Транспортный налог

Транспортный налог: действуют поправки

Большинству строительных фирм, имеющих собственные автомобили, предстоит отчитаться по транспортному налогу за I квартал 2010 года до 30 апреля этого года. О том, какие изменения следует при этом учесть, а также о наиболее часто возникающих при исчислении и уплате налога вопросах расскажем в нашей статье.
Большинству строительных фирм, имеющих собственные автомобили, предстоит отчитаться по транспортному налогу за I квартал 2010 года до 30 апреля этого года. О том, какие изменения следует при этом учесть, а также о наиболее часто возникающих при исчислении и уплате налога вопросах расскажем в нашей статье.
 
Основные правила

Транспортный налог относится к региональным налогам. Общие принципы налогообложения установлены в Налоговом кодексе РФ (гл. 28).

Региональные власти в рамках налогового законодательства принимают закон конкретного субъекта РФ о размерах и порядке уплаты налога на своей территории.

Напомним ключевые моменты.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке.

Налогоплательщиками являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы.

Налоговая база в отношении видов транспорта, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, отчетными периодами - I, II, III кварталы. При этом субъекты РФ могут не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360 Налогового кодекса РФ).

Сумму налога и авансовых платежей, уплачиваемых в течение года, организации исчисляют самостоятельно.

Расчет производится так. Налог определяется по каждому транспортному средству как произведение соответствующей налоговой базы и ставки. Авансовые платежи по истечении каждого отчетного периода исчисляются в размере 1/4 суммы налога. По итогам налогового периода организация перечисляет в бюджет разницу между начисленной суммой налога и суммами уплаченных ранее авансов.

Компании (у которых есть зарегистрированный на них транспорт) по окончании налогового (отчетного) периода представляют декларацию (авансовый расчет) в налоговый орган по местонахождению транспортных средств.

Сроки сдачи отчетности установлены в пункте 3 статьи 363.1 Налогового кодекса РФ:
- для декларации - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- для авансовых расчетов - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам утверждены приказами Минфина России от 13 апреля 2006 г. № 65н и от 23 марта 2006 г. № 48н соответственно.

Отметим, что если региональным законом отчетные периоды не установлены, то авансовые расчеты представлять не нужно.

Обратите внимание: организации, применяющие «упрощенку», освобождены от сдачи авансовых расчетов независимо от того, установлены в регионе отчетные периоды по транспортному налогу или нет.

Уплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Сроки уплаты налога и авансов для регионов не могут быть установлены ранее тех, что указаны в Налоговом кодексе РФ. Причем если раньше это касалось только самого налога, то с 1 января 2010 года правило распространяется и на авансовые платежи (изменения в п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. № 283-ФЗ). Следовательно, регионы не могут установить дату уплаты авансовых платежей раньше, чем 30 апреля, 31 июля и 31 октября.

Таким образом, региональные власти определяют три основных компонента закона: ставки налога (в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), порядок и сроки его уплаты. Кроме того, при принятии закона субъектами РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. 

МЕСТО НАЛОГОВОГО УЧЕТА

В целях учета организации в налоговых органах местонахождением имущества для транспортных средств признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового - местонахождение собственника имущества (подп. 2 п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).
 
Изменения в законодательстве

Изначально федеральные законодатели пытались увеличить с 2010 года сами ставки транспортного налога. Однако затем все проблемы, связанные с повышением налога, решили переложить на плечи региональных коллег и осуществили это в Федеральном законе от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ.

Что же изменилось с этого года?
1. Налоговые ставки по регионам разрешено увеличивать (уменьшать) не более чем в десять раз (п. 2 ст. 361 Налогового кодекса РФ). Ранее законодательство позволяло пятикратную корректировку. Так что реально ставки могли увеличиться в два раза.

В письме Минфина России от 3 декабря 2009 г. № 03-05-06-04/401 разъяснено, что внесенные законом № 282-ФЗ поправки не влекут автоматического увеличения налоговых ставок, а расширяют диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по их установлению.

2. Расширены критерии, по которым субъекты РФ имеют право вводить дифференцированные ставки. Ранее различие допускалось в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства.

Теперь ставки разрешено дифференцировать в зависимости от года выпуска техники и ее экологического класса (вместо срока полезного использования). Обычно они уменьшаются для новых автомобилей, которые и экологичнее, и имеют меньший срок, прошедший с года их выпуска.

Напомним, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа и назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства. Об этом сказано в письме Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1.

3. Уточнено, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска. Например, если автомобиль выпущен в декабре 2005 года, то при исчислении налога за 2010 год количество лет, прошедших с года его выпуска, составит четыре года: 2006, 2007, 2008 и 2009 годы. То есть узаконен порядок, прописанный в пункте 27 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177. 

ДЕЛИТЬ СТАВКИ ПО КАТЕГОРИЯМ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НЕЛЬЗЯ

Если региональные власти производят дифференциацию ставок не по транспортным средствам, а по самим налогоплательщикам, это неправильно.

Президиум ВАС РФ рассмотрел эту проблему в постановлении от 27 января 2009 г. № 11519/08. Арбитры указали на то, что, согласно пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от категории транспортного средства и его мощности. Дифференциация ставок в зависимости от субъекта налогообложения федеральным законом не предусмотрена, и региональным законодателям такое право не предоставлено. Следовательно, у них отсутствуют полномочия устанавливать разные ставки транспортного налога для юридических и физических лиц на один и тот же вид автомобиля, той же категории и мощности.

Варианты учета в различных ситуациях

Разберем несколько наиболее характерных ситуаций. 

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫПЛАТ

Так как в разных регионах страны ставки налога могут существенно отличаться, у строительных компаний имеется законная возможность уменьшить сумму транспортного налога, зарегистрировав транспорт по местонахождению тех своих филиалов, где ставки ниже.

В настоящее время в пункте 24 Порядка регистрации транспортных средств (приложение № 1 к приказу МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001) прямо установлено, что регистрация транспортных средств производится по местонахождению юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, или по местонахождению их обособленных подразделений.

При этом в письме Минфина России от 16 апреля 2007 г. № 03-05-06-04/20 чиновники также отметили, что налогоплательщики имеют право регистрировать транспорт у себя в филиалах.

В то же время увлекаться такой оптимизацией не стоит. Например, некоторые организации (особенно те, у которых транспорта много) специально открывают для этих целей обособленное подразделение.

Напомним, в статье 11 Налогового кодекса РФ под ним понимается любое территориально обособленное подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Формально это может быть одно рабочее место с одним сотрудником.

Конечно, налоговики будут сопротивляться. Их основной задачей (в целях не допустить уменьшения налоговых поступлений) станет сбор доказательств, что на самом деле транспорт по месту регистрации не используется и его регистрация - это фикция. Хотя никакой привязки уплаты налога к месту эксплуатации автомобилей в законодательстве и нет, при налоговом планировании этот момент все же следует учитывать.  

ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ПО МЕСТОНАХОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТА

Обратите внимание: обязанность встать на учет по местонахождению транспортных средств - это отдельное основание для учета организаций налоговыми органами (п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Если компания приобрела и зарегистрировала транспортные средства в установленном порядке, больше ничего делать ей не нужно (имеется в виду подавать в связи с этим дополнительное заявление в ИФНС).
Налоговики получат информацию от ГИБДД или Ростехнадзора, которые обязаны сообщить им о регистрации транспорта на подведомственной территории в течение 10 дней. Это определено пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 8 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н (действует с 10 марта 2010 г.), датой постановки организации на учет по этому основанию является дата регистрации транспортного средства.
 
ЕСЛИ ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ ПРОИСХОДИТ СРЕДИ ГОДА

Как платить транспортный налог, когда перерегистрация происходит в середине года, разъясняется в письме Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-05-05-04/11. Если автомобиль снят с учета в одном субъекте России и в том же месяце перерегистрирован на ту же организацию в другом регионе, то налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому местонахождению автомобиля налог начинают платить со следующего месяца. При этом используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в одном субъекте РФ, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. Причем в число полных месяцев включается и месяц перерегистрации.

ПРИМЕР 1
ООО «Спецстроймонтаж» находится в регионе, где ставка для грузовых автомобилей с мощностью свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) установлена в размере 85 руб.

То есть значение, установленное в Налоговом кодексе РФ, увеличено пятикратно (17 руб. х 5). В соседнем регионе аналогичная ставка равна 68 руб.

Общество имеет 19 автомобилей мощностью свыше 250 л. с. Следовательно, общая сумма налога по ним по местонахождению головной компании за 2010 год составила бы 403 750 руб. (250 л. с. х 85 руб/л. с. х 19 авт.).

Организация занимается прокладкой нефте-, газопроводов, то есть ведет работы не по месту своей регистрации, а на различных территориях, включая и соседний регион.

Поэтому было решено открыть в соседней области обособленное подразделение и перевести туда все указанные автомобили. Перерегистрация была произведена в апреле 2010 года.

Таким образом, сумма транспортного налога, которую ООО «Спецстроймонтаж» должно будет уплатить в бюджет за 2010 год, составит всего 349 916 руб., в том числе:
- по месту головной организации - 134 583 руб. (250 л. с. х 85 руб/л. с. х 19 авт. х 4 мес. : 12 мес.);
- по месту филиала - 215 333 руб. (250 л. с. х 68 руб/л. с. х 19 авт. х 8 мес. : 12 мес.).

Сравнив ее с первоначальной суммой годового налога, увидим, что экономия за год при таком варианте составит 53 834 руб. (403 750 - 134 583 - 215 333).

Нередко вопросы по расчету налога возникают у строительных организаций и в случаях приобретения и продажи транспортных средств.

Рассмотрим порядок применения коэффициента при неполном периоде владения транспортом.

ПРИМЕР 2
ООО «Северо-Запад-Строй» приобрело в 2010 году три грузовых автомобиля:
- самосвал МАЗ 551605-280 (зарегистрирован 15 января 2010 г., снят с учета 2 декабря 2010 г.);
- седельный тягач DAF 95 XE (зарегистрирован 2 марта 2010 г., снят с учета 11 марта 2010 г.);
- самосвал КамАЗ 4528-30 (зарегистрирован 20 апреля 2010 г., снят с учета 10 августа 2010 г.).

За налоговый период (2010 г.), согласно пункту 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога для каждого из этих автомобилей определяется с учетом следующих коэффициентов (они указываются по коду стр. 020 в гр. 9 разд. 2 декларации по транспортному налогу с точностью до сотых долей).

Для удобства данные представим в виде таблицы.
 

Марка транспортного средства
Период регистрации на данную организацию
Коэффициент
МАЗ 551605-280
С 15 января по 2 декабря 2010 года
К = 1 (12 мес. / 12 мес.)
DAF 95 XE
С 2 марта по 11 марта 2010 года
К = 0,08 (1 мес. / 12 мес.)
КамАЗ 4528-30
С 20 апреля по 10 августа 2010 года
К = 0,42 (5 мес. /12 мес.)

ДВАЖДЫ НАЛОГ ПЛАТИТЬ НЕ НУЖНО

Нередко строительные компании приобретают технику в лизинг. Если она учитывается у лизингополучателя на балансе и была зарегистрирована на него при передаче, а впоследствии (при выкупе и переходе права собственности) произведена перерегистрация на ту же компанию (в связи с изменением статуса владельца), как платить налог? Ведь применение коэффициента приведет к двойной уплате налога в месяце перерегистрации.

Специалисты Минфина России в письме от 25 декабря 2007 г. № 03-05-06-04/45 разъяснили, что норма пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ здесь неприменима - она распространяется только на случаи приобретения, реализации (отчуждения или уничтожения) транспортного средства. А в рассматриваемой ситуации смены лица, на которое в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство, не происходит. Поэтому исчисление налога должно производиться в общем порядке, то есть с учетом общего количества месяцев регистрации данного автомобиля на налогоплательщика.

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №5, май 2010 г.

Начать дискуссию