Интервью

Управление качеством или Как не мешать успеху своих сотрудников

Какому работнику понравится начальник, контролирующий каждое его действие? А вот коллективная самодисциплина при поддержке электронной системы качества, способна творить чудеса.
Управление качеством или Как не мешать успеху своих сотрудников
На фото Ильяс Зингер

Какому работнику понравится начальник, контролирующий каждое его действие? А вот коллективная самодисциплина при поддержке электронной системы качества, способна творить чудеса. О «конвейере» - уникальной системе оперативного мониторинга и контроля качества работы компании – корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Сергею Васильеву рассказал Ильяс Зингер, генеральный директор ГК «Эффективные решения».

Ильяс, давно известны так называемые «электронные секретари». Выходит, что  ваша компания пошла еще дальше и придумала электронного начальника?

Я бы начальником эту систему не называл. Мы ввели у себя уникальную систему качества, аналогов которой, пожалуй, пока нет ни у кого в России. В книге американского ученого Джеффри К. Лайкера «Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» говорится, что если происходит сбой в качестве производимого товара, то конвейер должен немедленно останавливаться. Конечно, у нас нет физического конвейера, но систему, основанную на этой идее, мы у себя внедрили.

Любой бизнес-процесс можно структурировать и разбить на этапы. А значит возможно установить регламент работы над этими этапами и контролировать их выполнение. В сущности, на этом и базируется популярный стандарт менеджмента качества ISO 9001. Но есть большая проблема. Как вы будете проверять, что составленные регламенты выполняются? Раз в неделю брать регламент и сверять его с фактическим исполнением? Но такая система качества – это, по сути, ее отсутствие, так как руководитель только в конце недели (или месяца) узнает о промахах своих сотрудников. А когда накапливается 10-20 регламентов, они вообще перестают работать, если не сведены в цельную систему. В общем, регламенты – это не выход. Нужно действовать иначе и не давать людям самой возможности уйти влево или вправо от намеченной линии.

Расскажите о вашем «конвейере», в чем его уникальность?

Разработанный нами продукт называется «ЭР: система качества» (в обиходе - «конвейер»). Представьте себе, допустим, бизнес-процесс «Продажи», который состоит из нескольких базовых операций: выявление интереса клиента, назначение встречи, ну, и первоначальное анкетирование. Все эти операции заносятся в систему, при этом четко указывается, что должно являться результатом, устанавливается срок выполнения каждой операции и форма отчетности по ней.

Обычно руководители считают, что достаточно того, чтобы у сотрудника на компьютере выскакивала табличка с напоминанием о нарушении сроков выполнения задачи.  По моему опыту, это не работает. Будет работать, если только весь «конвейер» остановится. Например, съездил сотрудник к клиенту для переговоров, но в течение двух дней после этого не подал письменный отчет о встрече. Рабочий этап считается не пройденным, и система блокирует рабочее место этого сотрудника: отключает доступ к информационному пространству компании, лишает доступа к электронной почте и т.д. В России мало кто дошел до таких мер.

Что происходит после блокировки рабочего места? Штрафуете виновного?

Ни в коем случае! Штрафы – это демотивация сотрудника, они вообще должны быть  повсеместно запрещены. Повторюсь: поможет только временная блокировка рабочего места  одного конкретного человека или  целого подразделения. Тогда все виновники и зависимые службы собираются и конструктивно обсуждают, как и чем этот человек подвел коллектив. Причем кроме морального воздействия на виновного, коллектив вырабатывает способы и мероприятия, которые позволят избавиться от подобных ошибок в будущем.

У многих компаний просто нет инструментов, которые позволили бы отказаться от штрафов, а у нас есть. ТПК – требование к повышению качества. Любая служба, любой сотрудник может составить такое требование в адрес другого сотрудника и другой службы. Таким путем вносятся предложения, помогающие усовершенствовать рабочий процесс. К примеру, мы недавно разбирались, как улучшить учет договоров. Раньше об этом думал только генеральный директор. А когда заблокировалось рабочее место рядового сотрудника, он тоже стал выяснять, почему это произошло, что надо улучшить, чтобы ситуация не повторялась. Проблема перестала быть только проблемой генерального директора и её решение стало частью командной работы.

Не вызывает ли ваша система качества негатива в компании?

У нас «конвейер» работает уже полгода. И хочу сказать, что климат в коллективе не только не ухудшился, но и заметно улучшился. Во-первых, психологический комфорт возрастает за счет того, что с руководителя снимается функция «собаки-попугая». «Собака-попугай»  - это мое определение руководителя, который должен постоянно повторять одно и то же, а периодически еще и рычать. Подобная функция не сразу, но переходит на систему.

Во-вторых, у сотрудников прибавляется чувства собственной значимости. Они понимают, что от них зависит общий уровень работы. В случае блокировки рабочего места сотрудник  сидит и думает, на кого ТПК написать – на себя или на кого-то еще, кто виноват в сложившейся ситуации, что нужно изменить. Возможность реально изменить ситуацию очень влияет на людей. Любой сотрудник начинает ощущать себя творцом. Кроме того у нас существует уникальная система роста мотивации сотрудников. Это одна из самых важных частей нашей системы качества, которая позволяет сотруднику самому ставить себе некие цели и достигать их. При этом люди постоянно развиваются, совершенствуют свои навыки, тем самым  повышая не только качество своей работы но и качество работы предприятия в целом.  Да, для  особенно проштрафившихся сотрудников, есть еще одно наказание – так называемая «управленческая задача». Например, аквариум почистить.

«Конвейер» ставит коллектив в зависимость от работы каждого сотрудника. Но ведь наверняка бывают люди, которые органически несовместимы с подобной системой дисциплины.

Могу судить по опыту собственной компании. С людьми, которых «конвейер» часто блокирует, это происходит по двум причинам. Первая и самая массовая: человек не успел перестроиться на новый стиль мышления. Мы просто даем ему время, чтобы привыкнуть и приспособиться.  Вторая причина – так называемая «итальянская забастовка», когда люди начинают придерживаться регламента очень строго, вплоть до абсурда.

В принципе, сейчас у нас работает около 140 человек, и только у одного или двоих через 3-4 месяца обнаружилась психологическая несовместимость с системой и это в сложной, многофилиальной структуре.

Ильяс, расскажите подробнее на базе каких технических средств построена система?

Технически система полностью построена на базе функционала платформы 1С:8.1. Фактически «Конвейер» - это конфигурация к платформе 1С. Мы используем события и бизнес процессы, на основе 1С:CRM а также собственную разработку «ЭР: Система  управления поручениями» которая является постановщиком задач и отвечает за выполнение бизнес-процессов и блокировки. Всё это гибко настраивается и достаточно просто с точки зрения внедрений.

Нужен ли будет компаниям популярный стандарт менеджмента качества ISO 9001 после распространения вашего «конвейера»?

Во-первых, есть часть регламентов, которые мы пока не смогли включить в систему и  проверяем их выполнение по старинке – раз в месяц, раз в год. А, во-вторых, «конвейер», в отличие от ISO 9001, пока не сертифицирован и не может использоваться для сторонней оценки, к примеру, при участии в тендерах. Но внутренняя его польза, причем реальная польза – несомненна.

У вас в кабинете на стене висит монитор с «системой показателей». Что это?

Это еще один наш оригинальный продукт - дополнительное средство контроля. Оно может работать как независимо, так и вместе с «конвейером», с которым хорошо совмещается. С помощью «системы показателей» можно за 10 минут понять, в каком состоянии находится компания. Динамика снижения дебиторской задолженности, динамика деловой активности компании, производственной активности, просроченные задачи – все данные наглядны и находятся в одном месте!

Насколько я понимаю, вы собираетесь тиражировать свой опыт?
 
Безусловно. «Эффективные решения» возможно первыми в России разработали и внедрили у себя такую систему и получили неоценимый опыт, которым мы собираемся поделиться с другими компаниями.

При тиражировании вашего опыта придется глубоко погрузиться в суть работы заказчика. Шаблон при внедрении такой системы представить трудно.

Сейчас при внедрении любого программного обеспечения, ориентированного на решение бизнес-задач,  вообще не обойтись без консалтинга. Поэтому первый этап работы по установке «конвейера» - оценка бизнес-процессов заказчика и их структурирование. «Конвейер» устанавливается на базу 1С 8.1, но всегда требует настройки под конкретную компанию. Организационные решения – те меры, которые система принимает в случае отклонений от регламента – безусловно, согласовываются с заказчиком.

Что вы хотели бы пожелать нашим читателям?

Я желаю вашим читателям, чтобы у них в ближайшее время появился свой «конвейер», руководители перестали штрафовать сотрудников и вовлекли их в работу по совершенствованию бизнеса.

Комментарии

1
  • Свих Г.Р.

    Вариант круговой поруки?