Как учесть в бухучете затраты по асфальтированию арендуемых земельных участков?

Предприятие арендует земельные участки под установку киосков, перед установкой киоска, по договору подряда -сторонней организацией производится асфальтирование участка.
Как учесть в бухучете затраты по асфальтированию арендуемых земельных участков?
На фото Татьяна Потапова

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Любови (г. Омск)

1. Предприятие арендует земельные участки под установку киосков, перед установкой киоска, по договору подряда -сторонней организацией производится асфальтирование участка. Как учесть затраты в бухгалтерском и налоговом учете: как благоустройство территории (прочие расходы -возможно ли обосновать расходы и принять по налогу на прибыль) или как основное средство и амортизировать на издержки (в договоре с арендодателем нет пункта о возможности неотделимых улучшений арендованного ОС, затраты полностью несет арендатор)?

2. Чтобы установить киоск на остановке городского транспорта, в некоторых случаях, городские власти при подаче заявки на установку киоска предлагают построить остановочный навес. Как учесть затраты, как благотворительность и начислять НДС, и отнести все за счет прибыли или предложите другой вариант?

Из содержания вопроса можно предположить, что целью вашего бизнеса по установке киосков является получение дохода (прибыли) от использования этих киосков (сдача киосков в аренду как место торговли чем-либо или для осуществления собственной торговой деятельности).

Сутью же вопроса является возможность признания расходов (затрат), произведенных при организации бизнеса, в целях налогообложения прибыли. Исчисление НДС по этим затратам будет являться следствием учета затрат.

Для того, чтобы принимать расходы в целях налогообложения прибыли, необходимо помнить, что расходами в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Обоснованными расходами являются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Экономическая оправданность расходов является одним из основных источников споров с налоговыми органами. Одними из основных причин признания расходов необоснованными являются:
- расходы не привели к получению доходов в налоговом (отчетном) периоде;
- в результате произведенных расходов компания получила убыток;
- размер расходов не соответствует финансовому состоянию дел организации;
- произведенные расходы не связаны с основными видами деятельности компании и т.д.

Учитывая суть деятельности вашей организации и приведенные нормы налогового законодательства, можно рекомендовать асфальтовое покрытие и остановочный навес учитывать как отдельные объекты основных средств, амортизация которых будет учитываться как прямые производственные расходы или расходы на рекламу: киоск нельзя будет использовать в коммерческих целях, если к нему невозможно подойти из-за грязи от размокшей глины или (если киоск расположен на остановке общественного транспорта) с остановочного навеса на пассажиров – потенциальных покупателей товаров киоска будут падать обломки этого навеса.

Для экономического обоснования расходов у организации могут быть и другие аргументы. Главное, чтобы эти аргументы были документально оформлены. Например, есть докладная записка менеджера по продажам, что после асфальтирования территории и (или) установки остановочного навеса значительно увеличилась выручка от арендной платы или от продаж.
Кроме того нельзя забывать о том, что заасфальтировать организация может только арендованный участок, а сделать остановочный навес, если он является единым целым с крышей киоска и хотя бы одна из стен киоска является общей с остановкой общественного транспорта.

Если расходы вашей организации будут соответствовать вышеуказанным критериям, то можно будет не только учесть их в расходах, но и принять к вычету «входной» НДС по этим расходам.

В противном случае у организации должно быть письменное разрешение местной администрации на производство работ, связанных с благоустройством «прикиоскной» территории. При наличии письменного разрешения местная администрация обязана будет возместить понесенные (или их часть) расходы, т.к. в бюджете местной администрации есть статья расходов «На благоустройство» или аналогичная ей.

В указанном случае произведенные расходы на благоустройство территории, превышающей арендованную, тоже можно будет принять в целях налогообложения прибыли даже при наличии отрицательного финансового результата (п. 1 ст. 247 НК РФ).

Если организация не имеет письменного разрешения на обустройство «прикиоскной» территории, то произведенные ею работы можно квалифицировать как угодно в рамках безвозмездной передачи работ: превышение полномочий, скрытая взятка местной администрации, благотворительность и т.д. В любом случае, при отсутствии письменного разрешения местной администрации на обустройство «прикиоскной» территории, превышающей размеры арендуемой площади, или ремонт отдельно стоящей от киоска остановки общественного транспорта, произведенные организацией расходы в указанной части не могут быть приняты в целях налогообложения прибыли. Что касается НДС, то на стоимость безвозмездно переданных работ необходимо будет начислить НДС (п.п. 1 п. 1 ст. 246 НК РФ). Правда «входной» НДС можно будет принять к вычету (п.п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Для справки.

Зачастую экономическая оправданность понесенных расходов оценивается проверяющими инспекторами исходя из субъективных представлений о содержании и смысле хозяйственной деятельности предприятия: не принимаются во внимание стратегия его развития, сложившиеся отношения с контрагентами, рисковый характер предпринимательской деятельности и прочие факторы. Причем многочисленная судебная практика по этому вопросу не раз обращала внимание на то, что при оценке экономической оправданности нужно исходить из конкретных обстоятельств финансово-экономической деятельности организации.

Чтобы обеспечить единообразие судебной практики по налоговым спорам, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) ввел в оборот отсутствующее в законодательстве понятие "налоговая выгода".

Под налоговой выгодой понимается любое уменьшение размера налоговой обязанности, которое может произойти вследствие:
- уменьшения налоговой базы;
- получения налогового вычета;
- налоговой льготы;
- применения более низкой налоговой ставки;
- получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета и т.п. (п. 1 Постановления N 53).

Налоговая выгода может быть признана судом обоснованной либо необоснованной.
Как необоснованная налоговая выгода может быть расценена, если хозяйственные операции учтены организацией не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или если они не были связаны с разумными экономическими причинами и иными целями делового характера. Необоснованная налоговая выгода возникает и тогда, когда она получена вне реальной предпринимательской деятельности (п. п. 3, 4 Постановления N 53).

При этом обоснованность налоговой выгоды не зависит от способа привлечения капитала для ведения предпринимательской деятельности (использование собственных средств, привлечение займов или кредитов, эмиссия ценных бумаг и т.п.), а также от эффективности использования этого капитала (абз. 3 п. 9 Постановления N 53).

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.

Начать дискуссию