ЕСТЬ ШАНСЫ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СТАВКИВуз может претендовать на пониженную 10-процентную ставку налога в отношении книжной продукции, связанной с образованием (подп. 3 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ). Сниженная ставка действует для той продукции, которая указана в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 41. А в этом документе круг печатных изданий, связанных с образованием, наукой и культурой, очерчен весьма широко: «книги и брошюры» (код по ОКП 95 3000).
От вуза требуется соблюдение двух условий. Во-первых, объем рекламы в книжной продукции не должен превышать 40 процентов. Во-вторых, следует получить в Роспечати справку о том, что издаваемая продукция включена в Перечень. Такой вариант подтверждения правомерности ставки НДС 10 процентов предлагают налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 30 января 2009 г. № 19-11/007398*).
* Текст письма опубликован в рубрике "Нормативная база/архив документов". НЕОБХОДИМ РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТЕсли образовательная организация печатает учебные пособия в типографии, то она сможет возместить из бюджета «входной» НДС по ее услугам. Но для этого нужно вести раздельный учет операций, связанных с образовательной деятельностью и с деятельностью по реализации учебных пособий (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
ВОЗМОЖЕН ПЕРЕВОД НА «ВМЕНЕНКУ»
Реализация студентам учебно-методических материалов является розничной торговлей. И если в регионе она переводится на уплату ЕНВД, то теоретически вуз, продающий книги, подпадает по этому виду деятельности под спецрежим (п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ). Однако в реальности перевод вряд ли осуществим. «Вмененка» не применяется в отношении организаций со среднесписочной численностью работников свыше 100 человек за предшествующий календарный год. Маловероятно, что в вузе - достаточно крупном, чтобы заниматься издательской деятельностью, насчитывается в штате меньше сотни работников. Налог на прибыльРеализуя учебно-методические материалы, образовательная организация ведет предпринимательскую деятельность, и если она не обеспечит раздельный учет целевых (или бюджетных) средств и средств, вырученных от реализации печатной продукции, то все доходы (а также, разумеется, расходы, произведенные за счет целевых средств) будут учитываться при формировании налогооблагаемой базы.
Как отразить операцию в учетеБухгалтерский учет внебюджетной организации. Методички, которые используются как учебные пособия, обычно разрабатываются силами профессорско-преподавательского состава вуза. Если учебное заведение имеет исключительные права на разработанные научные тексты, то суммы оплаты педагогам за такую разработку (с учетом страховых отчислений) будут формировать стоимость нематериального актива (п. 3, 4 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Принимая актив к учету, бухгалтер образовательной организации определяет срок полезного использования - это выраженный в месяцах период, в течение которого предполагается использовать разработки в учебном процессе. Но следует помнить: в отношении НМА некоммерческих организаций амортизация не начисляется (п. 24 ПБУ 14/2007). Более того, по ним не начисляется и износ. Так что по истечении срока полезного использования нематериальный актив будет списан (с кредита счета 04 «Нематериальные активы» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»).
Что касается стоимости услуг по изготовлению методических пособий типографией и по их доставке в вуз, такие расходы следует отразить на счете 41 «Товары».
ПРИМЕР 1
Институт заключил с типографией договор на изготовление учебного пособия тиражом 3000 экземпляров. Стоимость услуг типографии составляет 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). Цена реализации одного экземпляра учебного пособия - 165 руб. (в том числе НДС по ставке 10% - 15 руб.). За февраль студентам было реализовано 2300 учебных пособий. Проводки выглядят так:
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
- 30 000 руб. (35 400 - 5400) - оприходованы учебные пособия;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 5400 руб. - отражен НДС по типографским услугам;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- 5400 руб. - возмещен из бюджета НДС по услугам типографии;
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90
- 379 500 руб. (165 руб/шт. х 2300 шт.) - отражена выручка от реализации учебных пособий студентам;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
- 34 500 руб. (15 руб/шт. х 2300 шт.) - отражен НДС;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 41
- 23 000 руб. - списана себестоимость реализованных учебных пособий.
Бюджетный учет. Если речь идет о бюджетном вузе, то стоимость услуг типографии будет относиться на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».
ПРИМЕР 2
Воспользуемся условиями примера 1. Но теперь рассмотрим порядок отражения в учете операций у бюджетного учреждения:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получены учебные пособия из типографии | 2 106 04 340«Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции, (работ, услуг)» | 2 302 09 730«Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг» | 30 000 |
Оприходована готовая продукция | 2 105 07 340«Увеличение стоимости готовой продукции» | 2 106 04 440«Уменьшение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции, (работ, услуг)» | 30 000 |
Отражена сумма «входного» НДС | 2 210 01 560«Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» | 2 302 09 730«Увеличение кредиторской задолженности по оплате прочих работ, услуг» | 5400 |
Предъявлена сумма «входного» НДС к вычету из бюджета | 2 303 04 830«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» | 2 210 01 660«Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» | 5400 |
Отражена выручка от реализации учебных пособий | 2 201 04 510«Поступления в кассу» | 2 401 01 130«Доходы от оказания платных услуг» | 379 500 |
Начислен НДС по реализованным учебным пособиям (10%) | 2 401 01 130«Доходы от оказания платных услуг» | 2 303 04 730«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» | 34 500 |
Списана себестоимость реализованных учебных пособий | 2 401 01 130«Доходы от оказания платных услуг» | 2 105 07 440«Уменьшение стоимости готовой продукции» | 23 000 |
МОЖНО ЛИ НЕ ПРИМЕНЯТЬ КАССОВУЮ ТЕХНИКУ?
Поскольку продажа учебных пособий является розничной торговлей, возникает вопрос о необходимости использования ККТ. По общему правилу выдавать студентам чеки при покупке, конечно же, необходимо. Но есть три варианта, которые позволят вузу торговать учебной литературой без ККТ на законных основаниях.
1. Вести торговлю через киоск, но при условии, что в его товарообороте не менее 50 процентов составляют продажи газет и журналов (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...»).
2. Удерживать деньги за методички из стипендий студентов (по их заявлениям).
3. Оформить наличный расчет бланками строгой отчетности. Речь идет о приходном кассовом ордере: есть примеры арбитражных решений, в которых судьи приравнивали корешок приходного кассового ордера к бланкам строгой отчетности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2009 г. № А45-10533/2009).
Однако такой способ оформления расчетов довольно рискованный: при проверке налоговики наверняка сочтут, что корешок «приходника» не является БСО, и тогда учебному заведению придется отстаивать свою правоту в суде.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №3, март 2010 г.
Начать дискуссию