Трудовое право

Обама, дай зарплату

В прошлом году Федеральная служба государственной статистики (Росстат) насчитала в России 1 (один) «случай трудового протеста с остановкой работы», а попросту говоря, забастовку. В январе 10 сотрудников алмазодобывающей компании «АЛРОСА» «временно прекратили выполнять свои трудовые обязанности в целях разрешения трудового спора".
Обама, дай зарплату
Президент США Барак Обама. Фото АР

В прошлом году Федеральная служба государственной статистики (Росстат) насчитала в России 1 (один) «случай трудового протеста с остановкой работы», а попросту говоря, забастовку. В январе 10 сотрудников алмазодобывающей компании «АЛРОСА» «временно прекратили выполнять свои трудовые обязанности в целях разрешения трудового спора". Показатели – самые радужные за все время наблюдений с 1991 года, отрапортовал Росстат. Действительно, еще в 2008 году госслужба статистики признавала бастующими 1,9 тысячи человек, в 2007-м - 2,9 тысячи, а во вполне себе докризисном 2005-м - целых 84,6 тысячи  работников.

Между тем сотрудники некоммерческой организации «Центр социально-трудовых прав» (ЦСТП) зафиксировали в России на протяжении прошлого года 270 случаев трудовых протестов. В 106 из них работа не предприятиях останавливалась. Почему же цифры так разительно отличаются? «Да все очень просто, - объяснила корреспонденту ИА «Клерк.Ру» директор ЦСТП Елена Герасимова. – В государственные сводки попадают лишь те случаи забастовок, о которых сообщают руководители предприятий. А если сам работодатель не считает возникший конфликт коллективным трудовым спором, то информация о нем в Росстат не поступает».

Сам ЦСТП в своем отчете базируется на исследовании интернета и местных газет. И анализ непросеянной через государственное сито информации говорит о том, что общее количество случаев трудового протеста выросло втрое – с 93 в 2008 году до 272 в 2009-м. Хотя доля забастовок в общем количестве акций действительно снизилась – с 64,5% до 38,9%. Более половины акций протеста - 56% - приходится на промышленность, в особенности на машиностроение. Самая популярная причина акций – это невыплата зарплаты (55,9%). В 2008 году этот показатель составлял 57%. А вот количество протестов из-за увольнений и сокращений за год вырос с 5,4% до 21%.

«Конфликты  все чаще выходят за пределы предприятий, потому что на самих предприятиях они не разрешаются, - замечает главный специалист ЦСТП Петр Бизюков. - Работодатель может игнорировать любые протесты. Поэтому количество забастовок уменьшается – что толку их устраивать? Если сравнивать с 2008 годом, то видно, что количество митингов за пределами предприятия выросло с 28% до 33%, а число обращений к властям резко подскочило – с 3% до 19%».

Доля форм протеста, предусмотренных законом, минимальна, говорит Бизюков. Зато количество стихийных форм увеличивается. Например, сотрудники предприятия General Motors в Ленинградской области вышли с тряпками на питерские перекрестки, где протирали окна автомобилей, жалуясь на безденежье. В Кургане рабочие завода, которым директор отказался платить зарплату, написали письмо Бараку Обаме. Дело в том, что директор объяснял все проблемы кризисом, в котором виноваты американцы, и предлагал жаловаться президенту США. Рабочие так и сделали: написали Обаме – мол, вы нам либо деньги выплатите, либо директору нашему объясните, что это не вы виноваты.

Суды  и трудовые инспекции в большинстве  случаев стоят на стороне работодателей, - говорит председатель межрегионального профсоюза «Солидарность» Николай Строенко. Очень популярен такой способ выдавливания организаторов протеста, как увольнение по сфабрикованному прогулу, и что-то доказать в этом случае бывает сложно.

Ничего  удивительного в этом, конечно  же, нет. Несмотря на разговоры о свете в конце тоннеля, наметившемся экономическом подъеме и так далее, даже официальная статистика признает, что безработица только растет. В январе Росстат объявил о 9,2% - на один процент больше, чем в предыдущем месяце. В этих условиях многие работодатели отбрасывают, как ненужную шелуху, видимость заботы о своих работниках. По крайней мере, о тех, кому в любое время легко найти замену.

И тенденция в ближайшее время  вряд ли изменится. Более того, есть мнение, что если безработица все же начнет сокращаться в прямом соответствии с ростом промышленного производства, то это будет означать, что все разговоры о модернизации экономики – не более чем пустой звук. «У нас непристойно низкая производительность труда, мы вчетверо уступаем по этому показателю лидеру – Соединенным Штатам, - говорит директор Независимого института социальной политики Татьяна Малеева. - Работодатели в 2009 году воспользовались теми слабыми возможностями, которые им дает Трудовой Кодекс, и, наконец, избавились от лишних работников. Поэтому безработица не будет сокращаться ни при каких сценариях, вопрос – будет ли она расти, и насколько».

«Производительность труда – это инженерный параметр, который задают управленцы, - парирует Петр Бизюков из «Центра социально-трудовых прав». - Задача работника – соблюсти этот параметр. А у нас много менеджеров с европейским лоском, но абсолютно не европейскими мозгами. Но отсутствие четкой, грамотной организации труда - это еще и инструмент для манипулирования своими сотрудниками, когда одну и ту же ситуацию можно вывернуть как в сторону поощрения, так и наказания».

9,2% безработицы – не так много  на фоне, допустим, Латвии, где без  работы сидит каждый пятый  трудоспособный житель страны. Но  прибалты уже давно привыкли  в случае чего собирать чемоданы и срываться с места в поисках лучшей доли в более благополучных странах ЕС. А нашим жителям многочисленных «Пикалево» ехать зачастую и некуда, да и не хочется.

Федеральная миграционная служба, тем не менее, собирается увеличить степень мобильности россиян. ФМС готовит законопроект, который отменяет институт постоянной регистрации, в обиходе называемой пропиской. Если закон примут (а начало его действия запланировано на 2012 год), то россиянину, переехавшему в другой город, для постановки на миграционный учет достаточно будет отправить извещение по почте. Таким образом, на новом месте проще будет устроиться на работу, получить загранпаспорт, банковский кредит, купить автомобиль, оформить медстраховку, пристроить детей в детсад и школу.

И тогда, может быть, энергия протеста действительно начнет преобразовываться в энергию движения. Заодно и узнаем на деле, насколько Москва не резиновая. 

Начать дискуссию