Учет расходов

Консультирует главный специалист по налогу на прибыль

Начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Валентина БУЛАНЦЕВА разъяснила неоднозначные ситуации с учетом расходов.
Начальник отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Валентина БУЛАНЦЕВА разъяснила неоднозначные ситуации с учетом расходов.

Коротко о важном

— Можно учесть прошлые расходы в текущем периоде?

— Да.

— Когда включать в расходы страховые взносы?

— В момент начисления.

— Можно ли списать стоимость испорченных товаров?

— Да.

— По новой редакции статьи 54 Налогового кодекса РФ затраты, по ошибке не учтенные в прошлом периоде, можно включить в текущие расходы. А можно ли так признать расходы, допустим, за 2006 год?

— Да, можно.

В пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ указано, что при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, можно сделать перерасчет налоговой базы и суммы налога в текущем периоде. Поступить так можно в том случае, когда допущенные искажения привели к излишней уплате налога.

Допустим, найдены документы по расходам прошлых периодов — 2009 года или ранее. Если при подаче декларации за этот период не произошло занижения суммы налога на прибыль, организация может включить обнаруженные затраты в текущие расходы.

— Еще один вопрос, связанный с изменениями в законодательстве. Когда включать в расходы страховые взносы во внебюджетные фонды — в момент начисления в конце месяца или после их уплаты?

— В момент начисления. В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ компании, применяющие метод начисления, признают расходы в том периоде, к которому они относятся. Причем независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Таким образом, расходы на уплату страховых взносов относятся к месяцу, в котором они были начислены, а не к месяцу, в котором суммы взносов были фактически перечислены во внебюджетные фонды.

— Можно ли учесть в расходах выплаты банку по соглашению за изменение условий кредитного договора?

— Да, выплаты банку по дополнительному соглашению можно учесть в расходах на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Однако списать такие затраты целиком можно, только если они выражены конкретными денежными суммами. Если же стоимость таких услуг выражена в процентах, то учитываться они будут в соответствии с положениями статьи 269 Налогового кодекса РФ. То есть с учетом правил нормирования расходов по долговым обязательствам.

— Скажите, можно ли включать в расходы премии работникам, выплаченные из заемных средств?

— Можно. В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, предусмотренные нормами законодательства и трудовыми договорами. Также с целью обеспечения бесперебойного производственного процесса работодатель может привлекать для выплаты заработной платы заемные средства, оформив кредитный договор или договор займа.Таким образом, при включении расходов на премии в расчет налогооблагаемой базы не имеет значения, какие средства были использованы для выплат работникам — собственные или заемные.

— Несколько вопросов, важных для торговых организаций. Можно ли стоимость испорченных и ликвидированных товаров списать в расходы?

— Да, можно. Уничтожение (утилизация) товаров с истекшим сроком годности — это обязанность организации. Однако учесть всю стоимость испорченных или просроченных товаров в составе расходов можно только при наличии заключения экспертизы. Оно должно подтвердить, что продукция не соответствует требованиям нормативных документов и должна быть утилизирована. При отсутствии у налогоплательщика такого заключения стоимость испорченных или просроченных товаров включается в состав расходов только в пределах норм естественной убыли.

— А если такие товары продать по заниженной цене, могут ли проверяющие доначислить налог на прибыль исходя из обычной цены?

— Что касается продажи неликвидных товаров, то для подтверждения обоснованности снижения цены необходимо предоставить документы, подтверждающие потерю качества товара. Таким документом может быть заключение экспертизы, о котором мы говорили выше. В таком случае у налоговых органов не должно быть вопросов.

Статья напечатана в журнале "Главбух" № 8, 2010

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Начать дискуссию