Основные средства

Грамотно учесть имущество

Первоначальную стоимость купленного имущества в бухгалтерском и налоговом учете, как правило, формируют по-разному. Причин для этого много. Это таможенные пошлины, суммовые разницы, проценты по кредитам и т. д. В итоге – большая дополнительная работа, которая носит зловещее название «Ведение налогового учета». Сведем ее к минимуму.

Первоначальную стоимость купленного имущества в бухгалтерском и налоговом учете, как правило, формируют по-разному. Причин для этого много. Это таможенные пошлины, суммовые разницы, проценты по кредитам и т. д. В итоге – большая дополнительная работа, которая носит зловещее название «Ведение налогового учета». Сведем ее к минимуму.

Не так страшен кредит

Проценты по кредитам, полученным для оплаты того или иного имущества, в бухгалтерском учете включают в его первоначальную стоимость. Это правило применяют, если проценты начислены до оприходования ценностей. В налоговом учете проценты по любым кредитам учитывают как внереализационные расходы. На какие цели получен кредит – не важно. Результат тот же. Большинство бухгалтеров учитывают имущество, оплаченное за счет кредита, в налоговом и бухгалтерском учете по разной стоимости.

Но для современного бухгалтера в бераторе «Налоговый учет и отчетность» есть такой совет: «Попытайтесь договориться с банком, чтобы независимо от того, на какие цели взят кредит, в договоре было записано: на пополнение оборотных средств. Тогда вы сможете учесть заплаченные проценты в составе расходов. Значит, первоначальная стоимость имущества в бухгалтерском и налоговом учете будет одинакова и отдельных налоговых регистров по его учету не потребуется».

На цифрах

ЗАО «Актив» приобретает станок. Стоимость станка – 1 180 000 руб. (в том числе НДС – 180 000 руб.). Для покупки станка фирма получила банковский кредит в той же сумме. Согласно договору, «Актив» должен заплатить проценты по кредиту в сумме 60 000 руб. Проценты были начислены до оприходования станка на балансе фирмы.

Ситуация 1

Цель получения кредита, указанная в кредитном договоре, – покупка основных средств.

Первоначальная стоимость станка составит:

– в бухгалтерском учете – 1 060 000 руб. (1 180 000 – 180 000 + + 60 000);

– в налоговом учете – 1 000 000 руб. (1 180 000 – 180 000).

Ситуация 2

Цель получения кредита, указанная в кредитном договоре, – пополнение оборотных средств.

Первоначальная стоимость станка и в налоговом, и в бухгалтерском учете составит 1 000 000 руб. (1 180 000 – 180 000). Проценты по кредиту будут отражены в составе расходов фирмы.

Бератор «Налоговый учет и отчетность» (том V, стр. III/01/08).

«Опошленный» товар

По правилам бухучета таможенные пошлины, которые были заплачены при ввозе товаров или материалов в Россию, увеличивают их стоимость. В налоговом учете суммы налогов и сборов включают в прочие расходы (ст. 264 НК). Таможенные пошлины как раз относят к федеральным налогам. Поэтому на первоначальную стоимость ценностей они как бы не влияют. В итоге многие бухгалтеры отражают их так: в бухучете включают в стоимость ценностей, в налоговом учете списывают в расход. Таким образом, появляется разница на сумму пошлины. И по импортным ценностям приходится вести дополнительные регистры налогового учета.

Но работу можно упростить, если заглянуть в бератор «Налоговый учет и отчетность» (том V). Вот что там сказано.

При формировании первоначальной стоимости товаров или материалов можно руководствоваться не только статьей 264, но и статьей 254 Налогового кодекса. Цитата из этой статьи: «стоимость товарно-материальных ценностей определяется исходя из цен их приобретения, включая... ввозные таможенные пошлины и сборы». Следовательно, вы сами можете решить, включать пошлину в стоимость ценностей или нет. В первом случае вам не придется вести регистры налогового учета. Во втором – на сумму пошлин вы сразу сможете уменьшить облагаемую прибыль. Как поступить – решать вам.

Суммовые разницы превращаются...

Поставщики могут устанавливать цены на свою продукцию в условных единицах (как правило, в долларах). Законом это не запрещено, однако цены, установленные в условных единицах, нужно пересчитывать в рубли.

Если с даты оприходования, например, основного средства до даты его оплаты курс доллара вырос, после такого пересчета ваша рублевая задолженность перед поставщиком увеличится.

Сумму, которую придется доплатить, называют отрицательной суммовой разницей. По правилам бухгалтерского учета отрицательные суммовые разницы, связанные с покупкой имущества, увеличивают его первоначальную стоимость. В налоговом учете отрицательные суммовые разницы учитывают как внереализационные расходы. В результате одно и то же имущество отражают в бухгалтерском и налоговом учете по разной стоимости. А раз так, по нему придется заполнять отдельные налоговые регистры.

Но современный бухгалтер с легкостью упростит себе работу в этой ситуации, воспользовавшись бератором «Налоговый учет и отчетность». В нем сказано, что вы можете так сформулировать условия договора, чтобы суммовая разница квалифицировалась как штрафные санкции (пени) за несвоевременную оплату основного средства. В бухгалтерском и налоговом учете заплаченные пени учитывают одинаково (как внереализационный расход).

Для этого, во-первых, установите стоимость основного средства в рублях. Во-вторых, запишите в договоре, что за несвоевременную оплату покупатель должен заплатить пени, которые рассчитывают по формуле:

(Курс доллара на дату оплаты – Курс доллара на дату отгрузки) x (Стоимость основного средства в рублях : Курс доллара на дату отгрузки) = Сумма пеней.

В результате вы заплатите поставщику такую же сумму в рублях, как если бы стоимость основного средства была установлена в валюте. Однако сумма доплаты уже не будет квалифицирована как суммовая разница.

Преимущества этого варианта в том, что вы, во-первых, сэкономите на налоге на имущество, а во-вторых, дополнительных налоговых регистров по учету основных средств не потребуется.

На цифрах

ООО «Пассив» покупает станок за 1000 долл. США (без НДС). Курс доллара на дату оприходования станка – 30 руб./USD, на дату оплаты – 33 руб./USD.

Ситуация 1

По договору цена станка установлена в долларах. Тогда фирма перечислит поставщику 33 000 руб., в том числе:

– 30 000 руб. (30 руб./USD x 1000 USD) – цена станка;

– 3000 руб. ((33 руб./USD – 30 руб./ USD) x 1000 USD) – суммовая разница.

Первоначальная стоимость станка составит:

– в налоговом учете – 30 000 руб.;

– в бухгалтерском учете – 33 000 руб.

Ситуация 2

По договору цена станка установлена в рублях и составляет 30 000 руб. (без НДС). Фирма перечислит поставщику 33 000 руб., в том числе:

– 30 000 руб. – цена станка;

– 3000 руб. ((33 руб./USD – 30 руб./ USD) x (30 000 руб. : 30 руб./USD)) – пени.

Первоначальная стоимость станка и в бухгалтерском, и в налоговом учете составит 30 000 руб.

Бератор «Налоговый учет и отчетность» (том V, стр. III/01/10).

Сергей ВОРОНИН, эксперт серии бераторов «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Материал предоставлен журналом «Расчет», №1 2005 г.

Начать дискуссию