Бюджетный учет

Средства потрачены неверно. Накажут?

Бюджетные деньги необходимо тратить на цели, на которые они были выделены, в соответствии с утвержденными кодами. Если это не соблюдается, контролеры могут наказать учреждение за нецелевое использование средств.
Бюджетные деньги необходимо тратить на цели, на которые они были выделены, в соответствии с утвержденными кодами. Если это не соблюдается, контролеры могут наказать учреждение за нецелевое использование средств.
(В этом году действуют новые Указания о порядке применения бюджетной классификации. Избежать ошибок поможет материал, опубликованный в журнале «Учет в бюджетных учреждениях» № 4, 2010, а также электронный консультант). Однако, как показывает арбитражная практика, действия проверяющих не всегда правомерны.
ЧТО СЧИТАЕТСЯ НЕЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ

Расходовать целевые средства учреждения должны строго в соответствии со сметой.

Это четко следует из норм пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ.

Сама смета формируется в разрезе кодов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ (п. 1 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н).

При этом под нецелевым использованием средств, полученных из бюджета, понимается трата денег на иные цели, нежели предусмотренные в смете доходов и расходов, а также те траты, которые идут вразрез:
— с утвержденным бюджетом;
— с бюджетной росписью;
— с уведомлением о бюджетных ассигнованиях;
— с иным документом, являющимся основанием для получения средств (ст. 289 Бюджетного кодекса РФ).

Итак, проверяющие из Росфиннадзора предъявят учреждению претензии:
— во-первых, если бюджетные средства будут потрачены на цели, не предусмотренные сметой;
— во-вторых, если деньги расходуются не по тому коду статей (подстатей) КОСГУ (то есть когда средства выделены по одной статье, а расходуются по другой).

Как показывает практика, наибольшее количество претензий связано как раз со случаями, когда целевые средства используются не по тем кодам статей (подстатей) КОСГУ. Например, учреждение оплатило услуги нотариуса (подстатья КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги») деньгами, которые предназначались для выплаты заработной платы (подстатья КОСГУ 221 «Заработная плата»). Ревизоры посчитали это нецелевым использованием бюджетных средств, и судьи их поддержали (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А33-6767/08-Ф02-7084/08).

ЕСЛИ РАСХОДОВАНИЕ РАЗРЕШИЛ ГЛАВНЫЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

У каждой бюджетной отрасли своя специфика. Поэтому на практике распорядители бюджетных средств предлагают нижестоящим учреждениям свои варианты применения статей КОСГУ. Например, Федеральное агентство по образованию РФ в 2007 году рекомендовало учреждениям расходовать средства на материальную помощь детям-сиротам по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». В то время как проверяющие Росфиннадзора настаивали, что средства должны расходоваться по статье 262 «Пособия по социальной помощи населению». Эта ситуация стала поводом для судебного разбирательства. В итоге арбитры поддержали учреждение (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 января 2009 г. № А10-2288/08-Ф02-6908/08).

Более того, в конце прошлого года Минфин России выпустил письмо от 18 декабря 2009 г. № 02-07-10/5856. В нем чиновники указали: если смета либо иные документы, которые являются основанием для получения бюджетных средств, составлены вразрез с официальными методическими рекомендациями по применению бюджетной классификации РФ, то это не повод штрафовать учреждение.

Иными словами, важен тот факт, что учреждение потратило деньги в порядке, который для него предусмотрел главный распорядитель бюджетных средств. Даже если это не соответствует методическим указаниям. Поэтому учреждение не могут оштрафовать за нецелевое использование. В этом случае ревизоры должны обратиться к главному распорядителю бюджетных средств и решить все вопросы с ним.

Будут ли ревизоры из Росфиннадзора придерживаться этих правил, неизвестно. Правоприменительной практики на сегодняшний день еще не сложилось.

А ЕСЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО НЕ ОПРЕДЕЛЕНО, НА КАКУЮ СТАТЬЮ (ПОДСТАТЬЮ) ОТНЕСТИ РАСХОД?

В статьях (подстатьях) КОСГУ приведены далеко не все расходы, с которыми на практике может столкнуться учреждение. Поэтому список расходов является открытым.

Как быть в ситуации, если неясно, на какую статью отнести тот или иной расход? По мнению Пленума ВАС РФ (п. 14 постановления от 22 июня 2006 г. № 23), профинансировать расходы можно за счет любой другой статьи (подстатьи). Это не будет считаться нецелевым использованием бюджетных средств.

Например, университет заказал экспертизу сметной документации, связанной с капитальным ремонтом. Расходы были профинансированы за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Но ревизоры посчитали, что в этом случае необходимо было использовать подстатью КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Судьи встали на сторону учреждения, указав, что на момент перечисления денег не было ясно, за счет каких статей нужно оплачивать эти услуги (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2009 г. № А82-4751/2009).

СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСПРАВЛЕНИЕ СИТУАЦИИ ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ САНКЦИЙ

Если учреждение допустит ошибку и израсходует средства не по той статье (подстатье) КОСГУ, но при этом вовремя исправится — например, направит письмо в казначейство и уточнит код, то ответственности оно может избежать.

Так, образовательное учреждение отнесло расходы на приобретение ГСМ (статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов») на подстатью 222 «Транспортные услуги». Обнаружив ошибку, учреждение направило в казначейство письмо и уточнило код. Проверяющие все равно посчитали это нарушением, однако арбитры приняли решение в пользу учреждения (постановление ФАС Поволжского округа от 5 июня 2008 г. № А55-472/2008).

ЗА НАРУШЕНИЕ ПРЕДУСМОТРЕНА АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…

За нецелевое использование бюджетных средств учреждение может быть привлечено к административной ответственности. В этом случае сумма штрафа составит от 40 000 до 50 000 руб. Для руководителя штраф в 10 раз меньше — от 4000 до 5000 руб. (ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Если растрата произошла в крупном, особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, то речь пойдет уже об уголовной ответственности (ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ). При этом под крупным размером подразумевается сумма бюджетных средств, превышающая 1 500 000 руб., а под особо крупным — сумма свыше 7 500 000 руб. К уголовной ответственности может привлекаться должностное лицо учреждения, которое имеет право распоряжаться бюджетными средствами. То есть руководитель или его заместитель, главный (старший) бухгалтер.

Наказание за растрату в крупном размере такое:
— штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
— арест на срок от четырех до шести месяцев;
— лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если правонарушение совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, сумма штрафа составляет от 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Также предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Напомним, что к уголовной ответственности должностное лицо можно привлечь лишь в том случае, если будет доказано, что правонарушение совершено умышленно (определение Верховного суда РФ от 10 ноября 2006 г. № 69-о06-31).

К административной ответственности могут привлечь не всегда

О том, что за нецелевое использование бюджетных средств учреждение могут привлечь к административной ответственности, прямо сказано в статье 289 Бюджетного кодекса РФ. При этом срок давности за такое нарушение составляет один год (ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Учреждения, как правило, проверяют за несколько финансовых периодов. Поэтому не исключено, что к тому моменту, как контролеры составят акт проверки, срок давности по выявленным нарушениям уже закончится. А стало быть, учреждение (его должностных лиц) нельзя будет привлечь к административной ответственности.
…А ТАКЖЕ БЮДЖЕТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если бюджетные средства расходуются не по назначению, то они могут быть изъяты в бесспорном порядке. Так сказано в статье 289 Бюджетного кодекса РФ. Напомним: раньше помимо изъятия средств использовалась другая мера бюджетной ответственности — блокировка расходов. О самой процедуре блокировки было сказано в статье 231 Бюджетного кодекса РФ. Но эта статья утратила силу 1 января 2010 года (п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ). Так что на сегодня единственной мерой бюджетной ответственности считается изъятие средств в бесспорном порядке.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №5, май 2010 г.

Комментарии

1
  • Быстров М.А.

    тестиование и цитаты

    Цитата:
    одстатья 211" Заработная плата" Подстатья 221" Услуги связи"
Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Интересные материалы

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.