Учет в строительстве

Требования к повышению квалификации остаются

Установление требований к наличию у строительной организации квалифицированного персонала обусловлено, прежде всего, соображениями по обеспечению безопасности строящихся объектов и производимых строительных работ. О нормах, действующих в настоящее время, а также об оформлении и учете затрат на подготовку специалистов и повышение их квалификации расскажем в нашей статье.
Без квалифицированных специалистов строить нельзя

Раньше требования к уровню квалификации специалистов компания должна была соблюдать для получения лицензии на строительство. Теперь это нужно для вступления в саморегулируемую организацию (СРО) и получения свидетельства о допуске к выполнению определенных видов работ.

 

НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Напомним, изменения, связанные с заменой лицензирования в строительстве механизмом саморегулирования, были внесены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ. Он отменил требования о наличии лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий (ст. 3), а также внес дополнения в Градостроительный кодекс РФ - о саморегулируемых организациях.

С отменой лицензирования введены в действие новые документы* - свидетельства о допуске к определенным видам работ. Допуск к ним означает, что организация подтвердила квалификацию своих специалистов и может осуществлять деятельность по соответствующему профилю на должном уровне. При некачественном выполнении работ строительная компания может быть исключена из членов саморегулируемой организации и лишена свидетельства о допуске.

* Перечень видов работ ... утвержден приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274.

 

В СРО ПРИМУТ НЕ ВСЕХ

Чтобы получить свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, компания должна соответствовать определенным требованиям. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает их самостоятельно. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать:
- квалификационные требования к работникам юридического лица (о наличии образования определенного уровня и профиля; о наличии определенного стажа работы) и к повышению их квалификации, профессиональной переподготовке;
- требование к численности соответствующих работников (п. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ).

При этом должны соблюдаться минимально необходимые требования:
- к наличию работников, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля - не менее трех человек с высшим профессиональным образованием (со стажем работы по специальности не менее трех лет) или не менее пяти человек со средним профессиональным образованием (со стажем работы по специальности не менее пяти лет);
- к повышению квалификации указанными работниками не реже одного раза в пять лет.

 

Учет расходов на обучение и переподготовку

Здесь есть некоторые особенности. Поэтому рассмотрим порядок учета подробнее.

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 23 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Но лишь при соблюдении обязательных условий, определенных в пункте 3 указанной статьи, а именно если:
- обучение осуществляется на основании договора с российским образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию, либо с иностранным образовательным учреждением, имеющим соответствующий статус;
- обучение (подготовку, переподготовку) проходят работники (то есть лица, заключившие трудовой договор). Либо физические лица, заключившие с данным работодателем договор, предусматривающий их обязательство не позднее трех месяцев после окончания обучения (подготовки и переподготовки) заключить трудовой договор и отработать не менее одного года.

 

ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ СРОКЕ ОБУЧЕНИЯ

А как быть, например, в такой ситуации.

Организация оплатила договор на подготовку специалиста для компании. Обучение рассчитано на шесть месяцев. На основании каких документов можно учесть затраты? То есть можно ли признать расходы, если обучение длится более одного квартала и на момент составления отчетности еще не завершено, ведь в таком случае отсутствует документ об окончании обучения, а также акт об оказании услуг?

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. Разъяснений Минфина России также нет.

В то же время есть примеры судебных решений, в которых отмечается, что затраты на подготовку и переподготовку кадров признаются независимо от того, в полном ли объеме пройдена программа обучения и получен ли документ об окончании курса.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 9 ноября 2007 г. № КА-А40/10001-07 арбитры пришли к выводу, согласно которому затраты на подготовку и переподготовку кадров учитываются в расходах даже в том случае, если сотрудник был отчислен за неуспеваемость, отклонив довод инспекции об их экономической необоснованности. При этом было отмечено следующее: статьей 264 Налогового кодекса РФ не предусмотрено, что уже понесенные организацией расходы на подготовку и переподготовку кадров принимаются в целях налогообложения только в случае, если подготавливаемый сотрудник завершил обучение и не был отчислен за академическую неуспеваемость.

А в постановлении ФАС Поволжского округа от 1 декабря 2006 г. по делу № А65-35143/2005-СА1-19 суд указал, что налоговое законодательство не ставит признание затрат налогоплательщика по переподготовке кадров в зависимость от наличия специального документа об окончании образовательного курса, равно как и от прохождения полного курса.

В постановлении ФАС Московского округа от 18 сентября 2006 г., 25 сентября 2006 г. № КА-А40/8766-06 арбитры отметили, что дата составления акта сдачи-приемки не влияет на момент включения соответствующих затрат в расходы. Ведь услуга, результаты которой носят нематериальный характер, может потребляться в результате деятельности налогоплательщика, а акт составляется в более поздние сроки и свидетельствует лишь о сдаче выполненных работ (услуг) заказчику. Суд указал также на то, что приведенная норма предоставляет налогоплательщику право выбора признания момента расходов (причем независимо от того, утвержден в учетной политике какой-то конкретный вариант или нет). При этом следует учитывать то, что услуги признаются в момент их фактического оказания, вне зависимости от даты подписания акта. А расходы по ним, в соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ, признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от их оплаты (при методе начисления). Правда, речь в данном постановлении идет об учете оказанных юридических услуг, но указанные правила могут быть использованы и применительно к образовательным услугам.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Согласно пункту 16 ПБУ 10/99, признание расходов в бухгалтерском учете осуществляется при одновременном наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате осуществления конкретной операции уменьшатся экономические выгоды организации. Эта уверенность имеется в том случае, когда организация передала актив (то есть для рассматриваемой ситуации - оплатила обучение) либо однозначно собирается это сделать.

Для обычного случая (когда услуга оказана в одном отчетном периоде и есть первичные документы, подтверждающие ее оказание) проблем с признанием расходов обычно не возникает. А вот для «длительных» услуг, по мнению автора, все сказанное выше можно применить и для бухучета. При этом не будет нарушено и требование ПБУ* 10/99, пунктом 18 которого определено, что расходы учитываются в том отчетном периоде, в котором они имели место.

 

* Положение утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

И все же у бухгалтера могут возникнуть сомнения: как при отражении расходов обойтись без первичного учетного документа, которым он привык считать акт об оказании услуг?

В указанной ситуации таким документом может стать бухгалтерская справка, применение которой не противоречит ни бухгалтерскому, ни налоговому законодательству. Главное, чтобы были соблюдены требования, предъявляемые к первичным документам. К тому же даже на первоначальном этапе обучения имеются документы (приказ о направлении на обучение, договор и др.), которые косвенно подтверждают произведенные расходы.

 

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ?

Для признания в налоговом учете расходов на оплату обучения на курсах повышения квалификации требуются:
- трудовой договор с работником, направляемым на обучение (или соглашение о последующем заключении трудового договора);
- приказ руководителя о направлении работника на обучение с обоснованием производственной необходимости;
- договор с образовательным учреждением об обучении работника (будущего работника);
- копия лицензии образовательного учреждения;
- копия документа об обучении, выданного образовательным учреждением.

Все эти документы должны храниться в течение всего срока действия соответствующего договора обучения, но не менее четырех лет. По мнению финансистов, для подтверждения расходов у организации должны также быть в наличии: учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещений, сертификат или иной документ, подтверждающий, что сотрудники прошли обучение, и акт об оказании услуг (письмо Минфина России от 28 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/137).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №3, март 2010 г.

 

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию