УК РФ

Четыре важных улучшения положения налогоплательщика в уголовном судопроизводстве

Год назад был принят закон, лишивший органы внутренних дел внепроцессуальных прав в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Законодатель продолжает серьезно улучшать положение предпринимателей.
Четыре важных улучшения положения налогоплательщика в уголовном судопроизводстве
На фото Виктор Сарибекян, руководитель практики налогового и правового консалтинга Группы компаний ЭНЕРДЖИ КОНСАЛТИНГ

Год назад был принят закон, лишивший органы внутренних дел внепроцессуальных прав в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Законодатель продолжает серьезно улучшать положение предпринимателей.

1января 2010 года вступил всилу Федеральный закон от 29.12.2009 №383-ФЗ, внесший существенные изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в части налоговых преступлений. Первым важным изменением является существенное увеличение размера недоимки, начиная с которой ошибка налогоплательщика может повлечь привлечение его к уголовной ответственности. Уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов физических лиц или с организаций может быть возбуждено при неуплате налогов в крупном и особо крупном размере.

Для налогов с физических лиц крупной теперь признается сумма налогов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 1 800 тысяч рублей, а особо крупной - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 000 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 9 00 тысяч рублей.

Для сравнения, до 1 января 2010 года крупной признавалась сумма налогов с физических лиц, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 300 тысяч рублей, а особо крупной - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 1 500 тысяч рублей.

Для налогов с организаций крупной теперь признается сумма налогов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 6 000 тысяч рублей, а особо крупной - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10000 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 30 000 тысяч рублей.

Для сравнения, до 1 января 2010 года крупной признавалась сумма налогов с организаций, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 1 500 тысяч рублей, а особо крупной - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 500 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 7 500 тысяч рублей.

Вторым  важным изменением является освобождение от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших налоговые преступления, при условии уплаты ими или организациями (для налогов с организаций) вменяемых сумм недоимки, пеней, штрафов до окончания предварительного следствия. Фактически законодатель восстановил применявшийся к налоговым преступлениям до 2004 года институт деятельного раскаяния, ориентируя правоохранительные органы на то, что возмещение ущерба бюджету важнее, чем применение карательных мер, однако понятие убытка теперь расширено за счет включения в него пеней и штрафов.

Третьим важным изменением является запрет на заключение под стражу в качестве меры пресечения по делам о налоговых преступлениях. Таким образом, правоохранительные органы лишены возможности оказывать моральное давление на предпринимателей, подозреваемых или обвиняемых в совершении налоговых преступлений.

Четвертым важным изменением является придание преюдициального значения при рассмотрении уголовных дел вступившим в законную силу решениям суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства. Факты, установленные такими судебными актами, теперь принимаются при рассмотрении уголовного дела без дополнительной проверки. То есть если при рассмотрении арбитражным судом или судом общей юрисдикции спора между налогоплательщиком и налоговым органом будет установлено отсутствие факта неуплаты налогов, в возбуждении уголовного дела должно быть отказано, а если уголовное дело уже было возбуждено, оно должно быть прекращено. Ранее таким судебным актам придавалось гораздо меньше значения: они принимались лишь как одно из доказательств по уголовному делу, подлежащему оценке в совокупности с другими доказательствами, что не исключало принятие противоположных решений по уголовному и арбитражному (гражданскому, административному) делам. Следует предположить, что в связи с изложенным число споров налогоплательщиков с налоговыми органами возрастет, так как цена неформальным соглашениям о неоспаривании решений налоговых органов может оказаться для налогоплательщиков чрезмерной.

И напоследок необходимо отметить, что все указанные изменения, как улучшающие положения налогоплательщиков, имеют обратную силу.

Начать дискуссию