С 1 января компании могут не отправлять в налоговую еще раз те документы, которые они уже сдавали при выездных или камеральных проверках. Налоговики уверяют, что нововведение касается вообще всех проверок и встречных в том числе. Аудиторы рекомендуют компаниям подстраховаться и составлять опись сданных документов. А главные бухгалтеры выясняют, как избежать претензий проверяющих. Для обсуждения нового порядка мы пригласили в редакцию специалиста из ФНС России и экспертов-практиков.
Сергей ТАРАКАНОВ, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Андрей ПРИХОДЬКО, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит»
Артем ШМАКОВ, главный бухгалтер ООО «Экспресс»
Артем ШМАКОВ:
– По идее, пункт 5 статьи 93 Налогового кодекса, который мы собрались здесь обсудить, упростил работу мне и моим коллегам. Но за то время, пока он действует, уже накопились вопросы. В основном все споры вокруг этого пункта сводятся к трем моментам: распространяется ли ограничение на встречные проверки, как составляется опись при представлении документов и вообще нужна ли она. Сразу скажу, что во многих регионах налоговики стали требовать ее в обязательном порядке. И могут ли инспекторы просто потерять документы, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы.
Сергей ТАРАКАНОВ:
– Сразу сделаю важное и все-таки приятное для компаний замечание. Новое правило касается не только камеральных и выездных, но и встречных проверок тоже.
Артем ШМАКОВ:
– Но ведь в кодексе поименованы только камеральные и выездные проверки. И формально получается, что налоговики в рамках встречных проверок могут истребовать сколько угодно документов…
Андрей ПРИХОДЬКО:
– Я согласен с коллегой. В кодексе четко говорится, что налоговики не вправе истребовать именно у проверяемой компании документы, ранее представленные при проведении камеральных или выездных проверок. А при истребовании информации в рамках пункта 1 статьи 93.1, который как раз и говорит о «встречках», сведения запрашиваются у контрагента проверяемой компании.
Сергей ТАРАКАНОВ:
– Действительно, пока официальных разъяснений ФНС России нет. Тем не менее неофициальная позиция ведомства сводится к тому, что ограничения действуют и для встречных проверок. Позднее эта позиция будет отражена во внутренних документах налоговой службы. В частности, будет создан регламент по формированию специального информационного ресурса. В нем будут собраны все документы, полученные при проверках. При необходимости инспекторы смогут получить нужный им документ из этой базы.
Артем ШМАКОВ:
– Конечно, создание такой базы – большое удобство и для компаний, и для налоговиков. Но пока механизм хранения и обработки документов не налажен. Поэтому я думаю, что компаниям лучше подстраховаться и составлять опись при представлении документов. Я вообще считаю, что опись – очень полезная вещь. Хоть на ее составление и требуется время, я никогда его не жалею. Правда, от коллег я слышал, что иногда инспекции просят составлять описи уж слишком подробно, чуть ли не с прописыванием данных из всех строк счетов-фактур.
Сергей ТАРАКАНОВ:
– Это уже перегибы. Полагаю, что реквизиты документов в описи можно написать в разумных пределах. То есть главное, чтобы по ним можно было идентифицировать документ. Достаточно поставить дату документа, номер и имя сотрудника, который его составил.
Андрей ПРИХОДЬКО:
– Согласен.Опись – подспорье не для налоговиков, а для налогоплательщиков. Поэтому компания даже может отказаться составлять опись, если она ей не нужна, а налоговики ее требуют. В законе нигде такой обязанности не прописано. То же самое относится и к требованиям налоговиков представлять несколько копий документов. Одной копии вполне достаточно.
Сергей ТАРАКАНОВ:
– Кстати, про копии. Не забывайте, что инспекторы имеют право повторно истребовать те документы, которые им были сданы не копиями, а в виде подлинников. Ведь инспекция возвращает их обратно.
Артем ШМАКОВ:
– А если компания документы уже сдавала, причем не подлинники, которые были возвращены, а именно копии, а налоговики говорят, что это не так. Дескать, компания ошибается. Кто должен доказывать, что документы все-таки были представлены?
Сергей ТАРАКАНОВ:
– В этом случае доказывать придется компании. Это связано с особенностями доказывания так называемых отрицательных юридических фактов. Зато налоговой инспекции в свою очередь придется доказывать правомерность истребования конкретных документов.
Андрей ПРИХОДЬКО:
– Для доказательства того, что документы уже представлены, компании, у которой их неправомерно повторно требуют, достаточно написать в налоговую письмо со ссылкой на пункт 5 статьи 93. К нему и надо приложить опись.
Артем ШМАКОВ:
– А если инспекция сошлется на то, что документы придется представлять повторно из-за того, что они были утеряны вследствие «непреодолимой силы»? Есть по пункту 5 статьи 93 у налоговиков такая возможность. Не получится ли так, что инспекторы будут выдавать за форс-мажорные обстоятельства ситуации, когда они просто-напросто потеряли документы?..
Сергей ТАРАКАНОВ:
– В Налоговом кодексе нет определения обстоятельств непреодолимой силы. Нет и позиции Минфина или ФНС России по этому вопросу. Но статья 401 Гражданского кодекса РФ к обстоятельствам непреодолимой силы относит чрезвычайные и непредотвратимые. Какие события относятся к таковым, описано в законе о чрезвычайных ситуациях (Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 68-ФЗ. – Примеч. ред.). Это, к примеру, аварии или стихийные бедствия. И если инспекторы будут ссылаться на какие-то другие якобы чрезвычайные обстоятельства, то им вполне можно отказать в повторном представлении документов.
Артем ШМАКОВ:
– То есть инспекторы обязаны все-таки точно рассказать, при каких обстоятельствах пропали документы?
Сергей ТАРАКАНОВ:
– Безусловно. В случае повторного истребования утраченных документов инспекторы должны сообщить об обстоятельствах, которые к этому привели. И если налогоплательщик посчитает, что требование неправомерно, он может обратиться в суд. Там, кстати, инспекторы сами будут доказывать факт утраты документов.
Андрей ПРИХОДЬКО:
– И все-таки, согласитесь, иногда легче представить документы, чем потом тратить время, деньги и нервы на судебные разбирательства.
ИТОГИ
Можно не сдавать в инспекцию документы второй раз. Даже если ИФНС требует их при встречной проверке. Исключений два. Во-первых, если бумаги были утрачены налоговиками из-за чрезвычайных обстоятельств – аварии, стихийного бедствия. Во-вторых, если документы были сданы в подлиннике и возвращены в компанию. И только в суде можно доказать, что компания уже сдавала документы, если инспекция утверждает обратное. Но можно подстраховаться и подготовить опись документов, заверенную отметкой налоговиков. Тогда все разногласия можно решить без суда.
Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 5, 2010
Комментарии
1А я хотела бы знать , что такое отметка.Самонаборный штампик за 150 рублей, содержащий название налоговой?Должна ли стоять пиодпись должностного лица?Должна ли стоять дата?По-моему, это не урегулировано.Во всяком случае, я пока не могу найти ответ, что из себя есть"ОТМЕТКА"?В каждой налоговой свое понятие. Я считаю, должно бытьвх.номер, название налогвой, дата, подпись должностного лица и расшифровка. Иначе как доказать, что я не сама его поставила.Наша налоговая категорически во главе с юристом отказывается ставить всякие опознавательные отпметки.Мол, обычай у нас такой, не подписываем.Просто возмутительно.Нас просят на каждой бумажке писать : "..получил по доверенности.. такой-сякой...расшифровка...подпись.. дата..." и к каждой!! декларации приложить отдельную доверенность в оригинале!!!