Использовать бюджетную классификацию в 2010 году надо по новым правилам. Причем при организации учета следует опираться не только на нормативные акты, но и на разъяснения, данные в письме Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 02-05-10/383. О наиболее важных новациях - в статье. (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2010 год утверждены приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н.) Классификация доходов Изменения коснулись всех областей этого раздела классификации. Проанализируем те новшества, которые могут затронуть сферу образования.
ЕСЛИ ИМУЩЕСТВО СДАНО В АРЕНДУ Корректировки в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (далее - Указания) направлены на то, чтобы упорядочить арендные платежи. Движение сумм отслеживают по категориям участников бюджетного процесса, особо использующих средства, полученные при арендных отношениях. Для этого установлена новая структура по коду 000 1 11 05031 01 0000 120 «Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений)». Исправлены первый и второй знаки подвида доходов, в частности:
- 0100 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, имеющим государственный статус;
- 0200 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющим государственный статус;
- 0300 - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям, имеющим государственный статус;
- 0900 - прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений.
Одновременно из приложения 1 «Классификация доходов бюджетов» к Указаниям исключили часть кодов по учету поступлений от сдачи в аренду имущества.
ПО КАКИМ КОДАМ ОТРАЖАТЬ ВОЗМЕЩЕНИЕ НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДА Следует помнить, что в 2010 году изменились коды вида доходов 000 1 16 32000 00 0000 140 «Возмещение сумм, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходов, полученных от их использования».
ИЗ-ЗА ОТМЕНЫ ЕСН ОБНОВИЛАСЬ СТРУКТУРА КЛАССИФИКАЦИИ Поскольку с 1 января 2010 года глава 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ утратила силу, из классификации исключены коды доходов по группе 000 1 02 01000 00 0000 110 «Единый социальный налог». Однако введены коды по груп-
пе 000 1 09 09000 00 0000 110 «Единый социальный налог», которые нужны для учета и зачисления сумм долга по ЕСН прошлых налоговых периодов.
УЧИТЫВАЕМ ВВЕДЕННЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ На смену ЕСН пришел новый порядок уплаты страховых взносов (введен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, далее - Закон № 212-ФЗ). Поэтому меняются и коды для отражения поступлений в бюджеты фондов (в том числе территориальных). Классификация доходов дополнена следующими кодами.
1. В части сумм, которые зачисляются в бюджет ПФР:
- 000 1 02 02010 06 0000 160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии»;
- 000 1 02 02020 06 0000 160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии».
2. В части поступлений в бюджет ФСС России - 000 1 02 02090 07 0000 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
3. В части поступлений в бюджет ФФОМС России - 000 1 02 02100 08 0000 160 «Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования». В ТФОМС России - 000 1 02 02110 09 0000 160 «Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования».
Перечисленные фонды уполномочены контролировать правильность расчета взносов, а также полноту и своевременность их уплаты (ст. 3 Закона № 212-ФЗ). Соответственно в первых трех разрядах приведенных кодов следует указывать значения главных администраторов доходов:
- 392 - в части платежей в бюджеты ПФР, ФФОМС России и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
- 393 - в части платежей в бюджет ФСС России.
Кроме того, теперь у подгруппы доходов 1 02 00000 00 новое наименование: «Страховые взносы на обязательное социальное страхование» (прежнее - «Налоги и взносы на социальные нужды»).
Расходы учреждений образованияОписания разделов и подразделов классификации расходов не изменились. Поправки затронули в основном целевые статьи. Во-первых, пополнился их перечень - появился код 485 21 00 «Приобретение оборудования для бассейнов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования». Во-вторых, часть целевых статей удалена в связи с прекращением расходов по ним, а отдельные коды по-новому называют и используют. Ряд кодов расходов удален. Часть (виды расходов с 601 по 689 включительно) - в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 310-ФЗ в статью 79 Бюджетного кодекса РФ и исключившими отдельные капвложения за счет средств бюджета.
КОСГУ: новые коды и новые правилаПретерпела изменения и Классификация операций сектора государственного управления.
Так, наименование статьи 160 исправлено на «Страховые взносы на обязательное социальное страхование».
По подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» впредь отражают расходы бюджетов по уплате страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование в ПФР;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России;
- на обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФОМС России и его территориальные фонды.
По коду 262 «Пособия по социальной помощи населению» надлежит учитывать расходы по выдаче выходного пособия работникам. Речь идет о выплатах при увольнении в связи с ликвидацией (реорганизацией) юрлиц, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата учреждения.
РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНФИНА УТОЧНЯЮТ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ Несмотря на довольно подробное описание применения статей и подстатей КОСГУ, существует множество специфических операций, правила отражения которых не зафиксированы, и это вызывало у участников бюджетного процесса много вопросов. Ответить на них должно письмо Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 02-05-10/383. Применять названное письмо наравне с положениями Указаний следует еще и для того, чтобы обеспечить единый подход к применению КОСГУ при:
- исполнении бюджетов и осуществлении приносящей доход деятельности;
- кассовом обслуживании исполнения бюджетов;
- осуществлении операций по санкционированию расходов;
- ведении бюджетного учета и формировании отчетности;
- проведении мероприятий государственного финансового контроля.
Руководствоваться письмом № 02-05-10/383 должны и главные распорядители средств федерального бюджета, и органы казначейства, и финансовые органы субъектов РФ, и органы управления государственных внебюджетных фондов России.
КОД ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ ШТРАФОВ
Закон № 212-ФЗ предусматривает, что на нарушителей законодательства о страховых взносах будут налагаться штрафные санкции. Их перечисление теперь отражают по коду 000 1 16 20050 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями 48-51 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"». РЕГЛАМЕНТ МОЖНО УСТАНАВЛИВАТЬ «НА МЕСТЕ» Минфин России разъяснил, что вопросы отражения кассовых расходов по статьям (подстатьям) КОСГУ теперь можно урегулировать:
- бюджетной сметой учреждения;
- государственным заданием на оказание госуслуг физическим и юридическим лицам;
- методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики;
- иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Однако данное разрешение относится не ко всем операциям. Дело в том, что абсолютно универсальные правила применения кодов утвердить не получится. Классификация операций сектора государственного управления - это их группировка в зависимости от экономического содержания. При этом каждая из статей (подстатей) КОСГУ содержит краткое описание отражаемых по ней операций. И оно в большинстве случаев, когда речь идет о расходах бюджетов, представляет собой перечни направлений, в которых учреждения используют средства. Однако данные перечни бывают открытыми (содержат абзац «другие аналогичные расходы» или приведены после слов «в том числе»). Это связано с тем, что у учреждений (единиц сектора госуправления) есть отраслевые особенности функционирования. И предусмотреть их все в одном нормативном акте невозможно. Также расходы могут быть довольно нестандартными в связи с положениями Гражданского кодекса РФ, предусматривающими заключение договоров гражданско-правового характера в произвольной форме.
Таким образом, названное «местное» урегулирование вопросов применения КОСГУ разрешено в письме № 02-05-10/383 только применительно к операциям, которые:
- обусловлены договорами гражданско-правового характера;
- аналогичны по экономическому содержанию операциям, перечни которых содержат Указания.
Как отметили чиновники Минфина России, данные меры приняты в целях эффективного планирования и исполнения бюджета.
ПРЕЖНИЕ ПОЯСНЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗАПРЕЩЕНО
В письме Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 02-05-10/383 сказано, что в
2010 году нельзя применять письма Минфина России и Казначейства России, разъясняющие:
- применение экономической классификации расходов бюджетов в 2005-2007 годах;
- использование классификации операций сектора государственного управления в 2008 и 2009 годах.
И даже письма указанных ведомств, уточняющие порядок применения КОСГУ в 2010 году, могут учитывать при принятии решений исключительно получатели данных писем и органы, с которыми Минфин России и Казначейство России взаимодействуют. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ «МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ»Правила и порядок отражения расходов по статьям (подстатьям) КОСГУ, принятые «на месте», отдельные участники бюджетного процесса могут счесть не соответствующими той методологии применения кодов, которая установлена Указаниями. Тем не менее расходы нельзя квалифицировать как нецелевое использование бюджетных средств, если:
- кассовые расходы проведены по кодам в соответствии с нормами, принятыми «на местах»;
- порядок отражения расходов не прописан ни в Указаниях, ни в нормах «местного значения».
При возникновении спорной ситуации данный вопрос регулируют главные распорядители средств бюджетов (в ведении которых находятся соответствующие получатели бюджетных средств). Эти ведомства вносят необходимые правила, по согласованию с соответствующим финансовым органом уточняют (дополняют) смету, госзадание, методические рекомендации распорядителя либо другие документы.
В заключение отметим, что перечни операций, приведенные в письме № 02-05-10/383 в рамках соответствующих кодов КОСГУ, также закрытыми не являются и не исключают возможности отражать по ним иные аналогичные по экономическому содержанию операции. Полный текст письма с разъяснениями Минфина России приведен на сайте www.otraslYchet.ru.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №3, март 2010 г.
Начать дискуссию