Учет в туризме

Информационное табло, указывающее на офис турфирмы

Чтобы клиент смог найти офис турфирмы, расположенный обычно в переулках, на проезжей части выставляют указатель – переносное информационное табло. Конечно же, по заказу турфирмы его изготавливают специализированные организации. Получив от них счет-фактуру, турфирма может возместить из бюджета НДС по табло. И если впоследствии оно будет украдено или испорчено, восстанавливать налог не придется. Так считают арбитры (постановление ФАС Московского округа от 6 октября 2009 г. № КА-А40/10351-09).

УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ УКАЗАТЕЛЯ
Скорее всего срок использования переносного табло превышает 12 месяцев. А вот затраты на его изготовление обычно ниже 20 000 руб.

Рассмотрим учет расходов по изготовлению такого указателя.

Указатель содержит информацию о расположении офиса
Если в учетной политике турфирмы предусмотрено, что активы стоимостью до 20 000 руб. отражаются в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов, то стоимость табло будет списана на расходы в момент передачи его в эксплуатацию. А как определить затратный счет, на который будет списана стоимость указателя? Для этого нам нужно выяснить, считается ли указатель рекламой.

Определение рекламы дано в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Так, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Однако действие закона не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (подп. 5 п. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ).

Таким образом, по нашему мнению, указатель, на котором отражено лишь наименование, точный адрес и профиль деятельности фирмы (туристическая компания), а также план прохода к ее офису (иногда в виде стрелки), служит лишь средством информирования.

Поэтому в бухгалтерском учете турфирмы будут сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– оприходован указатель;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– отражен «входной» НДС по указателю;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19

– возмещен «входной» НДС из бюджета (в части, которая приходится на деятельность турфирмы, облагаемую этим налогом);

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10
– передан указатель в эксплуатацию.

В налоговом учете такой указатель также не признается основным средством (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Его стоимость будет списана либо как материальные расходы (подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ), либо как прочие (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Стоимость указателя можно включить в расходы и при «упрощенке» (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Указатель содержит дополнительную информацию о фирме
А если указатель содержит дополнительную информацию, например о направлениях туристских поездок, их стоимости, скидках и т. п., фактически он будет являться рекламным щитом, затраты на изготовление которого признаются расходами на рекламу (письмо ФАС России от 22 мая 2007 г. № АК/7944). В этом случае передачу указателя в эксплуатацию следует отразить в бухучете проводкой:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10
– передан указатель в эксплуатацию.

Налоговое законодательство также позволяет учесть эти расходы при расчете налогооблагаемой прибыли (подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Учитывая, что в данном случае рекламу следует признать наружной (п. 1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ), расходы признаются без каких-либо ограничений (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Такие расходы принимаются и при «упрощенке» (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

СПИСАНИЕ ИЗНОШЕННОГО ИЛИ УКРАДЕННОГО УКАЗАТЕЛЯ
Вполне допустимо, что переносной указатель, установленный у проезжей части, может быть поврежден в результате автомобильной аварии или хулиганами. Возможно, что он попросту украден.

Если виновное лицо будет установлено и оно возместит причиненный ущерб, в бухучете делают следующие записи:
ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по претензиям»
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению;

ДЕБЕТ 50 (51)
КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по претензиям»

– получены денежные средства в счет возмещения ущерба.

Также необходимо будет списать пришедший в негодность указатель с забалансового счета, если фирма, выполняя требование пункта 5 ПБУ 6/01, в целях обеспечения сохранности подобных объектов при эксплуатации ведет контроль их наличия и движения на забалансовом счете.

Списание осуществляется на основании приказа руководителя турфирмы.

На дату признания суммы ущерба должником или вступления в силу решения суда будет признан внереализационный доход и в налоговом учете (п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса РФ). При «упрощенке» и при кассовом методе по налогу на прибыль такие суммы учитываются в доходах только на момент их поступления в кассу или на расчетный счет.

Если же виновное лицо не установлено, в бухгалтерском учете необходимо отразить только выбытие актива.
Несколько сложнее будут обстоять дела для этой ситуации при налогообложении. По общему правилу убытки от хищений, виновники которых не установлены, могут быть учтены во внереализационных расходах, если факт отсутствия виновных лиц документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (подп. 5 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Но к рассматриваемой ситуации данная норма неприменима, так как стоимость похищенного имущества уже была учтена в расходах, а ее восстановление не предусмотрено налоговым законодательством.

Это же относится и к налогу на добавленную стоимость, хотя контролирующие органы настаивают на восстановлении сумм налога (письмо Минфина России от 20 июля 2009 г. № 03-03-06/1/480). Однако суды не поддерживают их точку зрения (решение ВАС РФ от 23 октября 2006 г. № 10652/06, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 марта 2009 г. № А32-2476/2008-45/42).

Перечень случаев, когда турфирма обязана восстановить НДС, ранее возмещенный из бюджета, приведен в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Хищение или порча имущества здесь не указаны.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №3, март 2010 г.

 

Начать дискуссию