Налог на прибыль

Налог на прибыль требует выбирать нотариуса

Если ваша организация пользуется услугами частного нотариуса, то нужно обращать внимание на два момента. Во-первых, предусмотрено ли законодательством обязательное нотариальное оформление. От этого будет зависеть порядок налогового учета расходов на нотариальные услуги. Во-вторых, нужно не забывать подавать в налоговую инспекцию сведения о выплаченных нотариусу суммах.

Если ваша организация пользуется услугами частного нотариуса, то нужно обращать внимание на два момента. Во-первых, предусмотрено ли законодательством обязательное нотариальное оформление. От этого будет зависеть порядок налогового учета расходов на нотариальные услуги. Во-вторых, нужно не забывать подавать в налоговую инспекцию сведения о выплаченных нотариусу суммах.

Налоговый учет

Довольно часто (например, когда нужно заверить копии учредительных документов, договоров или подписей должностных лиц) организации прибегают к услугам нотариусов. При этом, выбирая нотариуса, предприятия не всегда обращают внимание на то какой он: государственный или частный. А зря, ведь порой от этого зависит, сможет ли в дальнейшем организация принять в полном объеме «нотариальные» расходы для целей налогообложения прибыли. Поясним почему.

В налоговом учете затраты на оплату нотариального оформления учитываются в составе прочих расходов только «в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке» (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сверхтарифные затраты для целей налогообложения прибыли не принимаются (п. 39 ст. 270 НК РФ).

Что же это за такие тарифы?

Обратимся к статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 № 4462-1.

Цитируем закон
«…За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации.
За выполнение действий, указанных в части первой настоящей статьи, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины... В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом…»

статья 22 Основ законодательства о нотариате

Напомним, что тарифы установлены Законом РФ от 09.12.1991 № 2005-1 «О государственной пошлине».

Из приведенной нами нормы видно, что понятие «обязательная нотариальная форма, предусмотренная в законе» может относиться как к сделкам, для которых предусмотрено нотариальное удостоверение (ст. 163 ГК РФ), так и к выдаче копий документов, когда законодательство требует их нотариальное заверение. Причем затраты на техработы (например, копирование) организация также может учесть в расходах - в порядке, предусмотренном для учета в расходах затрат на само нотариальное удостоверение.

При обращении к государственному нотариусу организация может отнести расходы на оплату его услуг в уменьшение налоговой базы в полном объеме. При обращении к частному нотариусу все будет зависеть от того, требует ли законодательство обязательного нотариального удостоверения сделки (или документа). Если да, то принять для целей налогообложения она сможет только суммы расходов в размере госпошлины. Оставшиеся суммы затрат при формировании налоговой базы учитывать нельзя. Если же обязательное нотариальное удостоверение не требуется, принять при исчислении налога на прибыль можно все суммы расходов.

Бухгалтерский учет

В отличие от налогового в бухгалтерском учете расходы на оплату услуг нотариусов учитываются в полном объеме. Такие затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации») и отражаются на счетах учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и т. д.). Они учитываются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на оплату слуг нотариуса на конкретном примере.

Пример 1.

Для открытия счета в банке организация через работника заверила у частного нотариуса копии учредительных документов, состоящих из 50 страниц. Стоимость услуг нотариуса по заверению копий документов составила 7 руб. за одну страницу. В тоже время тариф, предусмотренный Законом о госпошлине, установлен в размере 1 процента от МРОТ за одну страницу заверяемого документа. При открытии счетов в банке заверение копий учредительных документов обязательно. Это предусмотрено Инструкцией Государственного банка СССР от 31.10.86 № 28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР».

Услуги нотариуса в размере 350 руб. (50 стр. х 7 руб.) были оплачены из личных денежных средств работника. Впоследствии данные расходы ему были компенсированы.

Доходы и расходы в целях налогообложения прибыли организация определяет методом начисления.

В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие проводки:

Дебет 76 Кредит 73
– 350 руб.– признана задолженность перед работником;
Дебет 26 Кредит 76
– 350 руб. – учтены расходы, связанные с открытием счета в банке;
Дебет 50 Кредит 73
– 350 руб. – компенсированы работнику произведенные им расходы по заверению копий документов.

В налоговом учете в уменьшение налоговой базы бухгалтер отнесет только 50 руб. (50 стр. х 100 руб. х 1 %). Оставшиеся 300 руб. (350 – 50) для целей налогообложения могут быть не приняты.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера одни с той лишь разницей, что организация заверяет копии учредительных документов для своего поставщика.

Для целей налогообложения организация сможет учесть все 350 руб., поскольку законом необходимость нотариального заверения документов в такой ситуации не предусмотрена.

Сведения о доходах

При расчетах за услуги нотариуса нужно помнить, что сведения о перечисленных ему суммах нужно копить. Ведь не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, они вместе со сведениями о доходах работников по форме 2–НДФЛ (утвержденной Приказом МНС России от 30.10.2001 № БГ-3-04/458) подаются в налоговую инспекцию. Это вывод можно сделать исходя из положений пункта 2 статьи 230 НК РФ.

В нем говорится, что не нужно представлять сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям в том случае, если они предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их госрегистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. С одной стороны, частные нотариусы отнесены к индивидуальными предпринимателями (ст. 11 НК РФ). Но с другой – они не проходят государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому положения пункта 2 статьи 230 на них не распространяются, а, значит, сведения о выплаченных им доходах подавать все-таки нужно.

Для сведения

Размеры государственных пошлин на наиболее распространенные нотариальные услуги (п. 4 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 № 2005-1 «О государственной пошлине»).

Виды действийРазмеры государственной пошлины
За удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке1,5 процента от суммы договора, но не менее 50 процентов от МРОТ
За удостоверение договоров поручительства0,5 процента от суммы, на которое принимается обязательство, но не менее 30 процентов от 1 МРОТ
За удостоверение договоров, предмет которых не подлежит оценке (например, договор купли-продажи, договор комиссии и т. д.)2 МРОТ
За свидетельствование верности копий документов, хранящихся в делах нотариуса или официальных органов и выписок из них3 процента от МРОТ за страницу копии документа или выписки из него
За свидетельствование копий других документов и выписок из них1 процент от МРОТ за страницу
За свидетельствование подлинности подписи на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек)5 процентов от МРОТ
За выполнение технической работы по изготовлению документов2 процента от МРОТ
* Для целей исчисления размеров госпошлин 1 МРОТ равен 100 рублям (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).


Опубликовано в "Учет. Налоги. Право." 45/2002

Начать дискуссию

Мошенники добрались до домовых чатов: новые схемы обмана

МВД сообщило, что мошенники активно осваивают новые площадки. И одна из них — чаты жильцов многоквартирных домов.

Бесплатно с 6-НДФЛ

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция

В 2024 году форма и порядок заполнения расчета 6-НДФЛ в очередной раз претерпели изменения. Рассказываем, как заполнить в 1С 6-НДФЛ за первое полугодие по правилам 2024 года, на что обратить внимание.

Как в 1С заполнить 6-НДФЛ за 1 полугодие 2024 года: пошаговая инструкция
Зарплата

После смены работы доход россиян увеличился на 20%

Те, кто решились поменять место работы в 2023 году, сейчас зарабатывают на 20% больше.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

⚡️ Итоги дня: мигрантам ограничат места работы, в США создали автоматизированную домашнюю пивоварню, а хакеры украли криптовалюту на 235 млн долларов

Подготовили обзор главных событий дня — 18 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

РСВ

После увольнения всех работников ИП сдает зарплатные отчеты до конца года

РСВ, ЕФС-1 и персонифицированные сведения о физлицах ИП сдают, только если они являются работодателями.

Вышла новая версия Методических рекомендаций по созданию первичной профсоюзной организации

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) обновила методичку по созданию профсоюзной ячейки в организации.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса

Чтобы выбрать программное обеспечение, которое эффективно справится с поставленными целями — важно понимать особенности решений 1С и какие процессы в бизнесе требуют автоматизации.

Разбираемся в 1С: основные аспекты и подбор конфигурации для вашего бизнеса

Мошенники не могут украсть недвижимость на Госуслугах

Решения по сделкам с недвижимостью принимает Росреестр. Даже если к мошенникам попадет смартфон жертвы, они не смогут перерегистрировать право собственности.

Профсоюзы рекомендуют в жару уходить с работы домой

При плохом самочувствии из-за жары нужно сообщить об этом работодателю, остановить работу и покинуть рабочее место.

Миграционный учет

Как белорусу получить ВНЖ и гражданство РФ в 2024 году

Получение вида на жительство (ВНЖ) и гражданства Российской Федерации — важный вопрос для белорусов. В 2024 году процесс стал проще благодаря межгосударственным соглашениям, предоставляющим льготные условия.

Проверки

Минфин утвердил 8 индикаторов риска для контроля за рынком табака

С 20 июля 2024 года индикаторы риска закреплены приказом Министерства финансов от 11.06.2024 № 87н.

Автоматизация учета

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Мы подсчитали, что ручной ввод данных из типовых форм занимает у сотрудников 6–7 часов в день. Автономная система Smart Document Engine на смартфоне справляется с подобной задачей буквально за минуты. В этой статье мы расскажем о самых эффективных бизнес-кейсах применения нашей мобильной OCR.

Распознавание корпоративных документов: как не утонуть в море бумаг

Росфинмониторинг начнет контролировать крупные операции с драгметаллами

Участникам нелегального оборота драгоценных камней и металлов установят запрет на списание денежных средств с банковских счетов.

В ГПК может появиться глава о Службе финансового уполномоченного

Служба финансового уполномоченного (омбудсмена) подготовила концепцию внесения изменений в Закон о финуполномоченном и Гражданский процессуальный кодекс (ГПК).

Аутстаффинг

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 

В условиях потребности в квалифицированных кадрах и оперативном решении задач возрастает популярность аутстаффинга. Однако вокруг этой услуги витает много мифов, которые порождают недоверие и страх. Развеем распространенные заблуждения об аутстаффинге иностранных работников, разберемся в правовой стороне вопроса и осветим реальные преимущества.

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 
Самозанятые

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника

«Не работайте с самозанятыми!» — об этом кричат из каждого «утюга». Компании начали бояться платить самозанятым, даже в случаях, когда заключение договора с самозанятым обосновано. Хотя на самом деле, главное — не злоупотреблять.

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника
Отчетность в СФР

Как заполнить форму ЕФС-1 по травматизму за полугодие 2024 

До 25 июля 2024 года компании и ИП с сотрудниками должны отчитаться по взносам на «травматизм». Разбираемся, как заполнить отчётную форму.

Как заполнить форму ЕФС-1 по травматизму за полугодие 2024 

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Применяя УСН «доходы минус расходы», можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств, приобретенных или созданных своими силами, включая затраты по реконструкции и модернизации (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Разберемся, какие действия помогут бухгалтеру правильно учесть основные средства для расчета налога.

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Число легальных производителей БАД увеличилось на 86%

Число регистраций в системе «Честный ЗНАК» в несколько раз превысило количество выданных свидетельств о государственной регистрации производителей и импортеров биологически активных добавок.

Интересные материалы

Как получить субсидии при найме сотрудников

За трудоустройство некоторых категорий работников компания может получить до 75 000 рублей за каждого сотрудника. Разбираемся, что для этого нужно сделать, и какие ограничения для работодателей и сотрудников нужно учитывать. 

Как получить субсидии при найме сотрудников