Порядок принятия решения о закрытии обособленного подразделения во многом зависит от статуса, который оно имеет.
В этом случае решение о его ликвидации должно быть принято с соблюдением следующих норм законодательства.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, в акционерных обществах решение о ликвидации филиала должно приниматься большинством голосов членов совета директоров, присутствующих на заседании. Правда, если для принятия такого решения обществом не предусмотрено большее число голосов (п. 3 ст. 68 Закона № 208-ФЗ).
Если аптека – общество с ограниченной ответственностью, решение принимается общим собранием участников. А именно не менее 2/3 голосов от их общего числа. Но при условии, что устав общества не содержит положений о необходимости большего количества голосов (подп. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
В этом случае особых требований к процедуре принятия решения о ликвидации подразделения законодательство не содержит. Аптека решает этот вопрос самостоятельно согласно существующему порядку делопроизводства.
Как правило, за подписью руководителя фирмы издается приказ о ликвидации либо иной распорядительный документ. В нем указывают мероприятия, которые предполагается осуществить в связи с закрытием подразделения, ответственных за это лиц, а также сроки их исполнения.
Отметим, что аналогичный документ может быть подготовлен и во исполнение решения о закрытии филиала (представительства), принятого уполномоченным на то органом.
Порядок возврата имущества головной организации нормативными документами не регламентируется. Но рекомендуем предусмотреть его внутренним локальным документом. В нем в том числе следует зафиксировать обязательное оформление акта приема-передачи активов.
В учете отражение факта передачи имущества будет зависеть от того, выделена ли ликвидируемая аптека на отдельный баланс. Если распорядительными документами подразделение уполномочено вести собственный баланс, возврат имущества должен производиться с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Бухгалтер отразит это следующей проводкой:
ДЕБЕТ 79 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»
КРЕДИТ 41
– переданы товары на баланс головной организации.
Если отдельный баланс аптека не ведет, то счет 79 не применяется. В этом случае контроль операций между головным подразделением и обособленным обычно производится с помощью вспомогательных счетов рабочего плана счетов.
Прежде всего, не позднее чем за два месяца до начала ликвидационных мероприятий и расторжения трудовых договоров аптека обязана сообщить о принятом решении в органы службы занятости. Если решение о ликвидации может привести к массовым увольнениям, то срок для уведомления увеличивается до трех месяцев (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).
Расторгая трудовые договоры, следует руководствоваться правилами, предусмотренными для ликвидации организации. Об этом сказано в статьe 81 Трудового кодекса РФ.
Однако эта норма справедлива, только если подразделение находится в другой местности, то есть за границами города, поселка и т. п. (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Если же оно находится в пределах одного населенного пункта с головной фирмой, то уволить работников можно только по сокращению штата.
В любом случае не менее чем за два месяца каждого работника персонально под роспись предупреждают о предстоящем увольнении. Однако в случае сокращения фирма обязана предложить увольняемому лицу имеющуюся вакантную должность. Чтобы избежать возможных исков со стороны работников о нарушении процедуры увольнения, лучше это делать в письменной форме.
Уволенным следует выплатить выходное пособие в размере среднемесячного заработка. А если в двухмесячный срок бывший работник не трудоустроится, то и этот период также оплачивается исходя из среднемесячного заработка, но уже за вычетом выходного пособия (ст. 178 Трудового кодекса РФ).
Кстати, аптека может с письменного согласия работника уволить его досрочно, не дожидаясь истечения двух месяцев с момента предупреждения. Но тогда увольняемому положена дополнительная компенсация. Она равна величине средней зарплаты, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 Трудового кодекса РФ).
Также работнику необходимо выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска.
В бухгалтерском учете все денежные суммы, выплаченные работнику в связи с увольнением, признаются расходами по обычным видам деятельности. Это следует из пунктов 5 и 8 ПБУ 10/99. Их начисление отражается проводкой:
ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26 ...) КРЕДИТ 70
– отнесены на затраты выплаты работникам, связанные с увольнением.
В налоговом учете выплаты учитываются в составе расходов на оплату труда согласно пунктам 8, 9 статьи 255 Налогового кодекса РФ.
В налоговую базу по ЕСН указанные выплаты не включаются (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ). Они также не облагаются и взносами в ПФР (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).
А вот в новом году облагать страховыми взносами компенсацию за неиспользованный отпуск придется (подп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поскольку суммы выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск поименованы в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России (утвержден постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765), они не включаются в базу при исчислении страховых взносов от несчастных случаев на производстве.
Пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ также освобождает выходные пособия от обложения НДФЛ. Однако это не распространяется на компенсацию за неиспользованный отпуск.
Поскольку по местонахождению любого аптечного учреждения оборудованы стационарные рабочие места, с точки зрения налогового законодательства оно признается обособленным подразделением (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ). Рассмотрим нюансы, на которые стоит обратить внимание при ликвидации и снятии его с учета.
При ликвидации подразделения нормы пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ требуют в течение месяца представить в налоговые органы по местонахождению организации сообщение о его закрытии по установленной форме. К сообщению прикладываются копии документов, подтверждающих прекращение деятельности торговой точки.
Правда, штраф за нарушение этого срока небольшой. Для фирмы он составляет 50 руб. (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ). Могут наказать и руководителя на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В месте, где находится закрываемая аптека, ее тоже необходимо снять с налогового учета. Для этого в инспекцию по местонахождению подается заявление по форме № 1-4-Учет также с приложением копий документов о ликвидации.
Срок для подачи такого заявления не установлен. В то же время в течение 10 дней со дня его подачи налоговый орган обязан снять обособленное подразделение с учета (п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Однако если это подразделение подвергнется налоговой проверке, то срок снятия его с учета продлится до ее окончания.
Проверить аптечную точку могут только по региональным и (или) местным налогам. Это оговорено пунктом 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Данный пункт содержит еще одну важную оговорку – выездная проверка может быть проведена только в отношении филиалов и представительств организации. Проводить самостоятельную проверку обособленных подразделений, которые не являются таковыми, налоговый орган не вправе (письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327).
В то же время арбитражные суды занимают противоположную позицию. Они отмечают, что главным условием для возможности проведения выездной проверки является постановка обособленного подразделения на учет в налоговом органе (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008). Так что если аптека попытается оспорить решение инспекции о проверке подразделения, не являющегося филиалом, то суды скорее всего примут сторону налоговиков.
Теперь рассмотрим вопросы, связанные с исчислением налогов ликвидируемого подразделения.
Налог на прибыль (авансовые платежи) ликвидируемой аптеки рассчитывается по итогам того отчетного периода, когда подразделение было снято с учета по своему местонахождению. Когда налог в бюджет субъекта РФ уплачивается по местонахождению этого подразделения в соответствующей доле, размер последнего платежа определяется в общеустановленном порядке. То есть исходя из доли прибыли, приходящейся на это подразделение в этом отчетном периоде. Полученная сумма налога к доплате перечисляется в бюджет по местонахождению ликвидированного объекта.
Если организация к тому же уплачивает ежемесячные авансовые платежи исходя из предполагаемой прибыли, то сразу после приказа о ликвидации она вправе скорректировать свои бюджетные обязательства, представив в инспекцию уточненные декларации (письмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-03-04/1/258).
Порядок расчета налога при закрытии аптеки, входящей в группу обособленных подразделений, аналогичен порядку, изложенному выше. Однако в этом случае подавать уточненную декларацию не надо (письмо Минфина России от 10 августа 2006 г. № 03-03-04/1/624). Если же ликвидируется подразделение, через которое налог уплачивается в региональный бюджет, то нужно выбрать новое ответственное подразделение. В течение десяти дней после окончания отчетного периода о принятом решении необходимо уведомить налоговые органы (письмо ФНС России от 18 марта 2009 г. № 3-2-09/66@).
Пунктом 8 статьи 243 Налогового кодекса РФ обязанность уплачивать ЕСН по своему местонахождению возложена только на те обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и самостоятельно начисляют выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Если аптека удовлетворяет этим критериям, то уплачивает ЕСН по ее местонахождению (письмо Минфина России от 20 июня 2006 г. № 03-05-01-04/168).
В этом письме также отмечено, что до вынесения инспекцией решения о снятии обособленного подразделения с учета НДФЛ с сумм, выплаченных работникам, следует перечислять в бюджет по местонахождению подразделения.
Порядок уплаты представления отчетности по пенсионным взносам, а также по взносам в ФСС России такой же, как и по ЕСН.
Законодательство не предусматривает специального порядка представления отчетности по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, если обособленное подразделение закрыто в течение календарного года. Финансовое ведомство предлагает в таких случаях применять порядок, установленный пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 17 июня 2009 г. № 03-05-04-01/43).
Иными словами, не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода, в котором торговая точка ликвидирована, аптека должна уплатить налог и представить в инспекцию по местонахождению подразделения вместо расчета по авансовому платежу декларацию. При этом в налоговых декларациях, заполняемых в отношении закрытой аптеки, реквизиты (КПП, код налогового органа и код места представления декларации) указываются по ее местонахождению. Причем поступить так необходимо, даже если закрытое подразделение уже снято с учета в налоговых органах по своему местонахождению (письмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-05-04-01/44).
Статья напечатана в журнале "Учет в аптеках" №12, декабрь 2009 г.
Начать дискуссию