Налоги, взносы, пошлины

Возврат ошибочно перечисленного налога

На практике нередко возникают ситуации, когда при перечислении налога в бюджет налогоплательщик с ошибками оформляет платежное поручение, например, неправильно указывает ИНН, КПП, ОГРН, КБК, или другие реквизиты. В результате у налогоплательщика возникает необходимость вернуть налог, перечисленный по ошибочным реквизитам.

Источник: Аудиторская фирма "БИЗНЕС-СТУДИО"

На практике нередко возникают ситуации, когда при перечислении налога в бюджет налогоплательщик с ошибками оформляет платежное поручение, например, неправильно указывает ИНН, КПП, ОГРН, КБК, или другие реквизиты. В результате у налогоплательщика возникает необходимость вернуть налог, перечисленный по ошибочным реквизитам.

С 1 января 2007 г. вступил в силу пункт 7 ст. 45 НК РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ). Данный пункт устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Он предоставляет налогоплательщикам право исправить ошибки в оформлении платежного поручения на перечисление налога.

Напомним, что платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060. Это следует из пункта 3.1.,3.4. Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации № 2-П от 03.10.2002 г. Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Итак, согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ исправлению подлежат ошибки, не повлекшие неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В силу пункта 7 статьи 45 НК РФ, исправлению подлежат ошибки, допущенные в следующих полях платежного поручения: основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика.

В связи с этим, определенное время существовала неясность в вопросе о возможности исправить ошибки в указании кодов ОКАТО, КБК, ИНН плательщика и получателя. Приложение к Приказу от 2 апреля 2007 г. № ММ-3-10/187@ устраняет данную неясность. В данном приложении содержится подробный перечень уточнения платежа. Всего в Приложении указано четырнадцать причин уточнения. Среди причин уточнения назван код 01 - отсутствует или указан несуществующий (неверный) КБК; Код 14 - несоответствие КБК типу платежа, указанному в поле 110 расчетного документа. Код 03 - отсутствует или указан несуществующий (неверный) код ОКАТО; код 05 - не указан или неверно указан ИНН плательщика; 06 - несоответствие ИНН наименованию плательщика; 08 - отсутствует или указан несуществующий (неверный) ИНН получателя.

Таким образом, налогоплательщик имеет право исправлять ошибки, допущенные в таких реквизитах как КБК, ОКАТО, ИНН. Правильность такого подхода подтверждается и правоприменительной практикой арбитражных судов.

Согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ пункт 7 статьи 45 НК РФ как акт законодательства о налогах и сборах, устанавливающий дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеет обратную силу.

Исправление ошибки в платежном поручении непосредственно связано с исполнением обязанности налогоплательщика по уплате налога. По общему правилу обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком - физическим лицом со дня внесения им в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. (подп. 3 пункта 3 статьи 45 НК РФ). В связи с этим, важным обстоятельством является тот факт, что при наличии ошибок в платежном поручении, перечисленных в пункте 7 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной. Применительно к платежному поручению, обязанность по уплате налога считается неисполненной только в случае неправильного указания в нем номера счета Федерального казначейства, и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пункт 4 статьи 45 НК РФ).

Для исправления ошибки налогоплательщик должен подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. К заявлению о допущенной ошибке прилагаются документы, подтверждающие уплату налогоплательщиком налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. В заявлении излагается просьба уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

В НК РФ четко не определена процедура подачи заявления о допущенной ошибке, срок его рассмотрения налоговым органом и принятия решения по данному заявлению.

Поскольку срок для подачи заявления о допущенной ошибке в пункте 7 статьи 45 не установлен, Минфин РФ в Письме от 26 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-478 рассмотрел вопрос о возможности применения положений статьи 78 НК РФ. Минфином РФ был рассмотрен вопрос возврата налога, уплаченного в 2002 г., в связи с ошибочным указанием КБК. По результатам рассмотрения вопроса финансовое ведомство указало на то, что при соблюдении условий, предусмотренных п. 7 ст. 45 НК РФ, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа и осуществляет пересчет пеней. В случае же пропуска установленного ст. 78 НК РФ срока подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете, возврате указанной суммы либо об уточнении платежа. Напомним, что в соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

При этом, Минфин РФ обращает внимание на то, что установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок со дня уплаты суммы налога, в течение которого налогоплательщиком может быть подано заявление о зачете этой суммы налога, не направлен на ущемление прав налогоплательщика и ссылается на Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О. В данном Определении указано, что норма ст. 78 НК РФ о сроке подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о зачете переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, при соблюдении срока подачи заявления об уточнении платежа и условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 45 НК РФ, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. Форма решения об уточнении платежа утверждена Приказом ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@.

Поскольку НК РФ не установлен также и специальный срок для принятия налоговым органом решения об уточнении платежа, применяется срок для рассмотрения заявлений налогоплательщиков о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога, установленный статьей 78 НК РФ. На это обращает внимание Минфин РФ в Письме от 31.07.2008 г. № 03-02-07/1-324.

Как следует из пункта 4 статьи 78 НК РФ, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. При этом, согласно пункту 9 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В ходе принятия решения об уточнении платежа, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Налоговый орган также вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

Если по результатам рассмотрения заявления об исправлении ошибки налогоплательщику будет отказано в уточнении платежа, налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа в порядке Раздела VII НК РФ. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. ст. 137 и 138 НК РФ).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию