Учет в медицине

Рекламируем лекарства

В аптеках все чаще стали появляться специальные стойки с рекламной информацией о лекарственных средствах. Такая деятельность – дополнительный источник прибыли для фирмы. Однако доходы от распространения рекламы требуют особого учета. Необходимо принимать во внимание и юридические аспекты данной деятельности...
В аптеках все чаще стали появляться специальные стойки с рекламной информацией о лекарственных средствах. Такая деятельность – дополнительный источник прибыли для фирмы. Однако доходы от распространения рекламы требуют особого учета. Необходимо принимать во внимание и юридические аспекты данной деятельности...
О чем нужно помнить, заключая договор с рекламодателем

Между аптекой и заказчиком должен быть заключен договор на оказание рекламных услуг. Аптека в данном договоре будет выступать как рекламораспространитель, а заказчик (производитель, поставщик лекарственных средств) – как рекламодатель.

В договоре должны быть четко прописаны виды рекламных услуг. Например, демонстрации рекламных роликов в помещении аптеки, промо-акция по распространению листовок, размещение рекламных проспектов в торговом зале и др.

Полезно включить в договор условие об обязанности производителя лекарств самостоятельно урегулировать все проблемы, связанные с претензиями третьих лиц к содержанию рекламных материалов, в том числе и претензии ФАС России.

Существенными условиями договора являются: сроки проведения рекламной кампании, даты начала и окончания, сумма вознаграждения за проведение рекламной кампании. Необходимо также отразить в договоре условия, на которых аптеке передается раздаточный материал и, если это предусмотрено рекламной кампанией, специальное оборудование и устройства.

Кто ответственен за содержание рекламы

В пункте 7 статьи 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» сказано, что за нарушения в области рекламы может быть привлечен к ответственности рекламораспространитель. Санкция за такое правонарушение предусмотрена статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (для организаций штраф составляет от 40 000 до 500 000 руб.).

Поэтому, несмотря на то что рекламные материалы предоставляются производителем (поставщиком) лекарственных средств, рекламораспространитель обязан проверить содержание рекламы на соответствие законодательству.

В частности, необходимо потребовать документы, подтверждающие наличие регистрации и сертификатов на рекламируемое лекарственное средство. К договору на оказание рекламных услуг следует приложить их копии. Все характеристики рекламируемого лекарства должны соответствовать инструкции по применению.

Требования законодательства к рекламе лекарств изложены в статье 24 Закона № 38-ФЗ. Например, такая реклама не должна:

1) быть обращенной к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламируемого товара тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования (это требование не распространяется на рекламу лекарственных средств, применяемых для профилактики заболеваний);

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и эффективность лекарства гарантированы его естественным происхождением.
Кроме того, реклама должна содержать предупреждение потребителей о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться с врачом.

Доходы от рекламы. Налоговый учет

Прежде всего разберемся, какие доходы от распространения и размещения рекламы облагаются ЕНВД. Как сказано в статье 346.26 Налогового кодекса РФ, на «вмененку» переводится деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, а также по размещению рекламы на транспортных средствах.

Как правило, лекарственные средства по договору с производителем (поставщиком) аптека рекламирует в своем торговом
зале посредством распространения листовок, рекламных проспектов, расклеиванию плакатов и другими аналогичными способами. То есть ничего общего с «вмененной» рекламной деятельностью нет.

Доходы от размещения рекламы в торговом зале не относятся и к деятельности в сфере розничной торговли. Это дополнительный вид дохода, который необходимо облагать в рамках иных режимов налогообложения: «упрощенки» или общего.

Если аптека выбрала общий режим и использует при этом метод начисления, то доходы следует признать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором проводилась рекламная кампания. То есть независимо от фактического поступления денежных средств от рекламодателя (п. 1 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

При кассовом методе, согласно пункту 2 статьи 273 Налогового кодекса РФ, датой получения дохода признается день поступления оплаты от рекламодателя. Также и при применении «упрощенки» доходы от рекламы будут признаны в день оплаты. Такой вывод можно сделать на основании пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание и на документальное оформление. По окончании рекламной кампании стороны подписывают акт сдачи-приемки рекламных услуг. Если рекламная кампания приходится на несколько отчетных периодов, то промежуточные акты желательно подписывать ежемесячно. В акте указывают срок проведения рекламной кампании, сумму вознаграждения рекламораспространителя. Если акт является промежуточным, то желательно отразить в нем состояние расчетов между сторонами. Специальной формы такого акта не предусмотрено, поэтому он также составляется в произвольной форме.

И еще один момент. С суммы вознаграждения, причитающегося по договору оказания рекламных услуг, аптеке необходимо начислить налог на добавленную стоимость и выставить счет-фактуру рекламодателю (конечно, если аптека не выбрала упрощенный режим налогообложения).

Бухгалтерский учет поступлений

Что касается бухгалтерского учета, то доходом здесь будет признана сумма вознаграждения, указанная в договоре с рекламодателем. Согласно положениям ПБУ 9/99, такое вознаграждение относится к прочим доходам и учитывается на счете 91.

Таким образом, бухгалтер сделает следующие проводки, отражая вознаграждение за проведение рекламной кампании в торговом зале:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91
– отражена выручка от проведения рекламной кампании (сумма вознаграждения по договору);

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68
– начислен НДС с суммы оказанных рекламных услуг;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– поступили денежные средства от рекламодателя за проведение рекламной кампании;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 99
– отражен финансовый результат.

Если договор предполагает передачу какого-либо дополнительного оборудования или специальных приспособлений для более наглядного размещения рекламы, например монитор для прокручивания рекламных роликов или стойка для листовок, такие активы нужно отразить на забалансовом счете 002 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Здесь же отражаются полученные листовки и рекламные проспекты.

Если переданные активы – основные средства, то передача оформляется по акту формы № ОС-1, листовки и другие материальные ценности – по накладной (межотраслевая форма № М-15).

По окончании рекламной кампании рекламодателю возвращаются оборудование, прочие приспособления и листовки, которые остались от проведения акции. На сумму розданных листовок составляется акт, в котором указываются количество розданных листовок и их стоимость. Форма такого акта не регламентирована законодательством и может быть составлена в произвольном порядке.

Статья напечатана в журнале "Учет в аптеках" №12, декабрь 2009 г.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Интересные материалы

УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру