Киргизия взорвалась очередным народным бунтом. Финансовый крах государства под управлением проворовавшейся администрации Курманбека Бакиева привел к тому, что новые руководители страны лихорадочно ищут деньги в соседних странах, и в первую очередь в России. А нужно ли России тратиться на южного соседа по СНГ, и если нужно, то зачем?
Зампред нового кабинета министров Киргизии Алмазбек Атамбаев, слетав в Москву, тут же заявил о том, что Путин согласился безвозмездно выделить его стране как минимум $150 млн. Правда, российская сторона этот оптимизм охладила: пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков заметил, что Атамбаев «выдает желаемое за действительное». Тем не менее, сегодня "Интерфакс" сообщил, что, по заявлению министра финансов РФ Алексея Кудрина, тот считает возможным выделение Киргизии
Депутат Госдумы Семен Багдасаров твердо убежден: пришло время ковать железо, пока оно горячо:
«Россия к падению Бакиева не имеет никакого отношения, какие бы намеки не делал сам Бакиев. Понятно, почему он обвиняет нашу страну: в последнее время он и его родственники у власти проводили явно антироссийскую политику. И это не только махинации с авиабазой Манас, но и присвоение огромных средств – кредиты последних лет на 300 миллионов долларов кредитов и прощенные более старые долги на еще 150-180 миллионов. Это беспринципность такая, и она распространялась на всю Киргизию, на всех. Коррупция всегда была и есть – но такой уровень, как при Бакиеве, когда отбиралось все в семейную казну, встречается очень редко. Там были обижено все население. И влиять нам на что-то было не нужно, руководство Киргизии само спровоцировало ситуацию.
Американцы тут тем более ни при чем: трудно было представить себе более проамериканского президента, чем Бакиев. Манас при Бакиеве превратился не только в пункт транзитного перелета. Не секрет, что там базировались средства радиоэлектронной разведки на территории сопредельных стран, в том числе Китая, Казахстана и России. Через Киргизию проходило в Россию, по разным оценкам, от 60 до 70% всего афганского героина. А в ноябре прошлого года Бакиев по просьбам американских друзей разогнал отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Объем перехватываемых наркотиков сразу упал в 10 раз.
Я очень доволен заявлением Путина, который моментально предложил Киргизии гуманитарную и экономическую помощь. Мы должны твердо и недвусмысленно вернуть эту страну в свою сферу влияния и сказать американцам: «Ребята, это не ваша территория, вам здесь делать нечего».
«Если мы не окажем эту помощь, то будут два варианта ближайшего будущего Киргизии, - говорит вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев. – Первый из них – это хаос и распад страны на несколько анклавов, подконтрольных разным группировкам. Правительство Отунбаевой ресурсами для контроля всей страны однозначно не обладает. Внутри самой оппозиции наблюдаются разброд и шатания. Если оставить все как есть, то завтра-послезавтра вчерашние победители начнут делить власть заново. Образуется черная дыра (в том числе с точки зрения наркотрафика), и устанавливать отношения с этим конгломератом районов России будет куда сложнее. Да и соседние страны сидеть сложа руки не будут. Могут подсуетиться Казахстан и Узбекистан: ведь были в свое время планы по расчленению Киргизии на Северную и Южную. К ним, кстати, прямое отношение имели американцы.
Второй вариант – активное «перетягивание» нового киргизского руководства на свою сторону нашими геополитическими конкурентами, в первую очередь, разумеется, США. Не вмешаемся мы, вмешаются другие. Киргизия интересна не столько своими ресурсами, своей экономикой, сколько своим военно-стратегическим положением. Очень удобный плацдарм в сердце Центральной Азии, рядом с проблемным Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая. Напомню, что Аскара Акаева американцы в свое время помогли сместить как раз после того, как он отказался разместить на территории Киргизии разведывательные самолеты – АВАКСы».
«Если Россия срочно не создаст в Киргизии военный плацдарм, на юге страны, в Ферганской долине уже этим летом повторятся этнические столкновения, и гораздо более кровавые, чем в 1999-м, - считает руководитель Службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. - И уж точно они будут на порядок хуже тех событий, которые были в Андижане в 2005-м».
«Наша главная проблема - в нашей мягкотелости, - заявляет Семен Багдасаров. - В пятимиллионной Киргизии проживает около 250 000 человек с российскими паспортами. Мы недавно приняли изменения в закон об обороне, которые позволяют нам в случае необходимости применять военную силу для защиты наших граждан. Мы должны недвусмысленно поставить вопрос: вы с нами, или против нас? Если с нами, то люди в Киргизии должны понимать: вот у них понизили цены на ЖКХ, мобильную связь – и это благодаря России. А если против, то напомню, что киргизские мигранты привозят в свою страну за год до 800 миллионов долларов, преимущественно, конечно, из России. Не с нами вы – значит, вводим визовый режим, поезжайте в Америку зарабатывать».
Но все последние годы развития Киргизии показали, что насаждаемые извне «демократические принципы» имеют слабое отношение к реальным принципам жизни этой страны. Бывший оппозиционер Курманбек Бакиев очень быстро превратил республику в личное хозяйство своей семьи. Где гарантии того, что новые российские вливания не пойдут на тайные счета «новейшей оппозиции», попросту говоря, не будут разворованы?
«Если честно, к новой власти у меня доверия еще меньше, чем к старой, - замечает Александр Собянин. – Финансовая поддержка со стороны России, безусловно, нужна, но она должна сопровождаться максимальным контролем».
« Я вообще считаю, что Киргизия должна войти в состав России на правах еще одного федерального округа, - говорит Сергей Михеев. – Только генерал-губернатор, то есть полпред президента, сможет навести там порядок. И предпосылки для объединения есть, надо лишь умело их использовать».
Похоже, «притяжение» Киргизии в российскую орбиту вполне реально. Алмазбек Атамбаев успел сообщить, что вопрос дальнейшего пребывания американского центра транзитных перевозок в аэропорту Манас будет рассматриваться заново.
«По американской базе мы будем смотреть договор, он, по-моему, заключался на один год, - заявил новый вице-премьер Атамбаев. – Конечно, это общее дело, чтобы была стабильность в Афганистане, но нельзя забывать, особенно после инцидента в Иране, что по этой базе нам могут и ответным ударом шарахнуть!"
Идея ввести в страну для поддержания порядка миротворческие силы ООН революционерам тоже не кажется правильной. Так что дальше все будет зависеть от дипломатического искусства и решимости. Ясно одно – из своих вложений, раз уж они неминуемы, Россия должна постараться извлечь максимальную пользу.
Начать дискуссию