Основные средства

Когда вводить автотранспортное средство в эксплуатацию?

Приобрели автомобиль у физлица. В ПТС указана дата купли-продажи 14.01.10г. Дата постановки на учет 22.01.10г. Все госпошлины оплатили 19.01.10г. На какую дату мы должны в БУ и НУ поставить а/м на сч.01? И будут ли включаться в первоначальную стоимость госпошлины?
Когда вводить автотранспортное средство в эксплуатацию?
На фото Татьяна Потапова

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Жанны (г. Великий Новгород)

Приобрели автомобиль у физлица. В ПТС указана дата купли-продажи 14.01.10г. Дата постановки на учет 22.01.10г. Все госпошлины оплатили 19.01.10г. На какую дату мы должны в БУ и НУ поставить а/м на сч.01? И будут ли включаться в первоначальную стоимость госпошлины?

Вопрос о моменте ввода объекта в эксплуатацию основных средств, в рассматриваемом случае – автомобиль, нормативно-правовыми актами не регулируется. Это решает руководство организации в зависимости от того, готов ли данный объект к использованию в производственной деятельности.

При вводе автотранспортных средств в эксплуатацию необходимо учитывать следующее. Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства допускаются к дорожному движению на территории Российской Федерации путем их регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В п. 12 этого документа говорится: "Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства... не зарегистрированные в установленном порядке". Порядок государственной регистрации транспортных средств установлен Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59.

Таким образом, организация вправе эксплуатировать автомобиль только после его государственной регистрации в органах ГИБДД. Если организация введет в эксплуатацию автомобиль, не прошедший госрегистрацию, и в течение длительного времени не будет его регистрировать в органах ГИБДД, это может привести к негативным последствиям по налогу на прибыль. Сумму амортизации по незарегистрированному автомобилю нельзя считать экономически обоснованным расходом. Значит, она не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Учитывая изложенное, ваша организация может вводить автомобиль в эксплуатацию, начиная с 22.01.10г., т.е. с даты государственной регистрации автомобиля в органах ГИБДД.
Что касается уплаченной госпошлины, то вопрос неоднозначный. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Как отмечалось выше, транспортные средства допускаются к участию в дорожном движении на территории РФ только после их регистрации в ГИБДД и выдачи соответствующих документов. Поэтому, по мнению контролирующих органов, госпошлина, уплачиваемая в связи с такой регистрацией ОС, относится к фактическим затратам на его приобретение и, соответственно, включается в его первоначальную стоимость и списывается в установленном порядке при начислении амортизации (Письма Минфина России от 01.06.2007 N 03-03-06/2/101, от 05.07.2006 N 03-06-01-04/138, от 26.06.2006 N 07-05-06/161).

Но такая точка зрения не бесспорна. Во-первых, госпошлина за постановку автомобиля на учет является федеральным сбором (п. 10 ст. 13 НК РФ), а значит, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п.п. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Во-вторых, регистрация транспортного средства в ГИБДД не считается доведением его до состояния, пригодного для использования, так как осуществляется только в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и оценки его технического состояния для эксплуатации (п. 1.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").

В то же время, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ). Выбранный порядок учета следует закрепить в учетной политике организации (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Таким образом, организация должна самостоятельно принять решение о том, включать госпошлину в первоначальную стоимость автомобиля или учитывать ее в составе прочих расходов. При этом необходимо помнить, что при выборе второго варианта вероятно возникновение споров с налоговыми органами.

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию