Прежде всего, давайте разберемся с моментом начала действия документа.
Дело в том, что 15 октября 2009 года Минфин России, наконец, издал приказ № 104н об утверждении формы налоговой декларации, в которой учтены изменения законодательства по НДС, вступившие в силу с 1 января 2009 года. Причем в пункте 3 приказа было указано, что данную форму нужно применять уже при сдаче отчетности за IV квартал 2009 года.
Однако Минюст России зарегистрировал приказ № 104н только 24 декабря 2009 года, а опубликован в «Российской газете» он был лишь 20 января 2010 года. Поэтому финансистам пришлось давать разъяснения. В письме Минфина России от 13 января 2010 г. № 03-07-15/01 было сообщено следующее.
Декларацию по НДС за IV квартал 2009 года следует представлять уже по новой форме. Но если до момента официального опубликования приказа № 104н налогоплательщик подаст декларацию в налоговую инспекцию по старой форме*, налоговые органы не должны отказывать в ее принятии исходя из требований пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ. Эта позиция была доведена до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 13 января 2010 г. № ШC-17-3/2@.
А в письме от 20 января 2010 г. № МН-22-3/33@ налоговики уточнили, что поскольку приказ № 104н, утвердивший новую форму декларации, был опубликован 20 января 2010 года, именно эта дата является последним днем представления декларации за IV квартал 2009 года по старой форме (утвержденной приказом № 136н).
Начиная же с 21 января 2010 года при представлении первичной декларации за IV квартал 2009 года или уточненной декларации за этот квартал все налогоплательщики обязаны применять только новую форму.
Что же касается декларации за I квартал 2010 года, ее (как и последующие декларации) однозначно нужно подавать только по новой форме, утвержденной приказом № 104н.
Теперь давайте разбираться, чем новая форма отличается от прежней.
Изменен внешний вид.
Сократилось количество разделов - теперь их семь, а не девять. Это произошло за счет объединения тех разделов, где производится расчет суммы налога и вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг) с применением ставки 0 процентов.
На титульном листе большинство сведений нужно отражать в закодированном виде.
Кроме того, именно на титульном листе, а не в разделе 1 декларации, нужно приводить код ОКВЭД.
А вот наименование налогового органа сейчас не пишется, указывается только код.
В разделе 1 добавлена строка 030.
Она предназначена для тех организаций и предпринимателей, которые не являются плательщиками НДС, но, тем не менее, выставили покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога - и, значит, обязаны уплатить налог в бюджет.
Наиболее существенные изменения претерпел раздел 3 декларации. Теперь он умещается всего на одной странице и информация в нем приводится с меньшей степенью детализации.
В частности, не нужно расшифровывать суммы налоговой базы и исчисленного налога по операциям реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав (первый показатель раздела 3). И при этом выделять отдельно суммы, возникающие при погашении дебиторской задолженности и при реализации товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.
Также в новой форме больше нет строк для указания налоговой базы и сумм НДС по ставкам 20 процентов и 20/120.
Сумма полученной оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и соответствующие суммы исчисленного по полученным предоплатам налога указываются едиными суммами вне зависимости от применяемых ставок. Напомним, раньше нужно было отдельно указывать суммы предоплат и НДС по ставкам 18/118 и 10/110.
То же самое касается и сумм, связанных с расчетами по оплате налогооблагаемых товаров (работ, услуг). В составе налоговых вычетов больше не нужно отдельно приводить сумму налога, уплаченную при совершении бартерных (товарообменных) сделок и зачета взаимных требований.
Зато появилась новая строка 150 для отражения сумм «авансового» НДС, подлежащих вычету при перечислении предоплат (у покупателя, заказчика). В дальнейшем, при оприходовании товаров (работ, услуг), оплаченных авансом, налог повторно принимается к вычету уже по «основному» счету-фактуре, сумма отражается по строке 130 раздела 3.
А принятый ранее к вычету «авансовый» НДС восстанавливается. При этом сумму восстановленного налога нужно указать в строке 010 и итоговой строке 90 раздела 3 (ранее они указывались в строке 190 и включались в итог по строке 210 раздела 3).
Сумма же НДС, начисленная подрядчиком с полученного аванса и принимаемая к вычету при сдаче выполненных работ заказчику, отражается по строке 200 (прежде для этого была предназначена строка 300 раздела 3).
Суммы налога, подлежащие восстановлению и уплате в бюджет по объектам недвижимости, расшифровываются в приложении № 1 к разделу 3 декларации. Ранее аналогичную функцию выполняло приложение к декларации в целом.
ПРИМЕР
В I квартале 2010 года подрядной организацией ООО «Строитель» (ИНН 5719113567, КПП 571501001) были осуществлены следующие операции, связанные с обложением НДС:
- получен аванс от заказчика - 1 180 000 руб.;
- перечислен аванс субподрядчику - 472 000 руб.;
- перечислены авансы поставщикам за строительные материалы - 767 000 руб.;
- приняты работы, выполненные субподрядчиком, оплаченные авансом в IV квартале 2009 года - 1 062 000 руб. (в том числе НДС - 162 000 руб.);
- получены от поставщиков материалы, оплаченные авансом в IV квартале 2009 года, - 826 000 руб. (в том числе НДС - 126 000 руб.);
- признана выручка от выполнения работ по договорам подряда, оплаченных заказчиком авансом в IV квартале 2009 года, - 708 000 руб. (в том числе НДС - 108 000 руб.).
Заполним раздел 3 декларации на основании приведенных данных. Выручку от реализации работ указываем по строке 010 в графе 3 в сумме 600 000 руб. (708 000 - 108 000), сумму НДС по ней - в графе 5 - 108 000 руб.
Поскольку ранее для выполнения данных работ заказчиком был перечислен аванс, с которого был начислен и уплачен НДС, теперь аналогичную сумму налога - 108 000 руб. - принимаем к вычету и отражаем в строке 200 в графе 3.
Сумму полученного аванса - 1 180 000 руб. - указываем в графе 3 строки 070, начисленный НДС - 180 000 руб. (1 180 000 х 18/118) - в графе 5 этой строки.
Сумму НДС по полученным от поставщиков материалам и принятым работам, которые были выполнены субподрядчиком, - 288 000 руб. (162 000 + 126 000) - организация может принять к вычету. Ее следует отразить по строке 130 в графе 3. В то же время, поскольку ООО «Строитель» перечисляло авансы и предъявленный НДС приняло ранее к вычету, налог в сумме 288 000 руб. следует восстановить и показать в графе 5 строк 110 и 090.
Налог с перечисленных в I квартале 2010 года субподрядчикам авансов - 72 000 руб. (472 000 х 18/118) и 117 000 руб. (767 000 х 18/118) - организация вправе принять к вычету. Сумма НДС 189 000 руб. (72 000 + 117 000) отражается в графе 3 строки 150.
Таким образом, общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога (графа 5 строки 120), составит 576 000 руб. (108 000 + 180 000 + 288 000), а сумма НДС, подлежащая вычету, - 585 000 руб. (288 000 + 189 000 + 108 000).
В результате в графе 3 строки 240 бухгалтер ООО «Строитель» отразил сумму НДС - 9000 руб. (576 000 - 585 000), исчисленную к уменьшению по данному разделу.
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №3, март 2010 г.
Комментарии
3вот-вот... я тоже сижу глумлюсь
"А принятый ранее к вычету «авансовый» НДС восстанавливается. При этом сумму восстановленного налога нужно указать в строке 010 и итоговой строке 90 раздела 3 (ранее они указывались в строке 190 и включались в итог по строке 210 раздела 3)."
Скажите, а десятая строка тут причем?