Учет займов и кредитов

Автотранспорт в лизинг для предприятий

Такое понятие как «лизинг» в последние годы постоянно на слуху – этот термин регулярно встречается на страницах деловой прессы, звучит с экранов телевизоров, он неизвестен разве что младенцу.

Такое понятие как «лизинг» в последние годы постоянно на слуху – этот термин регулярно встречается на страницах деловой прессы, звучит с экранов телевизоров, он неизвестен разве что младенцу.

И это вполне понятно: договор финансовой аренды (лизинга) является крайне удобной сделкой, которая успешно объединяет в себе черты кредита, инвестирования и аренды с выгодными условиями. Лизинговые правоотношения в нашей стране регулируются с помощью Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», а также Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).  

Суть лизинга сводится к получению производственной или торговой компанией какого-либо оборудования на время во владение и пользование, тогда как право собственности на него принадлежит другому лицу. В этом случае право собственности будет ограниченно, так как лизинговой компании остается лишь одно из трех правомочий собственника – право распоряжаться имуществом, но такой собственник может при определенных условиях изъять вещь из владения и пользования не собственника-лизингополучателя. 

Права же лизингополучателя ограничены необходимостью использовать взятое в лизинг оборудование или транспорт лишь в предпринимательских целях. С появлением лизинга перед бизнесом, все равно малым, средним или большим, открылись новые перспективы, ведь теперь необязательно затрачивать колоссальные средства на приобретения дорогостоящих средств производства, оборудование или автотранспорт - достаточно взять его в своеобразную аренду, заключив договор лизинга.

Получить по договору лизинга можно лишь непотребляемые вещи с долгим сроком службы, как-то: недвижимость, транспорт, станки, имущественные комплексы и т.п. Нельзя взять в лизинг землю, а также вещи, запрещенные к обороту на территории России – в частности оружие, космические объекты, или ограниченные в торговом обороте. Давайте подробнее рассмотрим, кто является сторонами данного договора, какими правами и обязанностями по отношению друг к другу они обладают.
Договор лизинга является двухсторонним, но он тесно связан с другим договором – купли-продажи имущества, передаваемого в лизинг, а потому в нем задействованы три субъекта:

  • Лизингополучатель (он же Клиент).

В этом качестве может выступать юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (ИП) или физическое лицо, которое испытывает потребность в конкретном дорогостоящем оборудовании или средствах производства и желает его приобрести с помощью лизинговой компании, чтобы использовать в предпринимательских целях.

  • Лизингодатель.

Им также может быть юридическое лицо, ИП или гражданин, который за свой счет покупает требуемое Клиенту оборудование, получает его в собственность, а затем передает в пользование Лизингополучателю на определенный срок в обмен на ежемесячные выплаты определенной суммы. Возможен вариант с последующим переходом права собственности на вещь к Лизингополучателю.

  • Продавец.

Стороннее юридическое лицо, которое продает Лизингодателю необходимое Клиенту имущество по договору купли-продажи. Причем возможно оговорить в договоре лизинга, что Продавца как и имущество, подлежащее передаче в лизинг, выбирает Лизингодатель, но по общему правилу право выбора за Лизингополучателем.

Предприятию имеет смысл  прибегнуть к помощи лизинговой компании в следующих ситуациях:

  • если у компании недостаточно собственных денежных средств для приобретения нужного для нужд производства оборудования или транспортных средств;
  • если фирме недостает заемных средств или нет возможности их получить для достижения той же цели;
  • если компании необходимо срочно обновить автопарк или заменить сложное оборудование с высокой степенью износа;
  • если владельцу компании  не нужны на балансе дорогостоящие активы;
  • если есть желание сократить базу, подлежащую налогообложению;

Преимущества лизинга бесспорны и несомненны, вот лишь некоторые из них:

  • Договор финансовой аренды проще заключить, чем кредитный договор – нет такого количества требований и оговорок, не нужно поручительство третьих лиц, потребуется заполнить и подготовить меньше бумаг;
  • Оборотные средства предприятия сохраняются в неприкосновенности. Нет необходимости производить разовые крупные траты, нужно лишь внести аванс, сумма которого может быть весьма незначительна (от 0 до 30% от стоимости имущества), а остаток стоимости объекта лизинга выплачивается постепенно и платежи растянуты во времени. Договор лизинга практически целиком финансируется Лизингодателем;
  • Лизингополучатель обретает множество налоговых выгод: допускается по обоюдному согласию сторон договора лизинга ускоренная амортизация имущества (с коэффициентом не более 3), которая дает возможность уменьшить налог на имущество и прибыль. Кроме того, лизинговые платежи учитываются на себестоимости, а налогооблагаемая база уменьшается, что положительно сказывается на размере налога на прибыль (можно сэкономить 10-20% от стоимости имущества). Также в целом сокращаются расходы на бухгалтерскую деятельность;
  • Лизинговые компании предоставляют своим клиентам ряд сопутствующих услуг. Среди них могут быть регистрационные действия в отношении такого объекта лизинга как недвижимость или автотранспорт, подготовка и подписание всех документов, составление гибкого графика платежей с учетом особенностей производства компании-клиента.

Тем не менее, не все так однозначно и следует знать, что есть ситуации, когда необходимо сделать свой выбор в пользу кредита и предпочесть его лизингу. О каких ситуациях идет речь? Вот примерный перечень подобных случаев:

  • финансовые показатели хозяйственной деятельности компании являются отрицательными цифрами, в такой ситуации лизинг может лишь еще больше подорвать финансовое благополучие фирмы;
  • если предприятие желает приобрести оборудование или транспортное средство стоимостью менее 10 000 рублей;
  • когда имущество, необходимое компании лизинговая компания посчитает неликвидным;
  • если процентная политика банка и график выплат по кредиту выгоднее предприятию, чем условия договора лизинга;

Так что не стоит слепо следовать общей практике или советам, а нужно объективно оценить ситуацию, сложившуюся именно на Вашем предприятии и решить, что будет лучше для компании в данный конкретный момент времени – лизинг или кредит.

Существует две формы лизинга, а подразделяется он на основании признака резидентности:

  • внешний, он же международный – это когда одна из сторон сделки является резидентом другого государства;
  • внутренний – когда все участники сделки являются резидентами Российской Федерации.

Что касается видов лизинга, то можно выделить несколько классификаций в зависимости от разных критериев:

  • По принадлежности объекта лизинга.
  • с переходом права собственности на предмет лизинга;
  • без перехода оного;
  • По сфере применения:
  • лизинг автотранспорта (легкового и грузового);
  • лизинг сельскохозяйственной техники и племенного скота;
  • лизинг промышленного оборудования;
  • лизинг недвижимости;
  • лизинг железнодорожного и авиатранспорта, а также морских и речных судов;

Что касается лизинга автотранспорта, то в России до недавнего времени он пользовался наибольшим спросом среди предприятий малого, среднего и даже большого бизнеса. Такое положение дел сохранялось вплоть до конца 2008 года, затем ситуация изменилась.

Что же послужило причиной как для первоначально возникшего первенства, так и для дальнейшей потери ведущих позиций? Давайте обратимся к цифрам, собранным Российской ассоциацией лизинговых компаний, куда входят около сотни участников.

Итак, до начала 2009 года лизинг автотранспорта был самым востребованным и широко распространенным видом лизинга в России и это легко объяснить. Дело в том, что транспорт является неотъемлемой частью деятельности любой компании, а тем более производственного предприятия.

Автотранспорт быстро приходит в относительную негодность, изнашивается, теряет товарный вид,  особенно при частом использовании и нет смысла каждый раз приобретать в собственность новый автомобиль, так как его стоимость уже за первый год эксплуатации сокращается примерно на треть. Гораздо выгоднее приобрести тот же автомобиль в лизинг, платить за него арендные платежи, а возможно и приобрести в итоге по остаточной стоимости, которая через пару лет будет относительно невелика.

Как гласят данные статистических исследований, большинство предприятий обновляют свой автопарк каждые 3-4 года, предпочитая использовать новые машины, из них более 50% в течение пары лет выкупает автомобили в собственность. Лизинговым компаниям данный вид финансовой аренды также крайне выгоден, так как автотранспорт имеет высокую ликвидность.

Редкая лизинговая фирма не имеет отдела, занимающегося автомобилями. В большинстве случаев лизинг автотранспорта является ведущим направлением деятельности таких фирм.

Общемировой финансовый кризис в немалой степени повлиял и на лизинговые правоотношения в нашей стране, приведя к спаду развития и даже к некоторым финансовым потерям. Основной причиной неблагоприятных данных этого рыночного сегмента является сам кризис и его последствия, среди которых:

  • недостаток финансирования бизнеса, нехватка собственных средств для развития и поддержания деятельности лизинговых компаний. Банки одно время почти перестали кредитовать предпринимателей, а затем сильно повысили процентные ставки.
  • клиенты лизинговых компаний также испытали серьезные финансовые затруднения и возникли задолженности по выплате платежей за переданное в финансовую аренду имущество или просрочки оплаты;

В итоге, лизинговые компании свели свою деятельность к минимуму, а некоторые даже временно ее приостановили, что не могло не сказаться на общих показателях отрасли в целом. Новые сделки совершались лишь с надежными, проверенными временем клиентами. Пошли массовые сокращения персонала (порядка 15%) и структурных подразделений (около 10%).

Но уже к концу прошлого года тенденции изменились: начался неспешный, но уверенный рост числа новых сделок (16% за 3 квартал 2009 года), а также серьезно увеличилась доля одобренных заявок – эта цифра достигла почти 30%. Такие данные позволяют утверждать, что кризис остался позади, и можно ожидать в текущем году роста рынка и  улучшения основных показателей.

За время кризиса строение рынка изменилось, и вперед вырвались те секторы, в которых сильно влияние лизинговых компаний, работающих с поддержкой государства. В первую очередь это касается сектора сельскохозяйственного оборудования и крупного рогатого скота. Именно он по итогам 2009 года вышел на ведущие позиции и взял на себя около 30% общего объема лизинговых сделок, заключенных в России за прошлый год. Такие изменения были вызваны во многом активной деятельностью ОАО «Розагролизинг», спонсируемой государством. Сегмент автотранспорта отошел на вторую позицию, которую делит с промышленным оборудованием, на долю каждого из них пришлось порядка 22-23% общего рынка лизинга.

Сильно сдал сегмент железнодорожного транспорта, авиатранспорта и морских судов (12%). Но это общие цифры по всему рынку лизинга, а как обстояли дела у авто-лизинга за последние годы? Стоит отметить, что по количеству заключенных сделок, сфера лизинга автотранспорта по-прежнему лидирует – на ее долю приходится более 80% общего количества лизинговых сделок в стране. Новые лизинговые компании, только открывшиеся в прошедшем году, испытывают нелегкие времена - доля их участия резко упала - примерно на 70% по сравнению с 2008 годом, также уменьшилось число подписанных договоров (на 65%).

Тем не менее, уже в 3 квартале 2009 года наметился определенный сдвиг и появились положительные моменты – за последний квартал года объем авто-бизнеса вырос на 25%, а количество заключенных сделок – на 20%.
Сейчас преимущественно заключаются сделки в отношении грузового транспорта, а наибольший успех снискали такие виды, как лизинг автомобилей специального назначения, а также прицепов всех форм.

Главные отличительные особенности договора лизинга автотранспорта, выделяющие его среди других видов финансовой аренды:

  • необходимость проведения государственной регистрации такого вида сделок;
  • в большинстве случаев срок амортизации  равен сроку действия договора лизинга;
  • особые условия страхования;

Как показывает практика, в отношении автотранспорта большая часть предприятий предпочитает заключать договоры лизинга, которые предусматривают дальнейшую передачу машины в собственность Клиента по остаточной стоимости, без оплаты выкупного платежа. Это один из главных аргументов, который заставляет производственные и торговые фирмы вступать в подобные отношения.

Также важной особенностью является необходимость застраховать объект лизинга особым образом, с учетом того, что  он является автотранспортным средством. По условиям договора лизинга затраты на страхование от угона, полного уничтожения автомобиля или КАСКО ложатся либо на Лизингодателя, либо на Лизингополучателя. Изюминка в том, что лизинговая компания является собственником используемого Клиентом имущества, поэтому она осуществляет тотальный контроль за проведением страхования – отслеживает его своевременность и проверяет существенные условия. А вот гражданскую ответственность должен страховать именно Лизингополучатель в отношении своего водителя (водителей).

Что касается государственной регистрации – в целом любые сделки, подлежащие удостоверению государственной властью, подвергаются более тщательным проверкам и к ним обычно предъявляются повышенные требования. Также обстоит дело и с договором финансовой аренды автотранспорта. В России действуют «Правила регистрации автомобильных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ", где говорится, что автомобиль может быть зарегистрирован на имя Лизингодателя или же на Лизингополучателя. От того, кто будет указан в регистрационных документах, зависит с кого будет взыскан транспортный налог на средство передвижения.

В целом можно отметить, что как клиенты, так и сами лизинговые компании с уважением относятся к договорам лизинга в отношении автотранспорта, так как этот объект является крайне ликвидным товаром. Лизингополучателю проще и выгоднее завести собственный автопарк, нежели арендовать автомобили у сторонних компаний. Также владельцы предприятий осознают, что выгоднее вносить лизинговые платежи, а не брать кредит в банке на приобретение машин – не надо собирать огромный пакет документов, не требуется залог, смена обслуживающего банка и т.п. В отношении грузового транспорта есть бонус – коэффициент ускорения его амортизации выше, чем у легковых машин и это дает льготы по налогу на имущество.

Что потребуется от предприятия для того чтобы заключить договор лизинга автотранспорта с лизинговой компанией? Необходимо предпринять ряд шагов:

  • выбрать надежного партнера – фирму, которая давно работает на рынке лизинговых услуг, владеет ситуацией и обладает достаточным опытом и познаниями в этой сфере;
  • провести устную консультации с сотрудниками лизинговой компании, чтобы узнать какие документы и информацию потребуется предоставить;
  • подготовить полный комплект бумаг (обязательно потребуется последний баланс Клиента) и передать их Лизингодателю на изучение и для принятия решения;
  • в случае принятия положительного решения, Лизингополучателю нужно выбрать транспортные средства, которые он желает получить по договору лизинга, возможен выбор и Продавца;
  • подписание договора лизинга, оплата услуг Лизингодателя и получение автотранспорта в лизинг;

Какие требования обычно предъявляют лизинговые компании к своим клиентам:

  • Лизингополучатель должен иметь определенный стаж финансово-хозяйственной деятельности (от 1 года и больше);
  • У Лизингополучателя должен быть собственный капитал (положительное значение), его бизнес должен быть рентабелен или Лизингодатель может потребовать поручительства солидных фирм;

Таким образом, можно видеть, что рынок лизинга автотранспортных средств успешно преодолел временные трудности и продолжает развиваться ускоренными темпами. Такой финансовый инструмент, как лизинг автомобилей, приносит пользу множеству предприятий и торговых компаний именно поэтому он пользуется заслуженной популярностью.

Выгоды и достоинства налицо, осталось только принять решение – нужно ли Вам использовать в своей предпринимательской деятельности данный вид лизинга. И по здравому размышлению, ответ скорее всего будет положительным!

Начать дискуссию

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Госзакупки

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс