Учет в строительстве

Строить придется с учетом новых требований

Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» предусмотрена реализация мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов, в том числе и в строительстве. Как это отразится на работе строительных компаний, расскажем в нашей статье.
В целях экономии электроэнергии

Программа по энергосбережению касается всех отраслей экономики - производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Напрямую она затрагивает и деятельность строителей, регламентируя ее новыми дополнительными правилами.

Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов. Для этого при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта организации должны выбирать оптимальные технологические, конструктивные и инженерно-технические решения.

 

Требования по энергосбережению

Обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений будет производиться по правилам, установленным Правительством РФ (ст. 11 закона № 261-ФЗ*).

* Начало действия документа (за исключением отдельных положений) - 27 ноября 2009 года.

Основные требования должны включать в себя:
- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
- требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
- требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым устройствам и технологиям;
- требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, так и в процессе их эксплуатации;
- требования, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение таких требований (застройщика, собственника здания, строения, сооружения), а также сроки, в течение которых выполнение таких требований должно быть обеспечено.

Отметим, что на текущий момент эти правила пока не установлены.

Обратите внимание: застройщик обязан не только выполнять указанные требования, но и осуществлять внутренний контроль в целях подтверждения соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Кроме того, аналогичная обязанность по проверке возложена также и на уполномоченный орган государственного строительного надзора.

Строительным компаниям следует учитывать, что ввод в эксплуатацию объектов, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих указанным требованиям, допускаться не будет.

Срок, в течение которого выполнение обязательных требований должно быть обеспечено застройщиком, должен составлять не менее пяти лет с момента ввода объекта в эксплуатацию. При выявлении несоответствия (в пределах указанного срока) собственник здания, строения или сооружения (собственники помещений в многоквартирном доме) вправе требовать от застройщика по своему выбору либо безвозмездного устранения несоответствия в разумный срок, либо возмещения произведенных на его устранение расходов.

Статьей 12 закона № 261-ФЗ предусмотрено, что застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Этот показатель определяется органом госнадзора и указывается в заключении о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности.
 

ПОРЯДОК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НЕ НА ВСЕХ

Исключение из правил энергосбережения сделаны для:
- культовых зданий, строений, сооружений;
- зданий, строений, сооружений, которые в соответствии с законодательством РФ отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);
- временных построек, срок службы которых составляет менее чем два года;
- объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих и предназначенных для проживания одной семьи жилых домов с количеством этажей не более чем три), дачных домов, садовых домов;
- строений, сооружений вспомогательного использования;
- отдельно стоящих зданий, строений, сооружений, общая площадь которых составляет менее чем 50 квадратных метров;
- иных определенных Правительством РФ зданий, строений, сооружений (п. 5 ст. 11 закона № 261-ФЗ).

Установка приборов учета обязательна

Закон устанавливает для всех организаций общие требования по учету энергии. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных, определенных при помощи приборов учета (ст. 13 закона № 261-ФЗ). Без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов, расчеты могут осуществляться по договорам (поставки, купли-продажи энергетических ресурсов), включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта).

Собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года (вступления закона в силу), обязаны завершить их оснащение приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой и электрической энергии до 1 января 2011 года.

Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства и реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии (а при капремонте - при наличии возможности установки таких приборов).

Собственники приборов учета обязаны обеспечить их сохранность, надлежащую эксплуатацию и своевременную замену. При этом действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять только лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ.

 

Изменения в законодательных актах

Законом об энергосбережении внесены поправки в целый ряд законов, в том числе в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», а также Налоговый, Градостроительный кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др. Рассмотрим наиболее важные нововведения подробнее.

 

ЗАКОН О БУХУЧЕТЕ

Так, теперь пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна помимо прочей информации содержать сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ст. 32 закона № 261-ФЗ). Кроме того, согласно пункту 5 статьи 22 закона № 261-ФЗ, в нее нужно включить данные о совокупных затратах на оплату использованных строительной компанией в течение календарного года энергетических ресурсах.

 

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

В статью 67 главного налогового документа внесены дополнения, касающиеся предоставления инвестиционного налогового кредита. Он может быть предоставлен организациям в случае проведения ими технического перевооружения собственного производства, направленного, например, на повышение энергетической эффективности выполнения работ. Или при осуществлении инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов и иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ. При этом инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей.

Изменения внесены и в пункт 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ. В нем установлено, что налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (не выше 2) в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности.

 

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Утратила силу статья 9.12*, предусматривавшая ответственность за непроизводительное расходование энергетических ресурсов. Но исполнение закона об энергосбережении теперь будет обеспечивать новая статья - 9.16.

* Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования закона № 261-ФЗ.

Основные нарушения, касающиеся организаций, и установленные за них наказания приведены в таблице.

Административная ответственность за нарушения в области энергосбережения

 

Вид правонарушенияСтатья КоАП РФОтветственность, возлагаемая
на должностное лицона организацию
Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсовП. 3 ст. 9.16Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.Штраф в размере от 500 000 до 600 000 руб.
Несоблюдение требования о предоставлении собственникам (в том числе жилых домов, помещений в многоквартирных домах) предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (если такое требование является обязательным)П. 6 ст. 9.16Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.Штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.
Неоснащение собственниками зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации приборами учета используемых энергетических ресурсовП. 7 ст. 9.16Штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб.Штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Кроме того, в пункт 1 статьи 23.56 Кодекса РФ об административных правонарушениях добавлено указание о том, что органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.16.

 

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ

Новый раздел. Теперь в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается раздел с перечнем мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов (п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

В течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство застройщик должен безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления), выдавший разрешение на строительство, один экземпляр копии вышеуказанного раздела проектной документации. Такой порядок установлен в пункте 18 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

Невыполнение застройщиком данных требований может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение может быть выдано только после передачи экземпляра копии указанного раздела проектной документации.

Дополнительный контроль. Предметом государственного строительного надзора будет являться также проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (подп. 1 п. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нужно прилагать:
- документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- заключение органа госстройнадзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии объекта, в том числе указанным выше требованиям (подп. 6, 9 п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Данные документы должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей.

При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности дома.

Приведенные требования не распространяются на проектную документацию, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до 27 ноября 2009 года, и на отношения, связанные со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов в соответствии с указанной проектной документацией.

Дополнительно отметим, что требования закона об энергосбережении не применяются к зданиям, строениям, сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

 

ЗАКОН О ГОСЗАКАЗАХ

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ* «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» дополнен новой главой 7.1, регулирующей размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд. В том числе по оказанию услуг подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).

* Изменения внесены статьей 44 закона № 261-ФЗ.

 

КАК ПРОВОДИТСЯ ПРОВЕРКА?

Получив заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней проведет проверку наличия и правильности оформления данных документов, осмотр объекта капитального строительства и выдаст заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или откажет в его выдаче с указанием причин отказа.

В ходе осмотра объекта будет осуществлена проверка его соответствия в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

За исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №4, апрель 2010 г.

Начать дискуссию