Налоги, взносы, пошлины

Основные изменения налогового законодательства в 2010 году

Частое внесение поправок в НК РФ заставляет бухгалтера «держать руку на пульсе»: очень важно не пропустить изменения, чтобы правильно рассчитать и уплатить налоги в бюджет, поскольку ошибки в расчете и уплате налогов приводят к начислению штрафов и пеней.

Частое внесение поправок в НК РФ заставляет бухгалтера «держать руку на пульсе»: очень важно не пропустить изменения, чтобы правильно рассчитать и уплатить налоги в бюджет, поскольку ошибки в расчете и уплате налогов приводят к начислению штрафов и пеней.

В 2010 году Налоговый кодекс в очередной раз предстал перед налогоплательщиками в обновленном виде. О том, какие основные изменения произошли во второй части этого нормативного акта, читайте в статье.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Операции, не подлежащие налогообложению. В результате дополнения п. 2 ст. 146 НК РФ расширен перечень операций, не признаваемых объектом обложения НДС.

Так, с 1 января 2010 года не подлежит обложению НДС оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Напомним, прежде правило о том, что передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности не облагается НДС, вытекало из анализа ст. 146 и п. 3 ст. 39 НК РФ. Сейчас это прямо указано в п. 2 ст. 146 НК РФ.

Изложен в новой редакции п. 4 ст. 150 НК РФ, в результате чего с 01.01.2010 не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ культурных ценностей:
– приобретенных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
–  полученных в дар государственными и муниципальными архивами, а также передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ.

Напомним, что прежде освобождались от обложения НДС только художественные ценности, передаваемые в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия.

Счета-фактуры.

Существенность ошибок, допущенных при оформлении счетов-фактур, является причиной многочисленных споров между фискальными органами и налогоплательщиками. При проведении проверок любая мелкая неточность в оформлении давала налоговикам повод для отказа в вычете НДС. Теперь п. 2 ст. 169 НК РФ, из которого следовало, что счета-фактуры, составленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия сумм НДС к вычету, звучит по новому.

Согласно внесен-ным в него изменениям не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать:
– продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав (наименование продавца и покупателя, их ИНН и адрес местонахождения);
– наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

Таким образом, с 2010 года не являются основанием для отказа налогоплательщику в возврате сумм НДС ошибки (неточности) указания в счете-фактуре порядкового номера, даты выписки счета-фактуры, наименования и адреса грузополучателя и грузоотправителя, номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), страны происхождения товара. Главное, чтобы показатели, поименованные в п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ, были указаны налогоплательщиком в счете-фактуре.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Доходы, не подлежащие налогообложению. В новой редакции НК РФ, действующей с 1 января 2010 года, дополнен перечень доходов физических лиц, не подлежащих обложению НДФЛ. Теперь к таким до-ходам, помимо ранее поименованных в ст. 217 НК РФ, относятся:
–  социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ (п. 2 ст. 217 НК РФ);
–  оплата стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях (п. 3 ст. 217 НК РФ).

С 2010 года введена дополнительная льгота для получателей материальной помощи. Прежняя редакция п. 8 ст. 217 НК РФ устанавливала, что выплаты, производимые работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, освобождаются от обложения НДФЛ. В новой редакции этого пункта речь идет о единовременных выплатах, производимых работодателями:
– членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию;
– работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Также с 2010 года не подлежат обложению НДФЛ выплаты, производимые работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка в течение первого года после его рождения (усыновления, удочерения) в размере, не превышающем 50 тыс. руб. на каждого ребенка. Напомним, что прежняя редакция ст. 217 НК РФ содержала стоимостный ограничитель выплаты, не подлежащей обложению НДФЛ (50 тыс. руб.), но не уточняла, что данные выплаты подлежат освобождению от налогообложения, если произведены в течение первого года после наступления основания для их осуществления.

Заметим, что здесь речь идет о денежных средствах, выдаваемых работнику в соответствии с нормами коллективного договора или локального акта, начисленных и уплачиваемых за счет средств, полученных учреждением от осуществления приносящей доход деятельности. Ранее разъяснения по этому вопросу приводились в письмах Минфина, например в Письме от 20.10.2009 № 03 04 05 01 / 748. Аналогичные выплаты, производимые работнику за счет средств ФСС, освобождаются от обложения НДФЛ согласно п. 1 ст. 217 НК РФ.

С 2010 года не подлежат обложению НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики или земельные участки и доли в указанном имуществе, при условии нахождения их в собственности налогоплательщика в течение трех и более лет, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более (п. 17.1 ст. 217 НК РФ).

Напомним, что ранее при продаже жилья, дач, садовых домиков или земельных участков (долей в указанном имуществе), иного имущества (кроме ценных бумаг и имущества, используемого в предпринимательской деятельности), находившихся в собственности три года и более, физлица – налоговые резиденты РФ были вправе воспользоваться имущественным вычетом, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, в сумме полученных доходов.

Теперь указанные доходы включены в перечень не облагаемых НДФЛ (соответствующие изменения внесены в п. 17.1 ст. 217 и пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Следовательно, в данном случае у налогоплательщиков не возникает необходимости представлять в налоговый орган декларацию по НДФЛ. Заметим, что эти изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2009 (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 № 368 ФЗ).

Не подлежат налогообложению начиная с 2010 года также суммы пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица (новая редакция п. 48 ст. 217 НК РФ).

Социальные налоговые вычеты.

В применении этого вида вычетов произошли следующие изменения. С 2010 года для получения социального вычета по договорам негосударственного пенсионного обеспечения или договорам негосударственного пенсионного страхования налогоплательщик вправе обратиться к своему работодателю (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Изменения также коснулись определения максимальной величины социального налогового вычета. В результате внесения изменения в абз. 2 п. 2 ст. 219 НК РФ при обращении налогоплательщика к налоговому агенту за получением социального вычета с агентом согласовываются виды расходов, учитываемые в пределах максимальной величины социального налогового вычета, и их суммы.

С 2010 года для получения социальных вычетов по НДФЛ налогоплательщик при подаче в инспекцию декларации по окончании налогового периода не обязан прилагать к ней отдельное письменное заявление (п. 4 ст. 218, п. 2 ст. 219, п. 2 ст. 220, п. 3 ст. 221 НК РФ).

Имущественные налоговые вычеты. С 1 января 2010 года при покупке земельного участка (или его доли), предназначенного для индивидуального строительства, или участка вместе с домом на-логоплательщик при наличии соответствующих подтверждающих до-кументов вправе воспользоваться имущественным вычетом (абз. 5 и 23 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Увеличен и предельный размер имущественного вычета с сумм, полученных от продажи имущества (заисключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики или земельные участки и доли в указанном имуществе), находившегося в собственности налогоплательщика не менее трех лет, со 125 000 до 250 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Изложен в новой редакции абз. 15 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, уточнивший перечень фактических расходов, включаемых в расчет имущественного вычета. Если прежде в составе фактических расходов при получении имущественного вычета учитывались расходы на проведение работ по отделке квартиры, комнаты, то с 2010 года учитываются еще и расходы на разработку проектно-сметной документации по проведению отделочных работ.

Представляет интерес и дополнение, внесенное в пп. 2 п. 1
ст. 220 НК РФ
, согласно которому с 1 января 2010 года размер имущественного вычета определяется без учета сумм, направленных на погашение процентов:
–  по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доля (доли) в них;
–  по кредитам, предоставленным банками, находящимися на территории РФ, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

При приобретении земельных участков для индивидуального жилищного строительства или доли (долей) в них имущественный налоговый вычет предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на дом (абз. 23 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ)

Удержание налога налоговыми агентами. Бухгалтеры иногда сталкиваются с ситуацией, когда с сумм полученного налогоплательщиком дохода невозможно удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет (например, при вручении подарков спортсменам, занявшим призовые места на соревновании).

Согласно нормам п. 5 ст. 226 НК РФ налоговые агенты (бюджетные учреждения) обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего учета о невозможности удержать налог с данного физического лица и о сумме налога. Новая редакция вышеназванной статьи устанавливает, что данные сведения представляются в налоговый орган не позднее месяца после окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обязательства. Напомним, что прежняя редакция предписывала такие сведения подавать в течение месяца с момента возникновения обстоятельств.

Для справки.

В декларации по НДФЛ теперь можно не указывать доходов, освобо-ждаемые от налогообложения, а также доходы, при получении которых налог был полностью удержан налоговыми агентами, если это не будет препятствовать получению налогоплательщиком налоговых вычетов (п. 4 ст. 229 НК РФ)  

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Доходы, не учитываемые при исчислении налога. Уточнены доходы, получаемые налогоплательщиком в виде целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. С 2010 года к целевым поступлениям относятся (абз. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ):
–  средства, направленные на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, полученные безвозмездно на основании решений органов государственной власти, местного самоуправления и органов управления государственных внебюджетных фондов;
– средства, поступившие от других организаций и (или) физических лиц.

Для того чтобы вышеперечисленные поступления были признаны целевыми, они должны быть использованы по назначению.

Уточнение о том, что к целевым поступлениям относятся средства, полученные по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления и решениям органов управления государственных внебюджетных фондов, введено с целью устранения недоразумений, возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами и приводящих к судебным тяжбам. Например, в Постановлении ФАС СЗО от 23.05.2008 № А52-4764 / 2007 судом рассматривалось дело о правомерности невключения Управлением Федеральной службы исполнения наказаний в состав внереализацонных доходов денежных средств, полученных от вышестоящей организации (Главного управления исполнения наказаний).

По мнению ИФНС, данные денежные средства не являются целевыми и подлежат включению в состав внереализационных доходов (позиция ИФНС основывалась на применении норм пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ, предусматривающего освобождение от налогообложения передачи бюджетного имущества, а не денежных средств, полученных от государственных унитарных предприятий).

Суд, применив положения действовавшей на тот момент редакции пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ, установил, что в рассматриваемом случае полученные средства являются целевыми и, поскольку соблюдалось условие о ведении по ним раздельного учета, не подлежат обложению налогом на прибыль. Аналогичный спор рассматривается в Определении ВАС РФ от 28.03.2008 № А45-4013 / 07 31 / 132.

Представляет интерес для бюджетных учреждений и дополнение абз. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ, которое расширило перечень целевых поступлений, выделенных на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В результате с 2010 года к целевым поступлениям относятся и имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности.

Для организаций, направляющих своих сотрудников в заграничные командировки в рамках приносящей доход деятельности, будет интересно следующее изменение норм законодательства. С 2010 года при получении или выдаче авансов в иностранной валюте организация не должна учитывать в доходах или расходах положительные или отрицательные курсовые разницы (п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Материалы, полученные при разборке основных средств или выявленные в ходе инвентаризации. Материальные ценности, выявленные в ходе инвентаризации, а также имущество, полученное при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, включаются в состав внереализацонных доходов (п. 13, 20 ст. 250 НК РФ). То есть данные материальные ценности приходовались в налоговом учете по рыночной стоимости, и до 2010 года при их использовании налогоплательщик был вправе включить в состав материальных расходов только 20 % от их стоимости (сумма налога на прибыль, исчисленная с рыночной стоимости названных ма-териальных ценностей).

В результате произошедших в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ изменений с 2010 года разрешено материальные запасы, выявленные в ходе инвентаризации, а также имущество, полученное при демонтаже или разборке выводимых их эксплуатации основных средств, учитывать в расходах по сумме дохода, определенного в порядке, установленном п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ. Таким образом, сумму, на которую налогоплательщик примет к учету данные матери-альные ценности, он включит в состав расходов при их использовании.

Расходы на оплату труда. Из НК РФ исключен п. 15 ч. 2 ст. 255, предусматривавший, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную за-конодательством РФ. Таким образом, с 2010 года данные выплаты следует производить за счет чистой прибыли организации.

Кроме того, расширен перечень расходов работодателя, производимых на медицинское обслуживание своих работников и включаемых в расходы на оплату труда. Согласно новой редакции абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся не только взносы по договорам добровольного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, но и расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные согласно законодательству РФ. Данные расходы в налоговую базу по налогу на прибыль включаются в прежнем размере – не более 6 % от суммы расходов на оплату труда.

Неотделимые улучшения объектов основных средств.

С 2010 года в результате внесения изменений в абз. 6 п. 1
ст. 258 и абз. 9 п. 1 ст. 258 НК РФ
арендаторам и организациям-ссудополучателям разрешено начислять амортизацию по произведенным улучшениям с учетом срока полезного использования не только имущества, но и капитальных вложений в него (в соответствии с классификацией основных средств). Таким образом, у арендатора и организаций-ссудополучателей появилось право выбора, и они могут для списания стоимости капитальных вложений в неотделимые улучшения взять наименьший из сроков использования (полученного, арендованного имущества или произведенных улучшений).

Расходы на производство и реализацию.

Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию приведен в соответствие с нормами Закона о страховых взносах . Так, к прямым расходам относятся не затраты на выплату ЕСН (этот налог с 01.01.2010 отменен), а расходы:
– на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для справки.

Из статьи 689 ГК РФ следует, что ссудополучатель – это органи-зация, принимающая по договору ссуды (договору безвозмездного пользования) имущество в безвозмездное временное пользование от ссудополучателя.
При этом не следует забывать о том, что (абз. 6 п. 1 ст. 258 и абз. 9 п. 1 ст. 258 НК РФ):
– стоимость капитальных вложений не должна возмещаться арендодателем или организацией-ссудодателем.
– капитальные вложения амортизируются в течение срока действия договора аренды, договора безвозмездного пользования.

Расходы на резерв отпусков.

Приведена в соответствие с нормами Закона о страховых взносах ст. 324.1 «Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет» НК РФ.

В ней слова «единый социальный налог» заменены словами «страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – страховые взносы).

Таким образом, с 01.01.2010 в смете (специальном расчете) налогоплательщик указывает расчет размера ежемесячных отчислений в резерв, включая сумму страховых взносов. При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и, соответственно, сумму страховых взносов, по которым ранее резерв не создавался.

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Объект налогообложения. Приведен в соответствие с нормами ст. 120 и 296 ГК РФ перечень материальных ценностей, не являющихся объектом обложения транспортным налогом. Исходя из новой редакции пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения не являются транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Напомним, что в прежней редакции речь шла и о транспортных средствах, принадлежащих федеральным органам исполнительной власти не только на праве оперативного управления, но и на праве хозяйственного ведения.

Вместе с тем согласно вышеперечисленным пунктам ГК РФ за органами исполнительной власти РФ как некоммерческими организациями имущество закрепляется только на праве оперативного управления.
Размер ставки налога. Изменен максимальный и минимальный размер налоговой ставки, который устанавливается законодательными органами субъектов РФ. Напомним, прежде субъекты РФ вправе были увеличивать или уменьшать законодательными актами налоговые ставки, приведенные в ст. 361 НК РФ, не более чем в 5 раз. С 01.01.2010 субъекты РФ вправе уменьшать или увеличивать налоговые ставки, приведенные в ст. 361 НК РФ, не более чем в 10 раз.

Также субъектам РФ разрешено устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, и (или) его экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Пример.
Законом субъекта РФ с 2010 г. установлена повышающая ставка налога:
– для транспортных средств с 2001 по 2005 год выпуска включительно ставка налога равна увеличенной в 7 раз ставке налога, установленной в ст. 361 НК РФ;
–  для транспортных средств, выпущенных позднее 2001 г., налоговая ставка устанавливается в размере, в 9 раз превышающем ставку, установленную ст. 361 НК РФ;
– для транспортных средств с 2006 года выпуска налоговая ставка устанавливается в размере, в 5 раз превышающем размер ставки, установленный ст. 361 НК РФ.

Бюджетные учреждения, расположенные в данном субъекте РФ, рассчитывают налог по числящимся на их балансе транспортным средствам, применяя налоговую ставку, соответствующую году выпуска транспортного средства, причем количество лет, прошедших с года его выпуска, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (Письмо Минфина РФ от 07.07.2009 № 03 05 05 04 / 07).

Напомним, что прежде дифференцированные ставки устанавливались с учетом срока полезного использования транспортного средства.
Что касается установления налоговой ставки с учетом экологического класса транспортного средства, это совершенно новый показатель, используемый при исчислении транспортного налога.

В Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств  (документ вступает в силу с сентября 2010 года) и в Специальном техническом регламенте о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ  сказано, что экологический класс – классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ. В настоящий момент существует пять экологических классов; в них выделены категории и подгруппы автомобильной техники и технические нормативы выбросов (см. приложение 2 к Постановлению Правительства РФ № 609).

Чем ниже экологический класс, тем меньше уровень выбросов, и можно предположить, что ставка налога будет меньше. Принадлежность автомобиля к высокому экологическому классу говорит о загрязнении им окружающей среды, а это, в свою очередь, позволяет региональным органам власти увеличить ставку транспортного налога.

Срок уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему в соответствии с нормами ст. 363 НК РФ устанавливается законодательными актами субъектов РФ. При этом прежней редакцией данной статьи было установлено, что определенный законодательным актом субъекта РФ срок уплаты налога не должен быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ограничение по установлению срока уплаты авансовых платежей по налогу НК РФ не содержал. Согласно внесенным в ст. 363 НК РФ правкам срок уплаты авансовых платежей по транспортному налогу законодательными актами РФ не должен быть установлен позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Напомним, что отчетным периодом является квартал.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Уточнено понятие плательщика налога на имущество. В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно со ст. 374 НК РФ. Из норм ст. 374 НК РФ следует, что объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Также приведен в соответствие с нормами ст. 120 и 296 ГК РФ пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ. Согласно внесенным изменениям не признается объектом обложения налогом имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти на праве оперативного управления. Прежде в пп. 5 п. 4 ст. 374 НК РФ речь шла и об имуществе, закрепленном за этими органами на праве хозяйственного ведения, однако в соответствии с вышеназванными статьями ГК РФ за федеральными органами исполнительной власти имущество закрепляется только на праве оперативного управления.

В настоящей статье не освещены изменения, касающиеся утраты юридической силы гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ. О страховых взносах во внебюджетные фонды, исчисляемых и уплачиваемых налогопла-тельщиками вместо ЕСН, читайте в статье И. Зерновой «Начисление и уплата страховых взносов вместо ЕСН», опубликованной в журнале «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», № 2, 2010.

Начать дискуссию