Источник: журнал Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах №2, февраль 2010 года
В ходе плановой выездной налоговой проверки образовательного учреждения инспектор потребовал предоставить бухгалтерские документы, подтверждающие расходование средств федерального бюджета, а также средств дополнительного бюджетного финансирования за счет арендных платежей. Скажите, насколько правомочно такое требование?
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы наряду с документами, служащими основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, вправе требовать также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, также установлена подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ.
Налоговый орган вправе запросить документы бухгалтерского и налогового учета, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Тот, в свою очередь, обязан предоставить ему такую возможность (п. 12 ст. 89 НК РФ). Порядок истребования у налогоплательщика необходимых для проверки документов при проведении выездной налоговой проверки установлен ст. 93 НК РФ.
Нормативный документ
Для получения должностным лицом налогового органа необходимых документов налогоплательщику вручается требование о представлении документов (информации) по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. В нем должны быть указаны наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, а также период, к которому они относятся. Оттиск печати налогового органа в форме требования не предусмотрен (письмо Минфина РФ от 01.06.2007 № 03-02-07/1-273).
Документы должны быть представлены налогоплательщиком в виде заверенных копий в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). Данный срок исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. Истребование нотариально удостоверенных копий документов не допускается, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Обратите внимание
Решение об истребовании документов принимается проверяющим по своему усмотрению, и налоговым законодательством право истребовать копии документов не ограничено. В случае отказа налогоплательщика представить запрашиваемые документы или непредставления их в установленные сроки, учреждение может быть привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый документ. Штраф для должностных лиц – от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования, в частности, относится имущество, полученное налогоплательщиком в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Поскольку бухгалтерские документы, подтверждающие расходование средств бюджета, а также средств дополнительного бюджетного финансирования за счет арендных платежей, свидетельствуют о ведении раздельного учета расходов в рамках целевого финансирования, требование налогового инспектора о предоставлении данных документов правомерно.
Начать дискуссию