Учет в туризме

Возврат авиабилетов при их продаже через Интернет

Турфирма бронирует билеты по заказу клиентов через Интернет. Но бывает, что клиент отказывается от заказа (или уже от приобретенного билета) и фирме приходится уплачивать перевозчику штраф за аннулирование заявки в системе бронирования. Рассмотрим учет таких штрафов. Также предложим способы, которые позволят турфирме избежать штрафных санкций.

РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ ЗА ВОЗВРАТ БИЛЕТОВ
Согласно статье 108 Воздушного кодекса РФ, пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправления (если правилами перевозчика не установлен льготный срок). Тогда пассажир должен получить обратно всю уплаченную перевозчику сумму. При отказе от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную сумму с удержанием сбора. Однако его размер не может превышать 25 процентов от стоимости перевозки.

Цена авиабилета
Стоимость авиабилета (воздушной перевозки) складывается из тарифа на перевозку, аэропортовых и топливных сборов.  

Такой же размер штрафа за отказ от перевозки менее чем за 24 часа до полета установлен в части XXIII «Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку» Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Они утверждены приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82.

На это же указано в постановлении ФАС Московского округа от 5 февраля 2002 г. № КГ-А40/252-02.

Таким образом, все авиабилеты, независимо от того, приобретались они на чартерный либо регулярный рейс (в офисе или через Интернет), подлежат возврату с выплатой определенной денежной суммы.

Однако все вышесказанное касается только российских перевозчиков. Иностранные авиакомпании могут удерживать с пассажиров, возвративших билеты, штраф в большем размере. На практике даже встречаются полностью невозвратные тарифы, иначе говоря, пассажиру, который по каким-то причинам не воспользовался перевозкой, деньги вообще не возвращаются.

Также нужно сказать о том, что штраф в размере 25 процентов за возврат билета действует по договору перевозки (он удостоверяется билетом), который заключен между перевозчиком и пассажиром.

Если же клиент приобретает билеты через турфирму, картина совсем иная.

Дело в том, что турфирма реализует билеты авиаперевозчиков как агент – по агентским договорам с авиакомпаниями. А в них перевозчик может установить для фирмы любой размер штрафа за отказ от билетов (скажем, часто устанавливается даже штраф за отмену бронирования билета в соответствующей системе). Естественно, что при заключении договора с клиентом на покупку для него авиабилета турфирма также пропишет в нем размер штрафа за отказ от перевозки в большем размере, чем установленные по закону 25 процентов. Поэтому, если клиент, купив билет через турфирму, затем отказался от него, ему могут вернуть сумму меньшую, чем 75 процентов от стоимости билета.

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ШТРАФОВ
Штрафы, которые турфирма уплачивает авиакомпании за возврат билетов, включаются в бухучете в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

В целях налогообложения прибыли эти суммы отражаются как внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (подп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). А вот для турфирм на «упрощенке» штрафы в целях налогообложения не принимаются, поскольку они не предусмотрены закрытым перечнем разрешенных трат (п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР
Турфирма «Морской берег» (как агент) продала клиенту билет по маршруту Москва – Хельсинки за 7500 руб. Однако через некоторое время клиент отказался от перевозки, за что фирма удержала с него 50 процентов от стоимости билета (именно такой размер штрафа предусмотрен агентским договором с перевозчиком).

Чтобы упростить пример, предположим, что к моменту возврата билета турфирма еще не начислила в учете вознаграждение за его продажу.

Итак, в учете турфирмы данная операция будет отражена следующими проводками (отметим, что билеты, полученные турфирмой у авиаперевозчика, отражаются на счете 006):

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»

– 7500 руб. – отражена задолженность клиента за билет (на момент его бронирования в системе);

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 7500 руб. – получена оплата за билет от клиента;

КРЕДИТ 006
– 7500 руб. – выдан билет клиенту;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»
КРЕДИТ 51

– 7500 руб. – перечислена оплата за билет перевозчику;

ДЕБЕТ 006
– 7500 руб. – возвращен билет клиентом;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»

– 3750 руб. (7500 руб. × 50%) – отражен штраф за возврат билета, уплачиваемый авиакомпании;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»
КРЕДИТ 62

– 3750 руб. – отражена задолженность авиакомпании за возвращенный билет;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 50
– 3750 руб. – выплачены из кассы турфирмы деньги клиенту за возвращенный билет (за минусом удержанного с клиента штрафа);

ДЕБЕТ 51
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с авиаперевозчиком»

– 3750 руб – получены от авиакомпании деньги за возращенный билет на расчетный счет турфирмы.

КАК ТУРФИРМЕ ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФОВ?
Многие турфирмы бронируют билеты по заказу клиентов через Интернет. И часто применяется такая схема: бронирование происходит, скажем, сегодня, а доставка билета и его оплата клиентом на месте – завтра.

Получив заявку на бронирование билета, турфирма вносит данные о пассажире в систему бронирования. Однако не исключено, что после этого клиент передумает лететь. И тогда турфирме придется аннулировать заказ, а это чревато штрафами для нее. Но в случае, когда отношения с клиентом виртуальные, турфирма не сможет переложить на него штраф, который она уплатила перевозчику. И чтобы избежать такой неприятной ситуации, можно предложить турфирме следующее:

1) ограничить срок онлайн-покупки (скажем, если до даты вылета остается менее 5-7 дней, производить выписку билета только в офисе продаж турфирмы);
2) ограничить срок действия брони (если авиабилеты не выкуплены до указанной даты, отменять неоплаченное бронирование);
3) применять электронные платежи через системы Яндекс.Деньги, WebMoney, через терминалы моментальной оплаты, банкоматы и отделения банков, а также с использованием платежных систем («Рапида», «Контакт»).

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №2, февраль 2010 г.

 

Начать дискуссию