Итак, предприятию нужно обратиться с заявлением (его форма приведена в приложении 1 к приказу ФНС России от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798@) в соответствующий орган:
– ФНС России, если предприятие хочет получить отсрочку (рассрочку) по уплате федеральных налогов и сборов;
– УФНС России по субъекту РФ – если речь идет о региональных или местных налогах;
– Федеральную таможенную службу и ее территориальные подразделения – если планируется получить отсрочку (рассрочку) по уплате таможенных платежей.
По общему правилу отсрочка (рассрочка) предоставляется на срок до одного года (п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ). Но возможны исключения. Так, отсрочка (рассрочка) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок до трех лет предоставляется по решению Правительства РФ, а на срок до пяти лет – по решению министра финансов.
К заявлению нужно приложить иные документы, перечень которых приведен в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом № САЭ-3-19/798@:
1) справку о состоянии расчетов предприятия с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
2) справку о ранее предоставленных предприятию отсрочках, рассрочках, налоговых и инвестиционных налоговых кредитах (причем отдельно нужно указать суммы, не уплаченные на момент обращения);
3) обязательство предприятия, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога или сбора;
4) копию устава (учредительного договора, положения) предприятия и внесенных в него изменений;
5) баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние предприятия за предыдущий год и истекший период того года, в котором оно обратилось по поводу изменения срока уплаты налога;
6) заверенную копию договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем;
7) документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий, что предприятие осуществляет деятельность, указанную в утвержденном перечне производств, которые являются сезонными (на это же обращено внимание в письме Минфина России от 26 мая 2009 г. № 03-02-07/1-266).
Отсрочка может быть предоставлена по одному или нескольким налогам. Однако следует иметь в виду, что на каждый налог нужно подготовить отдельный пакет документов.
Перечень сезонных отраслей и видов деятельности утверждает Правительство РФ (подп. 5 п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ). В настоящее время действует документ, утвержденный постановлением от 6 апреля 1999 г. № 382. В него включены, к примеру, некоторые виды деятельности легкой, лесной и деревообрабатывающей промышленности, производств по добыче и обработке драгоценных металлов. На отсрочку или рассрочку по уплате налогов или сборов могут претендовать только предприя-тия, перечисленые в данном перечне. Обратите внимание: под сезонным понимается производство, ведение которого связано с природными, климатическими условиями, со временем года. Иначе говоря, нельзя считать сезонным производство, спрос на продукцию которого колеблется в зависимости от времени года (скажем, изготовление елочных игрушек).
Проценты за перенос срока уплаты налогов
За предоставленную организации отсрочку (рассрочку) начисляются проценты. Их размер принимается равным 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки (рассрочки), если иное не предусмотрено таможенным законодательством (п. 4 ст. 64 Налогового кодекса РФ). Конкретный порядок расчета процентов приведен в письме МНС России от 12 мая 1999 г. № АС-6-09/398@. По истечении предоставленного времени налогоплательщик обязан уплатить всю сумму задолженности и процентов единовременным платежом.
Общий срок для рассмотрения и принятия решения налоговыми органами о предоставлении либо об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) не может превышать одного месяца со дня получения заявления предприятия. Этот срок прописан в пункте 6 статьи 64 Налогового кодекса РФ. Кроме того, об этом еще раз напомнил Минфин России в письме от 24 декабря 2009 г. № 03-02-08-91.
Обратите внимание также на следующее: поданные предприятием документы налоговый орган обязан рассмотреть (постановление ФАС Уральского округа от 21 января 2008 г. № Ф09-11304/
07-С3).
Если налоговики приняли в отношении предприятия положительное решение, иначе говоря, согласились предоставить ему отсрочку (рассрочку) по уплате налога или сбора, то в своем решении они указывают:
– сумму задолженности (надо сказать, что в эту сумму включаются также пени по налогам, начисленные со дня, установленного для их уплаты, до дня вступления в силу решения, об этом также сказано в постановлении ФАС Центрального округа от 3 июня 2008 г. № А48-1054/07-14);
– налог, по уплате которого предоставляется отсрочка (рассрочка);
– сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
– документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.
Копия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении направляется предприятию в трехдневный срок со дня его принятия (еще одна копия направляется в налоговую инспекцию по месту учета предприятия).
Если же предприятию отказали в отсрочке (рассрочке), уполномоченный орган должен мотивировать свое решение (постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 декабря 2009 г. № А56-14624/2009).
В пункте 1 статьи 62 Налогового кодекса РФ перечислены основания для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки).
Так, предприятие лишается права на нее, если в отношении него:
– возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;
– проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов.
Договор поручительства, представляемый для получения отсрочки (рассрочки) по налогам и сборам, оформляется между налоговым органом и поручителем. Для этого предприятие (налогоплательщик) и поручитель должны одновременно обратиться с письменным заявлением в управление налоговой службы.
Рассматривая возможность заключения договора поручительства, налоговики анализируют финансовое состояние поручителя, отсутствие у него задолженностей по налогам, пеням и штрафам, а также платежам во внебюджетные фонды и его платежеспособность. Результаты рассмотрения сообщают поручителю и налогоплательщику в недельный срок после поступления заявления в соответствующий налоговый орган. При положительном решении договор подписывается в пятидневный срок после этого.
Данный договор со стороны налоговых органов рассматривают и заключают управления ФНС России по субъектам РФ, а подписывает его руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Однако если сумма поручительства превышает 20 млн руб., то договор поручительства, подписанный обеими сторонами, направляется на рассмотрение и согласование в ФНС России.
Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №3, март 2010 г.
Начать дискуссию