Если ваша организация пользуется услугами частного нотариуса, то нужно обращать внимание на два момента. Во-первых, предусмотрено ли законодательством обязательное нотариальное оформление. От этого будет зависеть порядок налогового учета расходов на нотариальные услуги. Во-вторых, нужно не забывать подавать в налоговую инспекцию сведения о выплаченных нотариусу суммах.
Довольно часто (например, когда нужно заверить копии учредительных документов, договоров или подписей должностных лиц) организации прибегают к услугам нотариусов. При этом, выбирая нотариуса, предприятия не всегда обращают внимание на то какой он: государственный или частный. А зря, ведь порой от этого зависит, сможет ли в дальнейшем организация принять в полном объеме «нотариальные» расходы для целей налогообложения прибыли. Поясним почему.
В налоговом учете затраты на оплату нотариального оформления учитываются в составе прочих расходов только «в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке» (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сверхтарифные затраты для целей налогообложения прибыли не принимаются (п. 39 ст. 270 НК РФ).
Что же это за такие тарифы?
Обратимся к статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 № 4462-1.
Цитируем закон
«…За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации.
За выполнение действий, указанных в части первой настоящей статьи, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины... В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом…»
статья 22 Основ законодательства о нотариате
Напомним, что тарифы установлены Законом РФ от 09.12.1991 № 2005-1 «О государственной пошлине».
Из приведенной нами нормы видно, что понятие «обязательная нотариальная форма, предусмотренная в законе» может относиться как к сделкам, для которых предусмотрено нотариальное удостоверение (ст. 163 ГК РФ), так и к выдаче копий документов, когда законодательство требует их нотариальное заверение. Причем затраты на техработы (например, копирование) организация также может учесть в расходах - в порядке, предусмотренном для учета в расходах затрат на само нотариальное удостоверение.
При обращении к государственному нотариусу организация может отнести расходы на оплату его услуг в уменьшение налоговой базы в полном объеме. При обращении к частному нотариусу все будет зависеть от того, требует ли законодательство обязательного нотариального удостоверения сделки (или документа). Если да, то принять для целей налогообложения она сможет только суммы расходов в размере госпошлины. Оставшиеся суммы затрат при формировании налоговой базы учитывать нельзя. Если же обязательное нотариальное удостоверение не требуется, принять при исчислении налога на прибыль можно все суммы расходов.
В отличие от налогового в бухгалтерском учете расходы на оплату услуг нотариусов учитываются в полном объеме. Такие затраты относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации») и отражаются на счетах учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и т. д.). Они учитываются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).
Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на оплату слуг нотариуса на конкретном примере.
Пример 1.
Для открытия счета в банке организация через работника заверила у частного нотариуса копии учредительных документов, состоящих из 50 страниц. Стоимость услуг нотариуса по заверению копий документов составила 7 руб. за одну страницу. В тоже время тариф, предусмотренный Законом о госпошлине, установлен в размере 1 процента от МРОТ за одну страницу заверяемого документа. При открытии счетов в банке заверение копий учредительных документов обязательно. Это предусмотрено Инструкцией Государственного банка СССР от 31.10.86 № 28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР».
Услуги нотариуса в размере 350 руб. (50 стр. х 7 руб.) были оплачены из личных денежных средств работника. Впоследствии данные расходы ему были компенсированы.
Доходы и расходы в целях налогообложения прибыли организация определяет методом начисления.
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие проводки:
Дебет 76 Кредит 73
– 350 руб.– признана задолженность перед работником;
Дебет 26 Кредит 76
– 350 руб. – учтены расходы, связанные с открытием счета в банке;
Дебет 50 Кредит 73
– 350 руб. – компенсированы работнику произведенные им расходы по заверению копий документов.
В налоговом учете в уменьшение налоговой базы бухгалтер отнесет только 50 руб. (50 стр. х 100 руб. х 1 %). Оставшиеся 300 руб. (350 – 50) для целей налогообложения могут быть не приняты.
Пример 2.
Воспользуемся условиями примера одни с той лишь разницей, что организация заверяет копии учредительных документов для своего поставщика.
Для целей налогообложения организация сможет учесть все 350 руб., поскольку законом необходимость нотариального заверения документов в такой ситуации не предусмотрена.
При расчетах за услуги нотариуса нужно помнить, что сведения о перечисленных ему суммах нужно копить. Ведь не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, они вместе со сведениями о доходах работников по форме 2–НДФЛ (утвержденной Приказом МНС России от 30.10.2001 № БГ-3-04/458) подаются в налоговую инспекцию. Это вывод можно сделать исходя из положений пункта 2 статьи 230 НК РФ.
В нем говорится, что не нужно представлять сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям в том случае, если они предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их госрегистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. С одной стороны, частные нотариусы отнесены к индивидуальными предпринимателями (ст. 11 НК РФ). Но с другой – они не проходят государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому положения пункта 2 статьи 230 на них не распространяются, а, значит, сведения о выплаченных им доходах подавать все-таки нужно.
Размеры государственных пошлин на наиболее распространенные нотариальные услуги (п. 4 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 № 2005-1 «О государственной пошлине»).
Виды действий | Размеры государственной пошлины |
За удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке | 1,5 процента от суммы договора, но не менее 50 процентов от МРОТ |
За удостоверение договоров поручительства | 0,5 процента от суммы, на которое принимается обязательство, но не менее 30 процентов от 1 МРОТ |
За удостоверение договоров, предмет которых не подлежит оценке (например, договор купли-продажи, договор комиссии и т. д.) | 2 МРОТ |
За свидетельствование верности копий документов, хранящихся в делах нотариуса или официальных органов и выписок из них | 3 процента от МРОТ за страницу копии документа или выписки из него |
За свидетельствование копий других документов и выписок из них | 1 процент от МРОТ за страницу |
За свидетельствование подлинности подписи на заявлениях и других документах (за исключением банковских карточек) | 5 процентов от МРОТ |
За выполнение технической работы по изготовлению документов | 2 процента от МРОТ |
* Для целей исчисления размеров госпошлин 1 МРОТ равен 100 рублям (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). |
Опубликовано в "Учет. Налоги. Право." 45/2002
Начать дискуссию