в целом судьи признают в споре правоту налоговой инспекции. Об это сказано в пункте 8 статьи 75 и в пункте 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ. Но для этого письма должны соответствовать четырем критериям:

            • быть адресованными неопределенному кругу лиц или непосредственно данному налогоплательщику;

            • основываться на полной и достоверной информации;

            • быть выпущено чиновником в пределах его компетенции;

            • относится к тому же налоговому периоду, что и спорное действие компании.

Итак, о чем хотелось бы сказать в заключение: раз уж наши фискальные ведомства предпочитают замалчивать важные для налогоплательщиков вопросы, так следует активнее задавать им эти вопросы самостоятельно, и пусть за них отдуваются инспекции на местах (а то и сам министр!).

А какой вы видите выход из сложившегося положения?

Комментарии

24
  • филя1957
    Вся проблема в том,что инспекции сначала действуют,а потом думают!Зачастую сами налоговики нарушают Налоговый Кодекс и когда указывашь им на это,воспринимают как личное оскорбление...Мне есть с чем сравнивать:обслуживаемся в двух инспекциях(головное и обособленное) так какое счастье,когда инспектор адекватен,неамбициозен и восприимчев ко всему новому (головное МИФНС № 8) и огромное несчастье,когда инспектор только пришел в инспекцию,ему бы учиться и учиться,а у него только одно в голове "Я..."(ИФНС № 2508)...Очень сложно с такими работать,доказывать,что поделаешь когда господин неадекватный!!!
  • av1
    А налоговики и не любят давать ответ в письменной форме. Как-то на мой письменный запрос раздался телефонный звонок, и меня очень попросили прийти на беседу. Я пришёл, пытался напомнить инспектору, что типа в письменной форме же должны ответить (кстати, об этом нелишне указать в самом запросе в инспекцию, тем более, налоговики сами настаивают указывать способ ответа адресату), но меня проигнорировали и продолжили терзать мои уши. Всё закончилось тем, что до меня дошёл смысл сказанного инспектором, и я не совсем оказался прав в плане налогообложения, поэтому просто поблагодарил, расписался в какой-то там ведомости и ушёл восвояси. Но было понимание одного: что если бы меня не убедили доводы инспектора, то я бы очень настаивал именно на письменном ответе - так была бы хоть какая-то официальная бумага по спорному вопросу, и можно было бы разбираться дальше.

  • Мне вот не совсем понятно. Когда звонишь в инспекцию и задаешь вопрос, то часто слышишь в ответ, что налгов это не касается. Т.е. они могут проконсультировать например о том как заполнить декларацию, как понимать (:):)) какой-то пункт налогового кодекса, но вот я нескольоко раз задавала вопрос, будет или нет облагаться налогом такая-то выплата работникам или облагается НДС такая-то сделка, они либо дают мне цитату из НК (читать-то я и без них умею!), либо вообще просят обращаться с вопросами в Минфин. Про учет (бухгалтерский) они конечно тоже не консультируют, им по статусу не положено, но как они тогда проверки проводят без знания бухучета?

    Когда только зарегистрировалась предпринимателем, накопилось много вопросов. Я составила список, сама покопалась-почитала, чтобы к беседе подготовиться и пошла на консультацию в инспекцию. Такой цирк был, я им вопрос - на меня большие круглые глаза, десятиминутное копание в громадных папках с документами и цитата из НК. Я объясняю, что это мне все понятно, ноя прошу вот эту конкретную ситуацию обяснить- снова круглые глаза, у девушки программа срабатывала только на чтение статьи, а на ее анализ уже сил не хватало. Вобщем на половину из вопросов мне пришлось самой искать ответ. В консультацию к ним редко обращаюсь, потому что при обращении кроме цитат из НК и размазанных, туманных "Ну да, может быть", "Ну если у вас так то..." ничего не добьешься!