Реальный учет для официального ажура

Деление учета на «белый» и «черный» приводит не только к перекосам в бухгалтерском балансе, но и к снижению доходов от бизнеса. Убедив директора, что он теряет прибыль, главный бухгалтер торгово-производственной фирмы из города Переславля, назовем ее, Ада РУЖИЦКАЯ, стала вторым человеком на фирме. Своими маленькими хитростями он поделилась с нашим корреспондентом Ксенией БАТАНОВОЙ.

Деление учета на «белый» и «черный» приводит не только к перекосам в бухгалтерском балансе, но и к снижению доходов от бизнеса. Убедив директора, что он теряет прибыль, главный бухгалтер торгово-производственной фирмы из города Переславля, назовем ее, Ада РУЖИЦКАЯ, стала вторым человеком на фирме. Своими маленькими хитростями он поделилась с нашим корреспондентом Ксенией БАТАНОВОЙ.

Необходимое зло

– Долгое время руководство воспринимало бухгалтерию, как необходимое зло, – рассказывает Ада Сергеевна. – Мол, должен же кто-то отчеты для налоговиков составлять. Как и в большинстве фирм, наши менеджеры и прорабы страдали «забывчивостью» и первичку сдавали с большими опозданиями.

Большинство товаров поступают к нам по железной дороге гораздо раньше, чем документы на них. Поэтому нередко к тому моменту, когда накладная «добредала» до бухгалтерии, товар, указанный в ней, был уже давно продан.

Из-за всей этой неразберихи кредит счета 41 «Товары» иногда превышал дебет, и возникало «красное сальдо». То есть мы продавали товаров больше, чем получали! Чтобы закрыть отрицательный остаток, приходилось оформлять фиктивные поставки через обнальщиков, хотя особой нужды в наличных деньгах руководство не испытывало.

Когда наконец приходили подлинные документы на товар, фактически уже ненужные, то иногда по ошибке их заносили в бухгалтерскую программу. Это спасало от «хронического “красного сальдо”», но в аналитике возникали просто залежи нереализованных товаров, которых уже давно не было на складе. То же самое со счетом 10 «Материалы».

Чтобы разобраться в том, какие остатки – реальны, а от каких нужно избавиться, приходилось делать сверку с менеджерами. Однако концы можно было найти далеко не всегда. В итоге я решила взять весь учет в свои руки.

– А разве не руководство решает кому и что делать? У меня создалось такое впечатление, что вашему директору был выгоден запущенный учет.

– Нет, наш генеральный – не наемный работник, а владелец фирмы. Я не стала жаловаться ему на перекосы в балансе, просто время от времени подкидывала негативные примеры «учетной» работы менеджеров. Предлагала собственные ноу-хау. Например, учитывать стоимость потенциальных покупок заранее, по прайс-листам, чтобы потом быстренько раскидать на них транспортные и прочие расходы. А то наши менеджеры в спешке делали такую наценку на покупную стоимость, что она не всегда покрывала все расходы по приобретению и доставке товара.

Директор выделил деньги на сетевую версию бухгалтерской программы, и менеджеры, наконец, стали работать в одной упряжке с бухгалтерией. Они «вбивают» акты и накладные в базу, которую я выделила в бухгалтерской программе под реальный учет, а потом мы решаем, какие из них экспортировать в базу официального учета. Теперь обходимся без услуг фирм-однодневок.

Разбитая платежка

Работа на бухгалтерию, которую приходится делать менеджерам в фирме Ады Сергеевны, впечатляет.

– Практически всю аналитику я перенесла в реальный учет. Чем меньше расшифровок и справок, тем меньше зацепок для налогового инспектора.

Кассир, которая отвечает у меня и за расчетный счет, разносит платежки строго по банковской выписке. От менеджеров я требую другого. После возвращения из банка кассир раздает им ксерокопии платежек, и они «вбивают» в базу реального учета не просто сумму платежки, а с разбивкой по позициям оплаченного счета.

В свою очередь, когда будет учтена накладная, ее позиции очень легко сопоставить с оплаченным счетом и убедиться, что мы получили именно то, что заказывали. В программе это выглядит как табличка из двух половинок. В правом столбце – расшифровка оплаченного счета, в левом – полученной накладной.

Но, самое главное, без такой детальности мы не смогли бы использовать в реальном учете факсовые копии накладных, акты на неотфактурованные поставки (товары и материалы, поступившие без документов – прим. ред.) и просто докладные записки.

Все товары и материалы мы получаем под предоплату. Поэтому менеджер, прежде чем «вбить» накладную, ищет, по какой платежке она оплачена, и сверяет позиции. Если до того как поступил подлинник, данные уже были внесены по другим документам, то платеж будет закрыт. Единственно, что останется менеджеру, – подправить реквизиты, если основанием была, скажем, докладная записка.

– Как я поняла, в реальном учете вы отражаете неотфактурованные поставки отнюдь не за балансом. А почему часть актируете, часть – по докладным запискам проходит?

– На самом деле акты по неотфактурованным поставкам мы составляем не для учета, а на случай, если милиция заглянет. Нам вполне хватило бы докладной записки кладовщика. Поэтому если товар продается чуть ли не с колес – оформляем запиской, если будет лежать какое-то время, составляем акт и обязательно отражаем за балансом в официальном учете.

Акт: официально 1 лист, реально – 10

Еще более подробен реальный учет работ и услуг.

– Раньше, когда между дирекцией и бухгалтерией взаимопонимания не было, основанием для списания расхода на себестоимость были материальные отчеты прорабов или директорская надпись на счете, где он указывал, куда отнести материал или услугу сторонней организации. Сейчас у нас в штате – собственный сметчик и экономист, который составляет калькуляции.

Правда, к договорам по-прежнему прилагаем протокол расчета цены с одной, максимум, с пятью расчетными позициями, чтобы не давать налоговым инспекторам лишнюю пищу для размышлений. Поэтому в официальном учете порядок формирования себестоимости прежний, но реально мы строго отслеживаем соответствие расходов калькуляциям и сметам.

– Недавно на Четвертом Всероссийском съезде бухгалтеров и аудиторов мы общались с профессором Виталием Палием. Он считает, что калькулирование себестоимости – дорогое удовольствие и многие фирмы вполне могут обойтись без него (подробности – в интервью «Без калькуляции»).

– Я тоже считаю, что подробная расшифровка статей себестоимости – внутреннее дело фирмы. Наш директор не видел необходимости в сметчике и экономисте, пока я ему не объяснила, что работы и заказы мы выполняем порой по нескольку месяцев. Стоимость материалов за это время может возрасти, и лишь точный расчет поможет выбить дополнительные деньги с заказчиков.

– Так вы же к договору прилагаете протокол, в котором виды работ, как я понимаю, не расшифрованы.

– Зато к предварительному договору, который налоговики не требуют, у нас приложены сметы или калькуляции. Кроме них составляем расчет потребности в материалах, вернее, что касается смет, его автоматически выдает сметная программа. Так вот, самое главное – все позиции этого расчета у меня отражены на счетах реального учета и если фактически нам приходится заплатить больше, сообщаю директору о необходимости допсоглашения о повышении цены.

– И что, заказчики соглашаются?

– В большинстве случаев – да. Мы же все подтверждаем расчетами. Но это отдельный разговор, давайте вернемся к реальному учету. Я применяю «свободные» счета под номерами 31 и 32, не занятые в Плане счетов. Первый я назвала «Будущие затраты», второй – «Партнеры».

На каждый объект открываю отдельные субсчета первого и второго порядка. А после дублируем проводки с кредита счета 10 в дебет счета 20 «Основное производство» субсчет «Объект такой-то» сторнировочной записью по дебету счета 31 и кредиту счета 32.

Если после сторнировки на субсчете конкретного материала что-то остается, значит, заказчик нам должен, и пора составлять дополнительное соглашение. Мелочь, а генеральному приятно. Теперь он уверен, что я соблюдаю его интересы, а не налоговой.

Без калькуляции

По словам профессора Виталия Палия, председателя совета Национальной федерации консультантов и аудиторов, генерального директора ЗАО «Союзаудит», руководителей интересует не себестоимость сама по себе, а контроль за движением денег, за издержками, доходами и источниками их появления. Для этого вполне подходит привычный каждому бухгалтеру План счетов.

– Калькуляция нужна не каждой фирме, это все же дорогое удовольствие, – объяснил свою позицию Виталий Федорович нашему корреспонденту на Четвертом съезде бухгалтеров и аудиторов России. – Многие фирмы позиционируют себя на рынке достаточно успешными и реально получают хорошую прибыль. Естественно, у них есть некий бизнес-план, бюджет на год – без этого невозможно работать. Но скурпулезная калькуляция не нужна. Она может стать необходимой при резком снижении рентабельности фирмы для того, чтобы выяснить, где фирма «оступилась». Именно таким фирмам я рекомендую обратить внимание на счета учета калькуляции: с 20 по 39 нынешнего Плана счетов.

– То есть вы считаете, что План счетов одинаково подходит и для обычного (для налоговой) и для управленческого (для руководства) учетов?

– План счетов, который действует сейчас, вполне подходит для управленческого учета, однако он абсолютно не применим для финансового (того, что вы ведете для налоговой – прим. ред.). Проблема в самом принципе его построения – сейчас мы имеем десять групп счетов, на которых отражены натуральные процессы: закупка оборудования, материалов, найм рабочих, выраженные тем не менее в денежной форме, все, что интересует дирекцию. А вот составить финансовую отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках – прим. ред.) по счетам, которые записаны в Главной книге, сейчас не сможет ни один бухгалтер.

– Почему?

– Потому что у нас есть счета, в которых смешано и производство, то есть затраты, пассивные по своей сути, и актив. Например, тот же самый счет 20 «Основное производство» – там и калькуляция себестоимости происходит, там же и незавершенное производство. А незавершенное производство – это уже активы. Бухгалтеру же для составления финансовой отчетности необходимо отделять мух от всего остального общепита, в данном случае – расходы от актива. Для финансовой отчетности ему нужны всего пять элементов: активы, обязательства, капитал, расходы и доходы. Все! Только тогда между счетом и отчетностью будет прямая связь.

Официальный учет и реальный: небо и земля

Признаки

Официальный учет

Реальный учет

Оперативность

Отражает информацию за прошлые («закрытые») периоды

Фиксирует реальное состояние фирмы на текущий момент

Учет затрат, начисление амортизации, финансовый результат и прочее

В соответствии с ПБУ

Использование ПБУ и собственных методик

Начать дискуссию

15 курсов по бухгалтерии маркетплейсов

Торговля на маркетплейсах активно растет с каждым годом. Число предпринимателей, зарегистрированных на Wildberries, превысило 650 тысяч, на Ozon — более 230 тысяч. Открыты вакансии и у работодателей, которые работают с «Яндекс Маркетом», «СберМегаМаркетом» и Lamoda. Все они нуждаются в грамотных бухгалтерах, которые понимают специфику работы этих платформ.

15 курсов по бухгалтерии маркетплейсов

Госдума упростила регистрацию контрольно-кассовой техники

ИП смогут не применять ККТ, если оказывают услуги в сфере образования, физической культуры и спорта.

Что должна оплатить компания при переезде работника

Трудовой кодекс в этой сфере достаточно лаконичен: работодатель компенсирует расходы по переезду и обустройству. А конкретику устанавливайте сами — в коллективном, локальном или трудовом договоре. Рассказываем, как это сделать, чтобы избежать претензий и споров.

Что должна оплатить компания при переезде работника

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

ВС РФ: очередность требования ФНС по восстановленному НДС зависит от периода операции-основания для вычета

Если организация-должник получала вычеты НДС по купленному имуществу, после его продажи на торгах из-за банкротства нужно восстановить налог и уплатить в бюджет.

УСН

Может ли ИП на УСН-15% уменьшить доходы на убыток прошлых лет при расчете взносов 1%

Разбираемся, можно ли учесть при расчете взноса в размере 1% с превышения дохода 300 тыс. рублей, убыток, понесенный ИП в прошлые года.

Может ли ИП на УСН-15% уменьшить доходы на убыток прошлых лет при расчете взносов 1%
Саморазвитие

Как не терять фокус и успеть все за последний день отчетной кампании

Первое правило как все успеть, если делаешь это в последний момент — работать, как вам удобно и где вам удобно. Если вам удобно работать из дома, работайте из дома, если вам удобно работать из офиса и ночевать в офисе, значит, возьмите себе подушку и ночуйте. 

Как не терять фокус и успеть все за последний день отчетной кампании
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Уже больше 16 тысяч бухгалтеров ведут живое общение в Красном уголке бухгалтера

Телеграм-канал Красный уголок бухгалтера набрал больше 16 тысяч подписчиков.

Россия предоставит иностранным государствам кредиты на 492 млрд рублей

В 2024 году власти ожидают, что зарубежные страны вернут в бюджет 49,7 млрд рублей по государственным кредитам.

Цифра дня. Про ключевую ставку

Банк России впервые с конца прошлого года решил повысить ключевую ставку — сразу на два процентных пункта.

Цифра дня. Про ключевую ставку
Иностранные работники

В каких случаях откажут в выдаче разрешения на работу для иностранных граждан

Временно пребывающий иностранный гражданин из «визовой» страны вправе трудиться в России, если у него есть разрешение на работу. В некоторых случаях в таком разрешении могут отказать. Подробнее рассказываем о причинах отказа в данной статье.

В каких случаях откажут в выдаче разрешения на работу для иностранных граждан
ЭДО

С 2025 года будет минус одно основание для блокировки счета

Упростили обмен электронными документами с налоговыми органами: налогоплательщикам и налоговым агентам не нужно будет отправлять в ИФНС квитанцию о приеме требования об уплате налога или представлении документов.

Проверки

🍴 Роспотребнадзору разрешат проводить выездные проверки общепита. Мнение эксперта

Компании общепита и ретейла не смогут вести деятельность, если не уведомят Роспотребнадзор о начале своей работы. Отменят мораторий на выездные проверки службы.

К покупателям не попало 35 млн литров нелегальной молочной продукции

Кассы заблокировали продажу 6,7 млн литров просроченного пива и 5,7 млн литров воды с признаками контрафакта.

Ведение бизнеса

Как не закрыться в первые полгода: 10 типичных ошибок на старте бизнеса

Стабильный доход, довольные клиенты и новые возможности — именно так начинающие предприниматели представляют себе собственный бизнес. Реальность зачастую оказывается совершенно другой, и уже при первых трудностях возникает желание все бросить. Рассказываем, какие ошибки предприниматели чаще всего совершают на старте бизнеса и как их избежать. 

Как не закрыться в первые полгода: 10 типичных ошибок на старте бизнеса

❗ Центробанк повысил ключевую ставку до 18% годовых

Впервые с 18 декабря 2023 года Банк России изменил размер ключевой ставки с 16 до 18%.

С 2025 года две категории расходов на ОС и НМА учитывают в повышенном размере

С 1 января 2025 года повысили с 1,5 до 2 коэффициент, который можно использовать при формировании первоначальной стоимости амортизируемых ОС и НМА в налоговом учете.

Расчетный счет

Расчетно-кассовое обслуживание для ООО: как выбрать оптимальный банк и тариф

Расчетный счет — важный инструмент для любой компании. Через него проходят все безналичные финансовые потоки: поступления от клиентов, переводы контрагентам, платежи в бюджет. Банки предлагают множество различных условий и тарифов на РКО, среди которых непросто выбрать оптимальный вариант. Разберем, на что обратить внимание при выборе банка и тарифа для РКО.

Расчетно-кассовое обслуживание для ООО: как выбрать оптимальный банк и тариф
Бухгалтеры

🔥Новые онлайн-курсы, разборы законов и консультации: что еще мы добавили в подписку Клерк.Премиум на этой неделе

Законопроект по налоговой реформе был принят в третьем чтении, и поэтому мы стали готовить все больше материалов, чтобы вы были в курсе всех изменений. Рассказываем, какой актуальный контент появился в подписке Клерк.Премиум за эту неделю.

🔥Новые онлайн-курсы, разборы законов и консультации: что еще мы добавили в подписку Клерк.Премиум на этой неделе
Отпуска

Роструд: как оплачивать день отзыва из отпуска — как отпуск или работу?

День непосредственного отзыва с отпуска или отдыха относится к рабочему времени независимо от того, в какое время суток сотрудник был вызван на работу.

Интересные материалы

Пенсии

Социальный фонд: размер накопительных пенсий вырастет с 1 августа

Накопительные пенсии увеличат на 7%. По программе софинансирования пенсионных накоплений выплаты вырастут на 6,92%.