Программа по энергосбережению касается всех отраслей экономики - производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Напрямую она затрагивает и деятельность строителей, регламентируя ее новыми дополнительными правилами.
Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов. Для этого при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта организации должны выбирать оптимальные технологические, конструктивные и инженерно-технические решения.
Обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений будет производиться по правилам, установленным Правительством РФ (ст. 11 закона № 261-ФЗ*).
* Начало действия документа (за исключением отдельных положений) - 27 ноября 2009 года.
Основные требования должны включать в себя:
- показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;
- требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
- требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, к используемым устройствам и технологиям;
- требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, так и в процессе их эксплуатации;
- требования, которым здание, строение, сооружение должны соответствовать при вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации, с указанием лиц, обеспечивающих выполнение таких требований (застройщика, собственника здания, строения, сооружения), а также сроки, в течение которых выполнение таких требований должно быть обеспечено.
Отметим, что на текущий момент эти правила пока не установлены.
Обратите внимание: застройщик обязан не только выполнять указанные требования, но и осуществлять внутренний контроль в целях подтверждения соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Кроме того, аналогичная обязанность по проверке возложена также и на уполномоченный орган государственного строительного надзора.
Строительным компаниям следует учитывать, что ввод в эксплуатацию объектов, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих указанным требованиям, допускаться не будет.
Срок, в течение которого выполнение обязательных требований должно быть обеспечено застройщиком, должен составлять не менее пяти лет с момента ввода объекта в эксплуатацию. При выявлении несоответствия (в пределах указанного срока) собственник здания, строения или сооружения (собственники помещений в многоквартирном доме) вправе требовать от застройщика по своему выбору либо безвозмездного устранения несоответствия в разумный срок, либо возмещения произведенных на его устранение расходов.
Статьей 12 закона № 261-ФЗ предусмотрено, что застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Этот показатель определяется органом госнадзора и указывается в заключении о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности.
ПОРЯДОК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НЕ НА ВСЕХ
Исключение из правил энергосбережения сделаны для:
- культовых зданий, строений, сооружений;
- зданий, строений, сооружений, которые в соответствии с законодательством РФ отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);
- временных построек, срок службы которых составляет менее чем два года;
- объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих и предназначенных для проживания одной семьи жилых домов с количеством этажей не более чем три), дачных домов, садовых домов;
- строений, сооружений вспомогательного использования;
- отдельно стоящих зданий, строений, сооружений, общая площадь которых составляет менее чем 50 квадратных метров;
- иных определенных Правительством РФ зданий, строений, сооружений (п. 5 ст. 11 закона № 261-ФЗ).
Закон устанавливает для всех организаций общие требования по учету энергии. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных, определенных при помощи приборов учета (ст. 13 закона № 261-ФЗ). Без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов, расчеты могут осуществляться по договорам (поставки, купли-продажи энергетических ресурсов), включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта).
Собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года (вступления закона в силу), обязаны завершить их оснащение приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой и электрической энергии до 1 января 2011 года.
Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства и реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии (а при капремонте - при наличии возможности установки таких приборов).
Собственники приборов учета обязаны обеспечить их сохранность, надлежащую эксплуатацию и своевременную замену. При этом действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять только лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ.
Законом об энергосбережении внесены поправки в целый ряд законов, в том числе в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», а также Налоговый, Градостроительный кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др. Рассмотрим наиболее важные нововведения подробнее.
Так, теперь пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна помимо прочей информации содержать сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ст. 32 закона № 261-ФЗ). Кроме того, согласно пункту 5 статьи 22 закона № 261-ФЗ, в нее нужно включить данные о совокупных затратах на оплату использованных строительной компанией в течение календарного года энергетических ресурсах.
В статью 67 главного налогового документа внесены дополнения, касающиеся предоставления инвестиционного налогового кредита. Он может быть предоставлен организациям в случае проведения ими технического перевооружения собственного производства, направленного, например, на повышение энергетической эффективности выполнения работ. Или при осуществлении инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов и иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ. При этом инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей.
Изменения внесены и в пункт 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ. В нем установлено, что налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (не выше 2) в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности.
Утратила силу статья 9.12*, предусматривавшая ответственность за непроизводительное расходование энергетических ресурсов. Но исполнение закона об энергосбережении теперь будет обеспечивать новая статья - 9.16.
Основные нарушения, касающиеся организаций, и установленные за них наказания приведены в таблице.
Административная ответственность за нарушения в области энергосбережения
Вид правонарушения | Статья КоАП РФ | Ответственность, возлагаемая | |
на должностное лицо | на организацию | ||
Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов | П. 3 ст. 9.16 | Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. | Штраф в размере от 500 000 до 600 000 руб. |
Несоблюдение требования о предоставлении собственникам (в том числе жилых домов, помещений в многоквартирных домах) предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (если такое требование является обязательным) | П. 6 ст. 9.16 | Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. | Штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб. |
Неоснащение собственниками зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации приборами учета используемых энергетических ресурсов | П. 7 ст. 9.16 | Штраф в размере от 10 000 до 15 000 руб. | Штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб. |
Кроме того, в пункт 1 статьи 23.56 Кодекса РФ об административных правонарушениях добавлено указание о том, что органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.16.
Новый раздел. Теперь в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается раздел с перечнем мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов (п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
В течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство застройщик должен безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти (орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления), выдавший разрешение на строительство, один экземпляр копии вышеуказанного раздела проектной документации. Такой порядок установлен в пункте 18 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Невыполнение застройщиком данных требований может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение может быть выдано только после передачи экземпляра копии указанного раздела проектной документации.
Дополнительный контроль. Предметом государственного строительного надзора будет являться также проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (подп. 1 п. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нужно прилагать:
- документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- заключение органа госстройнадзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии объекта, в том числе указанным выше требованиям (подп. 6, 9 п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Данные документы должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей.
При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности дома.
Приведенные требования не распространяются на проектную документацию, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до 27 ноября 2009 года, и на отношения, связанные со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов в соответствии с указанной проектной документацией.
Дополнительно отметим, что требования закона об энергосбережении не применяются к зданиям, строениям, сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ* «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» дополнен новой главой 7.1, регулирующей размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд. В том числе по оказанию услуг подключения (присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам).
КАК ПРОВОДИТСЯ ПРОВЕРКА?
Получив заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней проведет проверку наличия и правильности оформления данных документов, осмотр объекта капитального строительства и выдаст заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или откажет в его выдаче с указанием причин отказа.
В ходе осмотра объекта будет осуществлена проверка его соответствия в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
За исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства.
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №4, апрель 2010 г.
Начать дискуссию