Учет в строительстве

Учет расходов, связанных с вступлением в СРО

С 1 января 2010 года работы по строительству, реконструкции, капи-тальному ремонту объектов капитального строительства, которые ока-зывают влияние на безопасность таких объектов, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

С 1 января 2010 года работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые ока-зывают влияние на безопасность таких объектов, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Наличие лицензии начиная с указанного срока юридических последствий не имеет (Письмо Минэкономразвития РФ от 05.10.2009 № Д05-4640). Это означает, что даже при наличии действующей лицензии предприятие должно иметь названное свидетельство. Для его получения необходимо стать членом саморегулируемой организации (СРО). Причем вступление в СРО сопряжено со значительными расходами. Об отражении этих сумм в бухгалтерском и налоговом учете читайте в нашей статье.

ЭПОПЕЯ С ПЕРЕЧНЕМ

Неверно полагать, что все организации инвестиционно-строительной сферы деятельности обязаны стать членами СРО. Данный вывод следует прежде всего из формулировки ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, в котором сказано, что свидетельство о допуске необходимо только для выполнения определенных работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

К сведению:
Перечень работ, требующих наличия допуска, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 09.12.2008 № 274 (далее – Приказ № 274). Указанные в Перечне коды работ являются кодами Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002)  (Письмо Минэкономразвития РФ от 05.10.2009 № Д05-4639).

Точка зрения о том, что некоторые организации могут продолжать свою деятельность, не вступая в СРО, неоднократно подтверждалась и письмами Минэкономразвития. Например, в письмах от 30.03.2009 № Д05-1560 и № Д05-1565, от 06.04.2009 № Д05-1689, от 30.09.2009 № Д05-4615 прямо сказано, что виды работ, не включенные в утвержденный Минрегионом Перечень, могут осуществляться без наличия лицензии или членства в СРО. В частности, действие Перечня не распространяется на работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, указанных в ч. 2 ст. 49 и ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.

В связи с этим, например, работы по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), осуществляются без наличия членства в СРО (Письмо Минэкономразвития РФ от 17.09.2009 № Д23-3033 и др.).
Минрегион, утвердивший Перечень, в Письме от 19.06.2009 № 18841 ИМ/08 развеял сомнения организаций, выступающих в качестве заказчика-застройщика, о необходимости вступления в члены СРО.

Работы, которые не оказывают прямого влияния на безопасность объ-ектов капитального строительства, а также функции заказчика-застройщика (в случае если работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не выполняются лично, а привлекаются организации, имеющие свидетельства о допуске к данным видам работ) могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами без получения свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемой организацией.

Позднее в Письме от 05.10.2009 № Д05-4639 Минэкономразвития сообщило, что Перечень нуждается в корректировке и должен содержать только те работы, которые могут причинить вред неограниченному кругу лиц. В целях защиты интересов представителей малого и среднего бизнеса Минэкономразвития России направлены предложения в Минрегион России об исключении из указанного Перечня строительных работ, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Получив такую информацию, строительные организации ожидали некоторых послаблений. Последуют ли они в дальнейшем, покажет время, а пока в утвержденный Минрегионом Перечень работ внесены дополнения прямо противоположного, ужесточающего характера.

С 9 января 2010 года Перечень действует в новой редакции (изменения внесены Приказом Минрегиона РФ от 21.10.2009 № 480). В результате в нем появились новые виды работ, выполнение которых требует вступления в СРО и получения свидетельства о допуске.

Перечислим нововведения. Раздел III «Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту» Перечня дополнен п. 36 – 38 следующего содержания:
36. Работы по осуществлению строительного контроля за-стройщиком.
37. Работы по осуществлению строительного контроля привле-каемым застройщиком или заказчиком на основании договора юри-дическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
38. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Кроме того, из п. 2 Приказа № 274 (которым утвержден Перечень) исчезло указание о том, что без наличия свидетельства о допуске осуществляются работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, проектная документация которых не подлежит государст-венной экспертизе в соответствии с ч. 2 ст. 49 ГрК РФ. В новой редакции п. 2 сказано, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более двух семей).

Как видим, многие из ранее выпущенных Минрегионом и Мин-экономразвития разъяснений уже не соответствуют действи-тельности. В частности, с 09.01.2010 для выполнения работ по строительному контролю (застройщиком или лицом, привлекаемым застройщиком), работ по организации строительства генеральным подрядчиком требуется наличие свидетельства о допуске.

Вполне может случиться, что через полгода полученное строительной фирмой свидетельство о допуске утратит силу.

Однако, как оказалось, обновленная редакция Перечня, скорее всего, будет действовать лишь полгода. Дело в том, что Минрегион подготовил очередной Приказ от 30.12.2009 № 624, которым:
– признан утратившим силу Приказ № 274;
– утвержден новый Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строи-тельства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
– предусмотрено, что свидетельства о допуске к видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулируемыми организациями в соответствии с Приказом № 274, действуют до 1 июля 2010 года.

При этом новая редакция Перечня также содержит виды работ по строительному контролю и организации строительства, но в другом изложении.

Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 на момент подготовки настоящей статьи не прошел регистрацию в Минюсте. Поэтому строительной организации необходимо держать данный нюанс на контроле.

СООБЩАТЬ ЛИ В ИФНС?

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия. В Письме от 17.07.2009 № 03 02 07/1-369 Минфин сообщил, что обязанность уведомить налоговый орган возникает и в отношении участия в СРО. Аналогичная точка зрения высказана министерством в п. 10 Информационного сообщения от 09.11.2009 № 3. Таким образом, строительная организация должна представить в налоговый орган сообщение об участии в российской организации по форме № С-09-2 «Сообщение об участии в российских и иностранных организациях»  в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Справедливости ради заметим, что некоторые специалисты не согласны с точкой зрения Минфина. Основание – не только само-регулируемые, но и иные некоммерческие организации не формируют уставный (складочный) капитал. Следовательно, определить долю участия, как указано в форме № С-09-2, по отношению к этим организациям нельзя, а уведомлять налоговые органы необходимо именно о доле их участия. Поэтому компании – участники иных некоммерческих организаций вправе не подавать в инспекции эту форму.
Какой из двух названных позиций следовать, решать организации. Мы лишь заметим, что ответственность, к которой налоговый орган может привлечь предприятие, предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ (штраф 50 руб.); должностных лиц – п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (штраф от 300 до 500 руб.).

Попытка налогового органа воспользоваться в данной ситуации нормой п. 1 ст. 129.1 НК РФ и взыскать штраф в размере 1 000 руб. незаконна.

Если предприятие решило следовать разъяснениям Минфина, то при заполнении названной формы сообщения необходимо учитывать следующее:
– в поле, предназначенном для проставления доли участия в процентах, в данном случае нужно поставить прочерк;
– в качестве приложений будут выступать копии решения о принятии в члены СРО и свидетельства о членстве. Заметим, что, несмотря на наличие приложений к форме № С-09-2, штраф за ее непредставление (несвоевременное представление) для организации не может превышать 50 руб. Дело в том, что сообщение и приложения к нему составляют единый комплект, содержащий информацию по одному вопросу, поэтому штраф взыскивается в однократном размере (п. 19 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 71 );
– нарушение предприятием требований правил заполнения формы документа, представленного в установленный срок в налоговый орган с соответствующими действительности сведениями, достаточными для осуществления налогового контроля, не образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, поэтому мелкие погрешности в заполнении формы не являются основанием для наложения штрафа (Постановление ФАС СКО от 31.03.2008 № Ф08-1350/08-486А).

НЕПОСРЕДСТВЕННО О РАСХОДАХ

Для приема в члены СРО подрядная строительная организация должна уплатить вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд СРО. Далее необходимо вносить регулярные членские взносы. Все эти затраты учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ. Об этом главное финансовое ведомство страны неоднократно сообщало в своих письмах (см., например, письма от 09.10.2009 № 03 03 07/25, от 16.04.2009 № 03 03 06/1/254, от 02.04.2009 № 03 03 06/1/213, от 26.03.2009 № 03 03 06/1/193, № 03 03 05/52, № 03 03 06/4/22, № 03 03 06/4/23 и др.). Этой же точки зрения придерживаются и налоговые органы (письма ФНС РФ от 03.04.2009 № ШС-22-3/256@ и УФНС по г. Москве от 26.01.2009 № 19-12/005231).

Расходы на уплату вступительного, членских взносов и взноса в компенсационный фонд СРО могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина РФ от 07.12.2009 № 03-03-06/1/790).

К сожалению, названные многочисленные разъяснения не содержат ответа на два важных вопроса:
1. В каком порядке необходимо признавать расходы в налоговом учете?
2. Как учитывать затраты на счетах бухгалтерского учета?
Столичные налоговики в Письме от 12.08.2009 № 16-15/083054@ предприняли попытку разъяснить первую из обозначенных проблем. В частности, в нем УФНС по г. Москве сообщило: в п. 1 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318 – 320 НК РФ. Нечеткость формулировок, использованных столичным налоговым управлением, на наш взгляд, только запутывает налогоплательщика. Других официальных разъяснений на момент написания статьи автору найти не удалось. В связи с этим попробуем дать читателям свои рекомендации.

Известно, что при методе начисления порядок признания расходов установлен ст. 272 НК РФ. Эта статья не содержит отдельной нормы об учете взносов, уплачиваемых некоммерческим организациям, следовательно, бухгалтеру необходимо руководствоваться общими правилами. На этом основании, а также принимая во внимание то, что свидетельство о допуске к выполнению тех или иных работ не имеет срока действия, считаем, что затраты на уплату вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд могут учитываться в целях налогообложения единовременно в периоде получения названного свидетельства. Вместе с тем суммы членских взносов нужно списывать постепенно, исходя из принципа равномерности (то есть ежемесячно в размере 1/12, если взнос уплачивается один раз в год, либо 1/3 при ежеквартальной уплате). На наш взгляд, аналогичный порядок можно использовать и в бухгалтерском учете.

Однако некоторые бухгалтеры в настоящее время больше всего обеспокоены тем, чтобы не показывать в бухгалтерской и налоговой отчетности убытки, то есть заинтересованы в постепенном списании перечисленных в связи с вступлением в СРО сумм вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд. Полагаем, что при выборе данного варианта организации следует закрепить его в учетной политике, при этом самостоятельно определить срок списания затрат.

По мнению Минфина (письма от 28.08.2009 № 03 11 06/2/167 и от 03.06.2009 № 03 11 06/2/95), поскольку перечень расходов, приведенный в ст. 346.16 НК РФ, является закрытым и не содержит такого вида расходов, как взносы некоммерческим организациям, в том числе взносы в компенсационный фонд, затраты, связанные с членством в СРО, не учитываются при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

Конечно, нельзя исключить ситуацию, при которой любой из двух вариантов признания в целях налогообложения прибыли расходов в виде вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд (единовременно или в течение срока, установленного организацией самостоятельно) не будет одобрен инспекторами при проверке. В условиях отсутствия четко определенного порядка учета таких сумм в составе налоговых расходов ничто не мешает налоговикам предъявлять претензии и обвинять налогоплательщиков в занижении налоговой базы. Поэтому организации необходимо быть готовой к тому, что доказывать правомерность использования любого способа придется в судебном порядке. В связи с этим целесообразно закрепить выбранный вариант в своей учетной политике. Это повысит шансы предприятия одержать верх в зале суда.

По мнению автора, не должна вызывать вопросов правомерность единовременного учета в декабре 2009 года недосписанной по состоянию на 31.12.2009 части стоимости лицензии, если срок ее действия «оборвался» в связи с отменой строительного лицензирования. Во всяком случае, Минфин не возражал против такого подхода (Письмо от 31.05.2007 № 03 03 06/1/353).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1