«Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет»,- произнес великий. Быть может, это сказал выпускник-отличник по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»? Сказал тогда, когда впервые пришел на долгожданную работу.
Для начала – небольшая фирма. Официальное знакомство с директором - и вот, свобода действий. Новоиспеченный главбух озирается на рабочем месте. Ищет папки регистрации документов, отчетность, учетную политику … и не находит. Кидается к компьютеру, а там в программе последняя запись полугодовой давности.
К директору, пока тот еще не сердит, обратиться можно. Но, оказывается, что тот ничего о бухгалтерских делах не ведает. Предыдущий главбух уволился уже почти месяц назад и на звонки не отвечает.
Наш герой обращается к Закону о бухгалтерском учете:
- ст.6 - Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
- ст. 17- Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
Вот с этим добром новый главбух опять отправляется к руководству. На что директор недвусмысленно заявляет, что взял на работу и платит деньги не за то, что бы слушать морали. Ретировавшись, выпускник - теоретик вопрошает: что делать? Между тем, до сдачи годового отчета остается меньше месяца.
И вот возможные варианты его действий:
1. Сдать очень приблизительную бухгалтерскую отчетность (в млн. руб.). Налоговые декларации тоже сдать наобум в надежде потом их уточнить. Перерыть все ящики и стеллажи, а найденные документы сгруппировать по папкам в хронологическом порядке:
- бухгалтерская отчетность;
- налоговая отчетность;
- книга покупок и книга продаж;
- регистры налогового учета;
- накладные исходящие;
- счета-фактуры выданные;
- накладные входящие;
- счета- фактуры полученные;
- акты выполненных/принятых работ/услуг;
- акты по ОС и НМА;
- договоры;
- приказы;
- документы по з/п;
- авансовые отчеты;
- банк;
- касса;
- бухгалтерские справки-расчеты;
- прочие документы.
Потом распечатать регистры из бухгалтерской программы за тот период, за который это возможно сделать, и выявить недостающую «первичку» путем сравнения. Первичные документы попытаться восстановить. Обработать в программе документы, восстановленные за последнее полугодие. А тут уже и отчетность за 1 квартал на носу. И налоговая, узнав о смене главного бухгалтера, уже идет с проверкой. Очень скоро приходит ощущение, что дома нашего героя уже забыли. Опытные знакомые главбухи только сочувствуют, а директор безо всякого сочувствия уже ищет ему замену.
2. Следующий вариант. Новый главный бухгалтер сообщает директору в письменном виде о запущенности в ведении учета и требует предоставить необходимые документы. В устной форме получает непечатный ответ и быстренько покидает офис, едва успев прихватить трудовую…
3. Новый главбух уверенно:
а) сдает немыслимую отчетность как налоговую, так и бухгалтерскую,
б) вводит в компьютер невообразимые операции,
в) просит премию за восстановление учета и своевременную сдачу текущей отчетности.
А потом приходит проверка, по результатам которой директор и счетовод узнают в полной мере о своей ответственности, а так же о грядущих убытках фирмы. Далее см. окончание п.2. Да, еще будущие работодатели будут неприятно удивлены, когда позвонят за рекомендацией на первое место работы нашего героя.
Но оставим в покое вопрос, кто виноват. А вот на вопрос, что делать, попытаемся ответить.
Если руководство действительно предоставляет интересы собственника, а может одновременно им и является, оно не будет так равнодушно к «налоговым» вопросам. Вряд ли отпустит главного бухгалтера без передачи дел. Вряд ли возьмет на должность главного специалиста без практики. И, скорее всего, сопоставит возможные убытки с расценками фирм, имеющих опыт восстановления учета, формирования налоговой отчетности, и главное, опыт взаимодействия с налоговыми органами.
Если Вы строите дом, вы лично обратитесь к выпускникам строительных специальностей? Наверное, вы выберите солидную строительную организацию, имеющую штат проектировщиков, сметчиков, прорабов, рабочих различных специальностей, узнаете отзывы хозяев тех объектов, которые данная фирма уже строила. Также и с бухгалтерией. Не лучше ли иметь дело с организацией, услуги которой списываются на себестоимость (что немаловажно), НДС принимается к вычету, подписывается договор, в котором определена ответственность исполнителя.
А новичкам совет: начинать надо с малого, с должности простого бухгалтера. Надо окунуться в практику, а иначе «древо жизни» может и засохнуть.
Комментарии
26Хм, реклама.....Сейчас ни один здравомыслящий руководитель не возьмет выпускника ВУЗа на должность главного бухгалтера, минимум опыт работы 3 года.
anticorporative, а что тут ржать-то? Тут все очень реально, даже без преувеличений.
А в бухфирмах студенты может и ведут учет, так это во-первых в Москве, а во-вторых не страшно, если есть грамотный руководитель и технология.
Главбухи-то чем лучше студентов? Понаберут фирм, а знаний - ау! Потом бросают, а директора реально оказываются перед годовым "со сломанным корытом".
Так что если нет денег на нормального главбуха, то никаких совместителей! Только аутсорсинг. А выбирать тщательнЕе.
Ну да, ну да... А аутсорсинговые фирмы понаберут клиентов и посадят заниматься ими тех же начинающих и студентов. Потому что платят работникам копейки. Так что безграмотных работников можно встретить и среди главбухов и среди аутсорсинговых фирм.
А выбирать тщательнее не получится. Потому что фирма с грамотными работниками не может стоить дешево. Иначе грамотным работникам платить будет нечем