Экономика России

Летом больше и дороже

Росавиация опубликовала вчера показатели перевозок за 1 квартал 2010 года. Прирост на международных линиях составил порядка 50%, на внутренних - чуть более 30%. Но какой ценой это достигнуто? И что ждать от цен на билеты нынешним летом?
Летом больше и дороже
На фото руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании «Скай Экспресс» Виталий Коренюгин

Росавиация опубликовала вчера показатели перевозок за 1 квартал 2010 года. Прирост на международных линиях составил порядка 50%, на внутренних - чуть более 30%. Но какой ценой это достигнуто? И что ждать от цен на билеты нынешним летом?

В преддверии летнего сезона спрос на авиаперевозки продолжает расти. Занятость кресел возросла уже в марте-апреле. Лидерами по росту занятости кресел в истекшем периоде стали Аэрофлот и SkyExpress.

Аэрофлот, ориентированный на премиальный эконом и премиум сегменты пассажиров, изменил своим принципам и обратил внимание на бюджетный сегмент пассажиров, снизив цены билетов до уровня бюджетных перевозчиков. SkyExpressже остался верен себе и продолжил работать в нише бюджетных перевозок без излишеств, выдерживая цену билетов ниже традиционных компаний на 300-600 рублей. При этом парк воздушных судов и маршрутные сети, как это сделали авиакомпании первой пятерки, мы не расширяли, сумев загрузить имеющийся парк в первом квартале в среднем на 75% и увеличив пассажиропоток на 28%, без потери эффективности перевозок по финансовым результатам. Думаю, что другие перевозчики вряд ли могут похвастаться такими результатами при экстенсивном развитии - наращивании парка техники и, соответственно, увеличении затрат на каждого перевезенного пассажира.  

Авиаперевозки – сезонный бизнес. Как минимум, его можно разделить на летний и зимний сезон. И если лето, традиционное время отпусков, не имеет ярко выраженных всплесков или понижений спроса на перевозки, то в зимний сезон, длящийся с октября по март, есть новогодние и рождественские праздники с продолжительным нерабочим периодом, когда происходит декадный всплеск пассажиропотока на фоне низкой активности населения. На рост или понижение цен в тот или иной сезон оказывают влияние достаточно много факторов, главный из которых, конечно же, спрос.  

Традиционно, большинство авиакомпаний открывают продажи на летнее расписание уже в феврале и наиболее предприимчивые граждане, которые заранее планирует свой отпуск и маршруты передвижения, покупают недорогие билеты на регулярные рейсы. Именно в период с февраля по май основная доля недорогих билетов на популярные курортные направления, такие как, например, Сочи и Анапа полностью выкупаются. Естественно, что количество билетов с низкими тарифами ограничено у любого перевозчика и бюджетного, где квота недорогих билетов побольше, и традиционного, где квота специальных тарифов гораздо меньше. Это, как говорится, одна сторона медали.  

Вторая сторона - это реакция авиакомпаний на повышающийся спрос на авиаперевозки в сезон и действия, направленные на получения максимальной выгоды от продаж билетов и повышения загрузки самолетов. Причем получение максимальной выгоды обусловлено еще и компенсацией убытков и недополученных доходов в низкий сезон.  

Настройки тарифной политики каждого перевозчика индивидуальны, а подходы в привлечении клиентов и ценообразовании зависят от типа и вместимости воздушного судна, наличия конкурентов на маршрутах и характера направления (делового или курортного). Например, рост пассажиропотока из Москвы в Сочи увеличивается в июне-августе в 3 раза по сравнению, например, с ноябрем. И это притом, что в летний сезон на направлении оперируют 10-14 перевозчиков, которые получают хороший доход с направления, но не могут полностью удовлетворить спрос. А вот «деловое» направление Москва-Екатеринбург не прирастает даже вдвое летом по сравнению с, например, «низким» месяцем апрелем. Это направление не подвержено сильным сезонным колебаниям, но доход перевозчиков на подобных направлениях стабилен, за счет частолетающих пассажиров.  

Еще одним важным фактором роста цен на авиабилеты является рост цен на авиатопливо в летний сезон. Например, стоимость тонны керосина в этом году уже выросла в среднем на 700 рублей, и многие авиакомпании повысили размеры топливных сборов. Есть еще много факторов, влияющих на рост цен. Например, это увеличение тарифов естественных монополий – аэропортов и аэронавигации, расходы на которые в себестоимости перевозки могут достигать 10-15%. Таким образом, любое повышение тарифов в инфраструктуре, обслуживающей авиакомпанию, отражается на цене билета.  

По прогнозам британского Центра экономических и деловых исследований, к 2011 году авиатарифы вырастут на 11,5%. В России же основными причинами роста тарифов будут рост цен на авиакеросин, желание авиаперевозчиков покрыть убытки прошлых периодов и высокие лизинговые платежи за ввезенные в Россию в большом количестве самолеты.

Считаете ли вы приемлемыми существующие цены на авиаперевозки в российских авиакомпаниях?

Проголосовали 7 человек

Начать дискуссию